Статья по теме "Формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся на учебных занятиях по иностранному языку"
Статья по теме "Формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся на учебных занятиях по иностранному языку"
Статья по теме "Формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала учебного занятия по иностранному языку"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся на учебных занятиях по иностранному языку"»
Формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала учебного занятия по иностранному языку
В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, расстройства нервной системы ведут к функциональным отклонениям в организме ребенка и хроническим заболеваниям.
Еще более неблагополучно в наше время психическое и духовное развитие ребенка. Мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заранее заданную программу развития вместо собственной фантазии, телефон и компьютер вместо необходимого человеческого общения.
На современном этапе развития общества подрастающее поколение, зачастую не имея собственных нравственных ориентиров, все чаще сталкивается с ложными ценностями, агрессией, жестокостью, дефицитом духовных ценностей и моральных принципов, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения является актуальной и жизненно важной [Горлина, 2017, с. 24–25].
Без приобщения к истинным ценностям культуры, без развития духовно-нравственного потенциала становится недостижимой задача формирования и развития гармоничной личности, готовой к позитивным преобразованиям окружающего мира, к духовному личностному росту.
Понятия «духовность» и «нравственность» объединены в трудах многих ученых гуманитарного направления в единое понятие «духовно-нравственные качества личности». И они действительно дополняют друг друга и составляют ядро личностного развития: добро, милосердие, отзывчивость, терпимость, сострадание, свобода, справедливость, сочувствие, любовь к людям, совестливость, тактичность, порядочность.
Так, Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание как особую форму как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности ребенка. Это воздействие является системообразующим для внутреннего мира детей. Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель – научение сердца любви [Петракова, 1999, с. 39].
Трудно переоценить роль духовно-нравственного воспитания для развития личности обучающегося, ведь только следование нормам морали может приобщить любого человека к духовным ценностям общества. Ю. К. Бабанский отмечал, что «задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство» [цит. по Гапеева, 2017, с. 22–23].
Успешная социализация личности в современном информационном обществе тоже невозможна вне духовно-нравственной составляющей. Каждое общество и каждая культура накапливают свои ценности, становясь участниками общемирового культурного процесса. Система образования должна транслировать обучающимся те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством на протяжении многих лет. Однако овладеть ценностями мировой культуры без знания иностранных языков не представляется возможным. Иностранные языки являются тем инструментом, который помогает постигать духовные ценности, передаваемые в мировом масштабе из поколения в поколение [Агапов, 2009, с. 31].
Современный образовательный стандарт ставит перед нами важную задачу – способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Решение этой задачи осуществляется силами всех учебных дисциплин, в том числе и такой дисциплины, как иностранный язык [Лосева, 2016, с. 25]. Бесспорным является тот факт, что изучение иностранного языка способствует повышению духовно-нравственной культуры обучающихся, расширяет кругозор, оказывает самое положительное воздействие на общее духовное становление личности.
В практике преподавания иностранного языка на современном этапе можно использовать различные методы и приемы, которые помогают преподавателю делать акцент на духовно-нравственных ценностях человека. Сам процесс преподавания иностранного языка сопровождается широким применением разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, что положительно влияет на мировосприятие обучающихся.
Развитие духовно-нравственных качеств, обучающихся обеспечивается чтением текстов различных функциональных стилей и аудированием, где обучающиеся обсуждают поставленные в них проблемы, учатся обмениваться мнениями на основе прочитанного и услышанного, аргументировать суждения по широкому кругу вопросов. Разные точки зрения помогают воспитывать у обучающихся толерантность к чужому мнению, способствуют выработке более гибкого мировоззрения [Афанасьева, 2015, с. 8–9].
Важным механизмом обеспечения духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка является постоянная работа в парах и микрогруппах. Обсуждение многочисленных и разнообразных общественных проблем, когда во взаимодействии с одноклассниками складываются и высказываются определенные точки зрения, способствуют достижению компромиссов, взаимопониманию, успешной коммуникации средствами иностранного языка [Соловова, 2010, с. 91].
