kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Использование элементов технологии критического мышления на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Использование элементов технологии критического мышления на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»»

Статья на тему:

«Использование элементов технологии критического мышления на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»

Мазалова В.Н.,

учитель английского языка

МОУ СОШ № 7 г.Алексеевка


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Говоря словами Сократа «научиться играть на флейте можно только, играя самому», также деятельностные способности обучающихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Так происходит переход к личностно-ориентированной, деятельностной модели обучения. Появляется необходимость в переходе к компетентностной, направленной на формирование практических умений использования знаний в деятельности. Деятельность при таком подходе приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, а выпускник становится не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим».

При осуществлении системно-деятельностного подхода используется целый спектр современных образовательных технологий, открывающих возможность формирования устойчивой познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе, более эффективного использования учебного времени, повышения качества образования в целом. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которую я применяю в свой практике.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией, умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание с уже имеющимися представлениями. Цель применения данной технологии в моей работе — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Регулярно используя технологию критического мышления мне удаётся создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества.

В технологии критического мышления выделяют три этапа или стадии:

- вызов;

- осмысление содержания;

- рефлексия.

На каждом из этапов мною используются определенные методы и приёмы. Рассмотрим несколько примеров использования приёмов технологии критического мышления, часто используемых в процессе обучения английскому языку.

1.Этап вызова можно провести на этапе речевой зарядки, предложив детям составить ее самостоятельно в виде синквейна, используя слова отрабатываемой группы слов по любой лексической теме.

Синквейн — это стих из пяти строк, требующий слияния информации и материалов, представляющий лаконичное выражение по той или иной теме. Помимо основного назначения составление синквейнов — отличная возможность для постоянного повторения лексики, так как стих состоит из основных частей речи: существительного, прилагательных и глаголов. Эффективной оказывается работа в парах или в группах. Далее выбирается лучший синквейн, который можно использовать в качестве зарядки на последующих уроках в процессе изучения темы.

Другой приём «Круги по воде». Этот прием является универсальным средством для активизации знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) по изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

2. Стадия осмысления

Вторая стадия направлена на получение новой информации и на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Обучающийся читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, используя методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун». Я бы хотела остановиться на приёме «Кластер».

Кластер— смысловая гроздь. Кластер предполагает выделение единиц текста и его графическое оформление в виде грозди, развивает системность мышления. Технология составления: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного ключевого слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. На фазе осмысления содержания обучающиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

- сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

Стадия рефлексии.

Третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо необходима не только для того, чтобы проверить память, но и для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. На стадии рефлексии обучающиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Технология критического мышления дает обучающемуся:

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими.

Учителю, который хочет научить обучающихся мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем. как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

Библиографический список.

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ М.: Педагогика 2009 - №4. - 18-22с.

2. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. Школьные технологии, 2004.

3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методиче ско е о смысление // Методист,2002. —№ 2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мазалова Валентина Николаевна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства