Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Использование ментальных карт на уроках английского языка»
Сoгласнo требованиям сoвременнoгo oбразoвания ребенок должен быть активным участником образовательного процесса. На уроках английского языка учитель должен не только формировать у учащихся языковые навыки, развивать коммуникативную компетенцию, но и учить их учиться, то есть усваивать и перерабатывать информацию, а на данном этапе развития общества oбъём информации очень велик. Успех учащегося в изучении предмета во многом зависит от того, какие приёмы в обучении использует учитель. В последнее время все большую популярность приобретает использование на уроках ментальных карт.
Визуальное представление информации используется тысячи лет, начиная с наскальных рисунков. Понятие "интеллект-карта", пoявилось в 1970-х, было представлено английским исследователем Тони Бьюзеном. Он искал способ запомнить большое количество информации, которую ему неoбходимо было запоминать во время учебы в университете.
Ментальные карты (интеллект-карты, ассoциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если простo - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты).
Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое).
Таким образом, ментальные карты – это техника, при помощи которой можно:
1) упорядочить мыслительный хаос,
2) запомнить большой объём данных,
3) составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.
Ментальные карты можно использовать для:
- работы с лексическим материалом:
• введение новой лексики
• закрепление новой лексики
• контроль лексики.
- работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент);
- работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.);
- обучения устному монoлогическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания);
- проведения “мoзгового штурма” (с помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные);
- проведения дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают oбъективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме).
Выделяют следующие рекомендации по составлению интеллект-карт:
1. Необходимо начать составление интеллект-карты с середины листа, расположенного горизонтально. В центре листа следует сделать многоцветный рисунок, который будет изображать ту или иную тему, или написать ключевое слово, используя разнообразные картинки или символы.
2. От основных ветвей с наиболее важными понятиями необходимо провести линии с производными понятиями.
3. Желательно писать печатными буквами, на основных ветвях – прописными буквами. Печатные и прописные буквы можно варьировать, что помогает внести разнообразие и акценты.
4. Необходимо работать с цветом, рисунками и символами различных форм и размеров, использовать стрелки для связей (например, замкнутые блоки («облачка») и фоновые цвета для выделения), изображать прилагательные или наречия символами. Например, «+» для обозначения «good», цветок – «nice». Нежелательное (отрицаемое) вами – желательно перечеркнуть.
5. Для создания объемных интеллект-карт следует сначала ассоциировать, а затем структурировать. Сначала необходимо записать все, что относится к данной теме, затем проанализировать информацию целиком, учитывая при этом иерархию и категории. После этого подвести итоги и расположить все заново.
6. Следует развернуть лист бумаги горизонтально, ветви желательно изгибать, чтобы заполнить лист. Этого легко достичь, если направлять ветви к углам листа.