kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме «Проблемные задания при обучении чтению на иностранном языке в зависимости от этапов работы с иноязычным текстом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дано описание проблемных заданий при обучении чтению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме «Проблемные задания при обучении чтению на иностранном языке в зависимости от этапов работы с иноязычным текстом»»

Аннотация. Статья посвящена проблемным заданиям, которые могут быть использованы при обучении чтению на иностранном языке в зависимости от этапов работы с иноязычным текстом. За основу взята классификация авторов Т.В. Ощепковой и М.М. Пролыгиной как базовая, однако, ранжированная согласно дотекстовому, текстовому и послетекстовому этапу. Проблемные задания подготовят учащихся мотивационно, лингвистически и содержательно на дотекстовом этапе, помогут учащимся развить определенный вид чтения на текстовом этапе, а также продолжать совершенствовать продуктивные умения в устной/письменной речи на послетекстовом этапе. Классификация будет полезна учителям по иностранным языкам, работающим в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением языков, гимназиях, преподавателям первых и вторых курсов университетов, где студенты мотивированы на более глубокий анализ иностранного языка как предмета и совершенствование коммуникативной компетенции на уроке.



















Классификация проблемных заданий, направленных на формирование умений чтения на иностранном языке, авторов Т.В. Ощепковой и М.М. Пролыгиной

Группа проблемных заданий, которая мотивационно, лингвистически и содержательно готовит учащихся к чтению на дотекстовом этапе

Приемы генерации идей (Вrainstorming techniques)

Ассоциация (Association) – нахождение связи между различными предметами (идеями, понятиями), где одно из представлений вызывает другое.

Прогнозирование (Predicting) – проблемное задание, которое направлено на развитие умения предвосхищать содержание/языковое оформление текста.

Извлечение информации (Eliciting/Elicitation) – проблемное задание, которое предполагает активизацию прошлого опыта учащихся и аккумуляцию их знаний по той или иной теме.

Составление семантической карты (Mind-mapping) –представление основных понятий обсуждаемой темы/проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде.

Соединение (Linking) проблемное задание, направленное на нахождение связи между различными предметами, словами, предложениями, выражениями, картинками и т.п.

Составление списка (Listing) – перечисление предметов, понятий, идей, связанных с определенной темой/ситуацией.

Приемы аккумулирования информации по определенной теме (Collecting data techniques)

Вопросно-ответное задание (Asking/Answering questions) –запрашивание интересующей информации (мнения, оценки и т.п.) и ее предоставление в связи с учебным материалом/ситуацией.

Вопросник (Questionnaire) проблемное задание, в котором учащиеся отвечают на вопросы личного характера в форме теста, чтобы узнать свои индивидуальные особенности.

Викторина (Quiz) опрос-соревнование, в котором участники отвечают на фактические вопросы общекультурного содержания.





Приемы нахождения сходств/различий и соответствий (Contrasting and matching techniques)

Деление на категории (Categorizing) - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.

Нахождение сходств и различий (Finding differences/similarities) – проблемное задание, основанное на сравнении двух или более предметов (картин, слов, текстов) по теме обсуждения.



Группа проблемных заданий, которая мотивационно, лингвистически и содержательно готовит учащихся к чтению на дотекстовом этапе

Нахождение соответствий (Matching) проблемное задание, направленное на нахождение (распознавание) соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов (между картиной и предложением, словом и его определением и т.д.).

Верные/неверные утверждения (True/False Statements) – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста.

Приемы игрового моделирования (Drama techniques)

Пантомима (Miming) проблемное задание, которое предполагает представление действий без слов посредством жестов, языка тела, мимики.


Приемы передачи информации (Transferring techniques)

Перефраз (Paraphrasing/Rephrasing) проблемное задание, основанное на передаче речевой единицы (слова, фразы, высказывания) другими словами в устной и письменной форме.


