Просмотр содержимого документа
«Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ ПО ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"»
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ ПО ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
С.В. Никифорова, учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 47» Советского района г. Казани
Одно из требований, предъявляемое к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагает не только активную деятельность учащихся, но и развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но и научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее. Только в том случае, если ученик понимает, что он изучает, почему ему необходимо это делать, какой вклад в общее дело он может внести, и тогда, когда учебный процесс является для него осознанным и понятным, ученик будет принимать активное участие на уроке и делать всё возможное, чтобы усвоить материал урока и только тогда процесс обучения становится намного интереснее и легче для ученика и для учителя. Согласитесь, что сделать это очень сложно. Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый вид деятельности на уроке — рефлексия по ФГОС.
Что же такое рефлексия? Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Авторы толкового словаря русского языка Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. определяют рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Под рефлексией в педагогике понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления и развивающего обучения. Введенный в 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования поставил перед школой задачу формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией, готового к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки. Рефлексия в соответствии с ФГОС является обязательным этапом урока.
Обучение рефлексии необходимо начинать уже с младшего школьного возраста, чтобы ученик с первых дней в школе осознавал свою деятельность и мог её оценивать, а задача учителя заключается в том, чтобы создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности и имел возможность оценить её сам. В идеале ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему. И ,конечно, нужно обязательно адаптировать форму проведения под возраст детей.
Классификация рефлексии может быть следующей:[1]
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния ученика. Это наиболее часто проводимая и используемая педагогами на уроке. Учитель использует её, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя на уроке ученики. Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками
2.Рефлексия деятельности. Этот вид рефлексии помогает учителю понять, какие способы и приемы работы с учебным материалом и учениками могут быть самыми эффективными. Также учитель и ученик могут оценить насколько активен был ученик на разных этапах урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока и оценить эффективность собственной работы на уроке.
3.Рефлексия содержания учебного материала. Этот вид рефлексии используется, чтобы выяснить, как учащиеся поняли пройденный материал. В первую очередь такой вид рефлексии способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Как считают педагоги и психологи, рефлексия помогает развитию трёх важных качеств человека. Первым является самостоятельность, потому что со временем сам ученик начинает анализировать результаты своей учёбы и сам делает свой выбор, определяя меру активности и ответственности, и понимает свои возможности [2,3] Следующее качество это конкурентоспособность. Это качество очень востребовано в современном обществе. Осознание того что, что ученик старается быть наравне с другими и стремится к тому, чтобы стать лучше. Рефлексия способствуют развитию такого качества как предприимчивость. Ученик понимает, что он может сделать здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
По содержанию рефлексия делится на символическую, устную и письменную[4]. Символическая рефлексия самая легкая. Ученики выставляют оценку себе, однокласснику или своей команде с помощью символов. Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.
По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная[5].
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учеников.
Несколько приемов рефлексии на уроках английского языка.
«Смайлики» Самый простой вариант рефлексии – это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии можно применять не только в конце урока, но и в конце каждого вида деятельности.
«Солнышко и тучка». Можно применить карточки с изображением лица, различных картинок («солнышко» – мне всё удалось и я молодец, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось, я разочарован).
«Япопробую… (I will try to …)»Ученикам предлагаетсяоценить фразеологическим оборотом свои ощущения и свою деятельность на уроке.
- каша в голове ( I am a muddlehead); - ни в зуб ногой (I haven’t a clue)
- светлая голова (I have bright spirit) ; - шевелить мозгами (I use my brains)
- краем уха(I listened with half an ear); - хлопать ушами (I fell on deaf ears)
« Продолжите фразы» Записать на доске: I know … I can … It is difficult to … I must … и попросить учеников продолжить предложение.
«Давай выбирать» Ученики выбирают одно из предложенных слов и читают предложения, которое характеризует их. Затем можно попросить проговорить про своего друга или группу.
I’m pleased / displeased with……my work at the lesson
At the lesson I was ……active/ passive
I worked ………hard/ not very well
The lesson seemed to be ……long/ short
I got tired / I didn’t get tired at the lesson
The material was…..interesting / boring, useful / useless
«Корзинка» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из корзинки :
Я понял, что… (I have understood that …)
Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…
Было интересно… (… was interesting to me)
Было трудно… (… was difficult for me)
Теперь я могу… (I can …) Я научился… (I have learnt to …)
Я попробую… (I will try to …) Меня удивило… (… surprised me)
Мне захотелось… (I would like to ….)
«Thank You» В конце урока учитель предлагает ученикам поблагодарить одного из учеников и постараться объяснить за что.
«Анкета» Ученикам предлагается ответить на несколько вопросов.
Answer the questions:
What have you learnt today?
What did you do well?
What are you confused about?
What do you want to know more about?
What are you going to work on next?
«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочке своё мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.
«Синквейн». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка-название темы (одно существительное); 2 строка-описание темы (два прилагательных); 3 строка-описание действия в рамках этой темы (три глагола); 4 строка-фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме; 5 строка-синоним, который обобщает или расширяет смысл темы (одно слово).
«Плюс–минус–интересно» прием, предложенный Эдвардом де Боно, доктором медицинских наук, специалистом в области развития практических навыков в области мышления. [12]. Учащимся предлагается заполнить таблицу из трех столбцов. В первый столбец «плюс» записывает все то, что ему понравилось на уроке. Под знаком «минус» ученик пишет о том, что ему не понравилось, показалось скучным, бесполезным. В графу «Интересно» учащийся пишет все то новое, что он узнал в ходе урока, что ему было неизвестно, а также те вопросы, которые он бы хотел изучить более подробно.
Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов рефлексии на уроке иностранного языка может сделать обучение иностранному языку более эффективным и интересным. Как проводить рефлексию каждый педагог решает сам для себя. Общеизвестно, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Список литературы
1. Бекмансурова В.А. Рефлексия на уроках английского языка [Электронный ресурс]: – URL:http://naukait.ru/attachments/article/1920/bekmansurova_va_glazo
2.Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008.
3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2015.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2015.
5.Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов современного урока» - http://nsportal.ru
6.Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net
6. Лапицкая А.Ф. Методы и приемы развития рефлексивных способностей школьников [Электронный ресурс]. –