Ролевая игра вызывает интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка, стремление участвовать в межкультурной коммуникации. Ролевая игра является формой коллективного взаимодействия и представляет собой моделирование событий, происходящих в мире в определенное время. Использование ролевых игр на занятиях иностранного языка способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала каждого учащегося, так как во время игры происходит интенсивный обмен идеями, информацией, опытом [Стронин, 2001, с. 105].
Также в реализации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения иностранному языку особое значение имеют тематические уроки. Такие уроки помогают не только приобщить обучающихся к культуре страны изучаемого языка, но и лучше понять и осознать свою собственную культурную самобытность.
Не последнюю роль в духовно-нравственном воспитании играет метод проектов. После изучения каждого раздела обучающимся предлагается выполнить проект на определенную тему. Работа над проектом способствует воспитанию таких чувств, как толерантность, уважение друг к другу, доброта, а также помогает иначе взглянуть на проблемы современного общества и сформировать активную гражданскую позицию [Хонимкулова, 2018, с. 6–10].
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также реализовать современные подходы к реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся. Например, можно совершить виртуальные экскурсии по разным странам или просто посетить музеи и выставки [Щербаков, 2001, с. 55].
Богатым потенциалом обладает использование в практике обучения иностранному языку иноязычной поэзии. Знакомство с поэтическими произведениями стран изучаемого языка способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Огромное значение имеет проведение конкурсов чтецов на иностранном языке, как на школьном, так и на городском уровне.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся играет внеклассная работа, которая позволяет более эффективно продвигаться в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, а также способствует всестороннему развитию личности, включая эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Обосновав актуальность духовно-нравственного развития обучающихся на современном этапе развития общества и рассмотрев потенциал иностранного языка для достижения данной цели, мы хотели бы продемонстрировать некоторые приемы организации духовно-нравственного воспитания средствами иностранного языка. При составлении методических рекомендаций мы опирались на настольную книгу Е. И. Пассова «Урок иностранного языка».
Е. И. Пассов утверждает, что воспитательный аспект урока иностранного языка заключается в формировании нравственных качеств человека духовного, человека культуры: интернационализм, гуманизм, патриотизм, этическая культура, эстетическая культура и др.
Потенциал духовно-нравственного воспитания, по мнению Е. И. Пассова, заключается в трех факторах:
Содержание учебных материалов.
Мировоззрение учителя.
Технология педагогического общения [Пассов, 2010, с. 15].
Рассмотрим подробнее три приведенных выше фактора.
Содержание учебных материалов
При выборе учебных материалов учитель руководствуется рекомендованным учебно-методическим комплексом, где практически все предусмотрено. Однако, в учебном процессе всегда есть место дополнительным материалам, направленным на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, их мышления, на активизацию познавательного интереса личности, раскрытие ее творческого потенциала. Например:
Podcasts on spirituality and morality
Подкаст – аудио, загруженное на специально созданную платформу, которое можно слушать онлайн или скачивать. Подкасты чаще всего являются монологами на самые разные темы, сегментирующиеся по жанрам. С помощью использования англоязычных подкастов на уроках иностранного языка учащиеся могут проанализировать различные ситуации с позиции морали и нравственности и определить, как бы они поступили в той или иной ситуации, что поможет переосмыслить их духовные ценности и жизненные ориентиры.
Достоинства такого формата заключаются в том, что автору достаточно записывать свои мысли на микрофон и рассылать эпизоды через онлайн-сервисы для подкастов. Важная особенность подкастов – это доступность по запросу в любое время. Учащийся сможет в любой момент вернуться к любому эпизоду подкаста и ставить воспроизведение на паузу по желанию. Примером подкаста может служить «Eat Sleep Work», в котором содержится информация о том, как быть продуктивным и все успевать. (https://podcasts.apple.com/gb/podcast/eat-sleep-work-repeat/id1190000968). В целом подкасты – это очень удобный вид одновременно развлекательного, информативного и познавательного контента.
2) Tutorial «How to be a better person»
Tutorial (туториал) – вид обучающего материала, который преподносится в простой и понятной форме и содержащий в себе пошаговую инструкцию для достижения определенного результата. Туториалы, которые могут быть использованы в учебном процессе, бывают двух видов: текстовые и в форме видеоматериала. Задача данного формата – донести до обучающихся информацию простым и доступным языком. Такие «инструкции» могут создаваться как учителем, так учащимися. На уроках иностранного языка туториалы на тему «How to be a better person» могут быть использованы для того, чтобы развить в учащихся духовно-нравственные качества личности. Это может воспитать в них мотивацию к самореализации, познавательной и общественно-полезной деятельности.
Туториал будет эффективен, если учесть 4 фактора: язык, организация, презентация и содержание. Писать или снимать Tutorial нужно четко и по существу, такое руководство должно содержать максимально краткую и понятную информацию, а также важно обозначать каждый шаг цифрами и давать им короткие и понятные названия. Примером туториала может послужить Tutorial «10 habits of happy people», который содержит в себе десять коротких советов о том, как быть счастливым человеком (https://www.youtube.com/watch?v=XLBKy7g3yTc). Хороший туториал имеет наибольшую ценность, если знания, которые в нем содержатся, в будущем принесут пользу.
Использование в учебном процессе по иностранному языку различных конкурсов и проектов тоже нацелено на духовно-нравственное воспитание обучающихся: цикл бесед о патриотическом воспитании, уроки-экскурсии, уроки-виртуальные путешествия по музеям, проекты, посвященные отечественной истории и богатому культурному наследию нашей страны и т. д.
Мировоззрение учителя
В педагогике существует одна непреложная истина: личность может воспитать только личность. Педагог – это не только специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой, но и просветитель, наставник, духовник и друг. Личность учителя оказывает колоссальное влияние на учеников, именно поэтому учителю, в первую очередь, необходимо самому следовать духовно-нравственным принципам, чтобы быть достойным примером для подражания [Водопьянова, 2017, с. 50].
Исходя из этого можно выделить ряд требований, которые необходимо предъявлять к личности современного педагога:
Важно принимать обучающихся такими, какие они есть, уважать их личность и беречь их психическое здоровье. То есть педагог должен уважать личность учащегося и не воспринимать его трудности, как незначительные мелочи.
Важно заботиться о каждом учащемся и обучать их самим оказывать помощь людям, воспитывая при этом способность сопереживать, что способствует становлению гармоничной личности.
Разумная строгость и требовательность любого педагога всегда должны сопровождаться искренностью и добротой. Толерантность и уравновешенность составляют ядро личности педагога. Повышение голоса, крик, чрезмерная авторитарность, угрозы и принуждение являются абсолютно недопустимыми в учебном процессе.
Одна из важнейших целей духовно-нравственного воспитания – научить учащихся отвечать за свои поступки, продумывать свои действия, определять, как последствия их поступков повлияют на собственную судьбу и судьбу других людей.
Развитие духовно-нравственной культуры обучающихся требует от педагога владения этическими знаниями и современными образовательными технологиями. Методы и приемы нравственного воздействия на личность обучающихся должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, взглядов и актуального уровня их нравственного развития.
Эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от соблюдения главных принципов его организации: принципа следования нравственному примеру и принципа ориентации на идеал.
Важно максимально подключать семью к духовно-нравственному воспитанию обучающихся (ознакомление родителей с основами духовно-нравственного воспитания) [Джексон, 2015, с. 87–99].
Личностная позиция педагога, его отношение к своей профессии, детям, к коллегам и к самому себе непосредственно влияют на качество учебного процесса и развитие личности обучающихся. Именно поэтому повышение профессиональной компетентности педагогических работников по реализации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – актуальная задача в любой образовательной организации.
Технология педагогического общения
Педагогическое общение понимается на сегодняшний день как профессиональное общение педагога с обучающимися в рамках учебного процесса. Педагогическое общение является очень важным инструментом духовно-нравственного воспитания.
Современное иноязычное образование призвано обеспечивать достижение духовно-нравственных целей воспитания, что влечет за собой необходимость преобразования традиционного образовательного процесса в модель реального общения. Это требует от педагога при осуществлении учебного процесса по иностранному языку придерживаться определённых правил и обладать определенными качествами:
Темы для обсуждения духовно-нравственных проблем обязательно должны выбираться с учетом возраста и интересов детей.
На этических занятиях обучающиеся имеют право на свою личностную позицию и на свободное выражение своего мнения. При этом важно учить детей уважительно относиться к иной точке зрения.
В педагогическом общении крайне важен метод поощрения, так как он закрепляет положительные способы поведения и способствует обретению уверенности в себе.
Учитель должен быть в первую очередь чутким психологом. Важно видеть и понимать психологическую атмосферу в классе, чтобы вовремя предотвращать назревающие и возникающие конфликтные ситуации.
Истинное педагогическое общение подразумевает в первую очередь диалог с учениками, а не монолог со стороны учителя и пассивную позицию обучающихся. Задача учителя при этом – умело управлять общением, направляя его в нужное русло и соблюдая нормы поведения. Только высококультурное поведение самого учителя, его взвешенная позиция, а также яркая, образная, эмоционально насыщенная речь могут действительно создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Таким образом, современное общество как никогда ранее остро нуждается в реализации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Однако нельзя не отметить, что процесс формирования духовно-нравственных качеств обучающихся является крайне сложным и многоплановым явлением и зависит от множества факторов. Одним из наиболее важных из них является личность самого педагога, а также весь методический арсенал применяемых им методов и приемов духовно-нравственного воспитания личности. Педагог в тесном контакте с родителями призван обеспечить понимание обучающимися ценности определенных понятий, норм, правил жизни для становления духовно-нравственной, полноценной и гармоничной личности.
Список источников:
1. Агапов, В. С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи / В. С. Агапов. – Москва : Просвещение, 2009. – 223 с. – Текст : непосредственный.
2. Афанасьева, О. В. Английский язык: учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова. – Москва : Дрофа, 2015. – 112 с. – Текст : непосредственный.
3. Водопьянова, Н. А. Воспитательная система развития классного коллектива / Н. А. Водопьянова. – Текст : непосредственный // Завуч. – 2017. – № 5. – С. 50–55.
4. Гапеева, С. Г. Опыт создания воспитательного пространства в школе / С. Г. Гапеева. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2017. – № 6. – С. 22–23.
5. Горлина, О. А. Духовно-нравственное воспитание личности / О. А. Горлина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 13. – С. 24–25.
6. Джексон, Н. Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон. – «Альпина Диджитал», 2015. – 180 с. – Текст : электронный.
7. Лосева, Т. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках английского языка / Т. В. Лосева, К. В. Кузнецова, Г. М. Игейсинова. – Челябинск : Два комсомольца, 2016. – 166 с. – Текст : непосредственный.
8. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка: настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 640 с. – Текст : непосредственный.
9. Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Петракова Татьяна Ивановна ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – Москва, 1999. – 440 с. – Текст : непосредственный.
10. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – Москва : Астрель, 2010. – 238 с. – Текст : непосредственный.
11. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин. – Москва : Просвещение, 2001. – 370 с. – Текст : непосредственный.
12. Хонимкулова, М. Х. Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика / М. Х. Хонимкулова, Х. И. Ибраимов. – Текст : непосредственный // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 27. – С. 6–10.
13. Щербаков, Б. Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Б. Ю. Щербаков. – Москва : Логос, 2001. – 142 с. – Текст : непосредственный.