Просмотр содержимого документа
«Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯЙТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС»
МБОУ СОШ №15, г.Коломна
Иванова Наталья Владимировна
Учитель английского языка
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕяЙТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ФГОС
В наши дни все развитые страны мира думают о том, что необходимо пересмотреть систему образования с тем, чтобы центральной фигурой учебного процесса являлся учащийся и вся его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого учащегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.
Давайте вместе со мной рассмотрим организацию проектной деятельности на уроках английского языка в рамках ФГОС, как средство развития познавательной деятельности учащихся.
В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.
Проектная деятельность на уроках иностранного языка является наиболее актуальной для меня в настоящее время, так как этот метод сравнительно новый метод в преподавании иностранного языка.
Цель моей работы– создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.
Современные учащиеся – это очень знающие и много умеющие при работе с компьютерами дети. Наша задача помочь им реализовать свои способности, применяя навыки пользования ПК на занятиях, в данном случае на уроках иностранного языка, раскрыть весь свой внутренний потенциал, реализовать все свои потенциальные возможности в своей будущей профессии. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию, индивидуализацию.
Проектная деятельность – это одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Задача преподавателя в процессе личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы выявить избирательность учащегося к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности. Учащиеся работают над проектом в группе или индивидуально. Только личная заинтересованность их в получении результата и положительная мотивация могут поддержать самостоятельность ребенка. Не менее значимым является, также и то, что у учащегося расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор, анализ, представление, передача информации, моделирование (в том числе и компьютерное), проектирование, рефлексия, самообучение.
Можно выделить следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами); творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения); коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого учащегося. Он сам должен определить, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Для чего же нам нужен метод проектов? Самое главное-это научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Анализируя свою профессиональную деятельность, я могу точно сказать, что результаты проектной методики очевиднее. Обычная методика преподавания иностранному языку зачастую построена на «сухом» материале, который трудновоспринимаем учащимися. Чего нельзя сказать о проектной деятельности. Она дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, значительно расширяет их общий кругозор, учит общению и многое другое. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся.
Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.
Для педагога проектная деятельность – это способ организации работы с различными группами учащихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения (от репродукции к творчеству).
В практике используются следующие виды проектов:
Исследовательские.Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.
Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Необходимо заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
Ролево-игровые. Втаких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть любые герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.
Проекты могут быть:
Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учащимися в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.
Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов.Такие проекты требуют четкой координации работы всех преподавателей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.
Основные этапы проектной деятельности
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать их, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, рассказать о своей будущей профессии, и проектная работа готовит их к этому.
Приступая к внедрению метода проектов на своих учебных занятиях необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа проектом содержит определенные трудности. 1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у учащихся вопросы. 2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации. 3. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Учащийся должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику. 4.Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации учащиеся находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Меняется роль преподавателя: Я не контролирую и не направляю каждый последующий шаг работы учащегося, а больше внимания уделяю процессу мотивации обучения. Учащийся превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Я учу детей ставить перед собой реальные цели и достигать результата.
Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:
принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);
субъектности (содействия развитию способности осознавать свое "Я");
принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);
принцип преемственности (опоры на пройденное);
результативности, объясняя важность процесса работы и результата;
принцип научности и созидания.
Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:
Компьютерная грамотность;
Умение аргументировать и делать логичные выводы;
Распределение материала от простого к сложному, от частного к общему.
Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. Ребята с удовольствие участвуют в создании проектов по темам: «Путеводитель по стране изучаемого языка», «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Дом моей мечты», «Моя будущая профессия» и другие. Я считаю, что самое главное, чтобы у учащихся создалось впечатление, что английский язык – это путешествие , цвет, деятельность, удовольствие.
Нужно сказать, что с внедрением метода проектов в учебный процесс происходят значительные изменения: у учащихся увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке. А самое главное - ребята становятся увереннее в себе.
Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.
Список литературы:
Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — http://image.websib.ru/05/
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2012.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2016.
Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2013. – 96 с.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2015.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2017, с 151-157
Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2015.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2017 г.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования– М., 2017 г.
Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2016.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.