Статья "Использование дидактических игр на уроках немецкого языка как средства здоровьесбережения обучающихся 7–9 классов"
Статья "Использование дидактических игр на уроках немецкого языка как средства здоровьесбережения обучающихся 7–9 классов"
В статье акцентируется значимость дидактических игр на уроках иностранного языка. Дидактические игры имеют большой, здоровьесберегающий потенциал. Они способствуют снятию эмоционального напряжения учащихся, активизируют их познавательную активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование дидактических игр на уроках немецкого языка как средства здоровьесбережения обучающихся 7–9 классов"»
Использование дидактических игр на уроках немецкого языка как средства здоровьесбережения обучающихся 7–9 классов
Аннотация. В статье акцентируется значимость дидактических игр на уроках иностранного языка. Дидактические игры имеют большой, здоровьесберегающий потенциал. Они способствуют снятию эмоционального напряжения учащихся, активизируют их познавательную активность.
В последнее время в педагогике, так же, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.
Тема дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребёнку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми, которые также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. В то же время приходится учитывать, что школьники отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания.
Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня [5]. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Я согласна с мнением Быстрай Е.Б., которая полагает, что современное образование «базируется на диалогической концепции, предполагающей равноправное взаимодействие участников учебного процесса, а также взаимную обусловленность и многообразие динамических связей всех компонентов учебно-методической системы между собой» [1, с. 15]. Возможность такого взаимодействия открывают дидактические игры.
Дидактическая игра является в настоящее время одной из самых эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий, так как использование игр, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. [5].
Применение игры на уроках иностранного языка способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Всем известно, что легче поддается запоминанию то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не вызывает скуки. В занимательной игровой форме можно отработать и повторить учебный материал, значительно пополнить свой активный словарный запас, получить и закрепить навыки правильного написания иностранных слов.
Игра – огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир иностранного языка, дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия [2].
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры [4]. Ценность дидактической игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры – таким образом, при правильном руководстве детьми дидактическая игра становится школой воспитания [3].
Дидактическая игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, помогает развивать навыки общения, способствует эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения, помогает изжить равнодушие, скуку, формализм из учебновоспитательного процесса в школе.
Таким образом, дидактическая игра, являясь одной из эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий, с одной стороны, способствует снятию эмоционального напряжения учащихся на уроке немецкого языка, а с другой, активизирует их познавательную активность, способствует вовлечению всех в учебный процесс.
Литература
Быстрай Е.Б. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя / Е.Б. Быстрай // Alma mater. – 2006. – № 6. – С. 14–18.
Газман О.С. О понятии детской игры / О.С. Газман // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1989. – С. 3–10.
Золотницкая С.П. Упражнения игрового характера / С.П. Золотницкая // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 1 – C. 24–26. 44
Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособ. для учителя. 2-е изд., дораб. / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2010. – 192 с.