Приемы систематизации (Ordering techniques)

Высказывание предпочтения (Prioritizing) - систематизация учащимися перечня предметов (понятий, идей) в порядке их собственного предпочтения (важности), выражая их личное мнение.

Ранжирование (Ranking) - классификация информации согласно определенным критериям.

Оценивание (Rating) – проблемное задание, в котором учащиеся оценивают предложенную информацию (в баллах или процентах) согласно определенным критериям.

Установление последовательности (Reordering/Sequencing) - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности.









Группа приемов обучения на текстовом этапе, которая развивает определенный вид чтения, фокусируя внимание учащихся на содержании текста и его основных элементах: место действия, главные герои, проблема, разрешение проблемы, тема и нравственные ценности

Приемы аккумулирования информации по определенной теме (Collecting data techniques)

Вопросно-ответное задание (Asking/Answering questions) –запрашивание интересующей информации (мнения, оценки) и ее предоставление в связи с учебным материалом/ситуацией.

Викторина (Quiz) - опрос-соревнование, в котором участники отвечают на фактические вопросы общекультурного содержания.


Приемы нахождения сходств/различий и соответствий (Contrasting and matching techniques)

Деление на категории (Categorizing) - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.

Нахождение соответствий (Matching) проблемное задание, направленное на нахождение (распознавание) соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов (между картиной и предложением, словом и его определением и т.д.).

Верные/неверные утверждения (True/False Statements) – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста.

Нахождение сходств и различий (Finding differences/similarities) – проблемное задание, основанное на сравнении двух или более предметов (картин, слов, текстов) по теме обсуждения.

Исправление (Correction) - определение и корректировка языковых и содержательных нарушений в тексте.

Множественный выбор (Multiple choice) выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Приемы заполнения/завершения текстовой информации (Completing techniques)

Заполнение/восстановление пропусков в тексте (Cloze) проблемное задание, в котором пропущено каждое n-е слово. Задачей учащихся является восстановление текста путем подбора пропущенных слов по смыслу, исходя из контекста или сочетаемости слов.

Завершение текстовой информации (Completing) проблемное задание, основанное на отрывке текста или перечне незаконченных предложений, которые необходимо логически завершить самостоятельно или использовать информацию из прочитанного текста.







Группа приемов обучения на текстовом этапе, которая развивает определенный вид чтения, фокусируя внимание учащихся на содержании текста и его основных элементах: место действия, главные герои, проблема, разрешение проблемы, тема и нравственные ценности

Приемы заполнения/завершения текстовой информации (Completing techniques)

Заполнение пробелов (Gap-filling) – дополнение недостающих языковых элементов в синтаксическую структуру.

Заполнение таблицы (Table-filling) – внесение в таблицу (чарт) необходимой информации.

Приемы передачи информации (Transferring techniques)

Перекодирование информации (Information transfer) проблемное задание, направленное на перекодировку вербальной информации в невербальную и наоборот.

Конспектирование (Note taking) - развитие умения записать кратко (в форме заметок) содержание прочитанного текста для дальнейшего его использования.

Перевод (Translation) проблемное задание, направленное на передачу содержания текста на другой язык с учетом лингвистических и культурных особенностей языка.


Приемы обмена информацией (Interaction techniques)

Мозайка (Jig-saw reading) проблемное задание, в котором каждому участнику учебной пары (группы) предлагает­ся только часть общего «банка информации» — текста для чтения. После ознакомления со своей порцией информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.


Приемы с использованием иллюстраций (Dealing with pictures techniques)

Присвоение обозначений (Labelling) проблемное задание, основанное на присвоении имени анализируемому материалу (частям текста/иллюстрации, графику, диаграмме и т.п.).

Дополнение картины/рисунка (Picture completion) –восполнение недостающих частей (объектов, элементов) на иллюстративном материале.





Группа приемов обучения на текстовом этапе, которая развивает определенный вид чтения, фокусируя внимание учащихся на содержании текста и его основных элементах: место действия, главные герои, проблема, разрешение проблемы, тема и нравственные ценности

Приемы переработки информации (Text-processing techniques)

Деление текста на параграфы (Paragraphing) - деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.


Приемы генерации идей (Вrainstorming techniques)

Составление семантической карты (Mind-mapping) –представление основных понятий обсуждаемой темы/проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде.

Составление списка (Listing) – перечисление предметов, понятий, идей, связанных с определенной темой/ситуацией.

Прогнозирование (Predicting) – проблемное задание, которое направлено на развитие умения предвосхищать содержание/языковое оформление текста.


Приемы систематизации (Ordering techniques)

Установление последовательности (Reordering/Sequencing) - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности.








Группа приемов обучения на послетекстовом этапе, в которой текст используется в качестве языковой, речевой и содержательной опоры, направленной на развитие продуктивных умений в устной/письменной речи

Игровые приемы (Games)

Игра (Communicative game) – проблемное задание, в котором учащиеся осуществляют речевое общение в игровой форме, где большее внимание уделяется беглости речи, чем грамотности.


Приемы формирования умения творческой письменной речи (Creative writing techniques)

Сочинение (Composition) – проблемное задание, в котором учащиеся пишут литературным языком творческую, логически-связанную и структурировано-оформленную работу на определенную тему (“My Favourite Season”, “My Best Friend”, “The Place Where I Live” и т.п.).

Написание письма (Letter writing) – создание письменного документа определенного формата, адресованного кому-либо (открытка/записка/письмо другу, письмо-жалоба, письмо с выражением благодарности, поддержки, несогласия, просьбы).

Написание параграфа по заданной теме (Paragraph writing) – написание группы логически-связных предложений на определенную тему, которые объединены главной идеей.

Сочинение стихотворения (Poem writing) – составление стихотворных строф в стихотворном жанре (задание литературного характера).

Приемы формирования умения творческой письменной речи (Creative writing techniques)

Написание сюжетного рассказа (Story writing) – проблемное задание, в котором учащиеся в письменной форме излагают связанные события рассказа/истории/анекдота в порядке их последовательности.


Эссе (Essay writing) – разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, в котором учащиеся письменно излагают свои мысли/идеи/точку зрения на предложенную тему в вольной форме, отражая их индивидуальную позицию.

Приемы проблемных заданий (problem solving techniques)

Дискуссия (Debate) - проблемное задание, в котором учащиеся дискутируют или полемизируют о спорных исторических, философских, моральных вопросах, давая эмоциональную оценку обсуждаемой проблеме.

Принятие решений (Decision-making) проблемное задание, в котором учащимся необходимо сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его в совместной дискуссии.










Группа приемов обучения на послетекстовом этапе, в которой текст используется в качестве языковой, речевой и содержательной опоры, направленная на развитие продуктивных умений в устной/письменной речи

Приемы проблемных заданий (problem solving techniques)

Обсуждение (Discussion) - обмен высказываниями, мнениями, дополняю­щими или уточняющими сведениями и соображениями на определенную тему.

Решение проблемы (Problem solving) – проблемное задание, в кото­ром учащиеся, анализируя проблемную ситуацию и стоящую перед ними проблему, подробно излагают пути их разрешения. Найденное решение может быть не единственным, поэтому поиск последующих превращается в беседу.

Планирование (Planning) – проблемное задание, в котором учащиеся решают как организовать свою деятельность или действия согласно ситуации (составление меню для гостей, планирование летнего отдыха, составления плана на день и т.д.).


Приемы передачи информации (Transferring techniques)

Описание (Describing) проблемное задание, в котором учащиеся описывают (характеризуют) предмет, картинку, человека и его внешность, место, ситуацию, личные впечатления и т.п.


Приемы игрового моделирования (Drama techniques)

Инсценирование (Dramatizing) – проблемное задание, в котором учащиеся разыгрывают беседу, ситуацию или литературный отрывок дословно.

Пантомима (Miming) проблемное задание, которое предполагает представление действий без слов посредством жестов, языка тела, мимики.

Ролевая игра (Role-play) - учащиеся проигрывают моделируемую ситуацию с позиции предписанной роли и ролевых взаимоотношений с партнером. Каждый участник ролевой игры имеет свою карточку, в которой изложена его роль, определяющая содержание его речевого высказывания.

Воображение ситуации (Simulation) – проблемное задание, в котором учащиеся разыгрывают ситуацию, исполняя роли самих себя.








Группа приемов обучения на послетекстовом этапе, в которой текст используется в качестве языковой, речевой и содержательной опоры, направленная на развитие продуктивных умений в устной/письменной речи

Приемы заполнения/завершения текстовой информации (Completing techniques)

Расширение/распространение текстовой информации (Expanding/Extending) – проблемное задание, в котором учащиеся расширяют (идеи, заголовки, текст) или распространяют (предложение), добавляя как можно больше дополнительной информации.

Заполнение таблицы (Table-filling) – проблемное задание, основанное на внесении в таблицу (чарт) необходимой информации.

Приемы нахождения сходств/различий и соответствий (Contrasting and matching techniques)

Нахождение сходств и различий (Finding differences/similarities) – проблемное задание, основанное на сравнении двух или более предметов (картин, слов, текстов) по теме обсуждения.


Приемы обмена информацией (Interaction techniques)

Информационный пробел (Information gap) – проблемное задание, в котором в начале речевого взаимодействия партнеры по общению владеют разными частями общего «банка информации» в разной степени свернутости (связный текст и списки слов, набор вопросов, отдельные высказывания). В результате рече­вого общения каждый из собеседников получает наиболее полный объем сведений, который ему необходим.

Интервью (Interview) проблемное задание, в котором один из участников играет роль человека берущего интервью с целью получить информацию у одного или нескольких учащихся в роли интервьюи­руемых.


Приемы формирования умения монологической устной речи

Устное выступление (Oral presentation) – устное сообщение (доклад) одного из студентов перед учебной группой с кратким/относительно развернутым высказыванием на определенную тему (результаты изучения какого-либо вопроса, литературы по теме и т.п.).

Изложение событий (Story telling) - проблемное задание, в котором учащиеся излагают связанные события рассказа/истории/анекдота в порядке их последовательности.







Группа приемов обучения на послетекстовом этапе, в которой текст используется в качестве языковой, речевой и содержательной опоры, направленная на развитие продуктивных умений в устной/письменной речи

Приемы систематизации (Ordering techniques)

Высказывание предпочтения (Prioritizing) - систематизация учащимися перечня предметов (понятий, идей) в порядке их собственного предпочтения (важности), выражая их личное мнение.

Ранжирование (Ranking) - классификация информации согласно определенным критериям.

Оценивание (Rating) – проблемное задание, в котором учащиеся оценивают предложенную информацию (в баллах или процентах) согласно определенным критериям.


Приемы аккумулирования информации по определенной теме (Collecting data techniques)

Вопросник (Questionnaire) проблемное задание, в котором учащиеся отвечают на вопросы личного характера в форме теста, чтобы узнать свои индивидуальные особенности.

Опрос (Survey/Opinion poll) – проблемное задание, которое предполагает разработку учащимися темы и вопросов опроса, интервьюирование друг друга, обсуждение результатов и вывода исследования с целью получения общественного мнения по определенной проблеме.

Приемы переработки информации (Text-processing techniques)

Краткое изложение текста (Summary) – составление резюме. Проблемное задание, в котором излагается главная идея текста-оригинала и его основное содержание при сохранении структуры и стиля исходного тек­ста. Резюме обычно составляет одну треть от общего объема оригинала и не содержит элементов интерпретации и критической оценки.

Составление плана (Outlining/Making a plan) - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана т.е. по пунктам.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андронова Инга Геннадиевна

Дата: 22.08.2018

Номер свидетельства: 476202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства