Статья «Инновационные подходы в обучении младших школьников иностранному языку»
Статья «Инновационные подходы в обучении младших школьников иностранному языку»
Обеспечить высокое качество начального образования одна из актуальных задач в системе образования. В решении которой, как правило, сталкиваются с двумя проблемами: изменение содержания обучения и организации учебной деятельности. Одним из основных направлений, позволяющих обеспечить качество начального образования, является инновационная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Инновационные подходы в обучении младших школьников иностранному языку»»
Тема: «Инновационные подходы в обучении младших школьников иностранному языку»
Елемесова Айжан Жанузаковна
город Текели
Средняя школа №3 с ДМЦ
учитель английского языка
Обеспечить высокое качество начального образования одна из актуальных задач в системе образования. В решении которой, как правило, сталкиваются с двумя проблемами: изменение содержания обучения и организации учебной деятельности. Одним из основных направлений, позволяющих обеспечить качество начального образования, является инновационная деятельность.
В детстве мыслительные процессы должны быть связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. В. А. Сухомлинский: «Игра – не единственная деятельность, которая влияет на развитие ребенка». Детям нравится заниматься творчеством. Психологи отмечают, что каждый ребенок имеет склонности к рисованию, вырезанию, конструированию. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта – рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка. Это не удивительно, поскольку детское творчество – это шедевр детского сознания, творчества и самовыражения. В художественной деятельности ребенка, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой факторы «необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать. В этом виде деятельности происходит обучение навыкам рисования, созданию аппликаций. Это нацелено на развитие детского ума, внимания, памяти, воображения, идей, чувства помощи другому, выдумки. В ходе занятий дети обучаются:
3. освоению строения предмета, его образа и осмыслению передачи движений;
4. осязательному восприятию формы;
5. комбинированию творческих приемов
Творческая деятельность вводится в образовательную деятельность с целью выявления и развития творческих способностей детей, мелкой моторики рук, воображения. Детское творчество является одним из наиболее эффективных средств обучения. Именно рисунок позволяет ребенку и учителю сотрудничать вместе в образовательном процессе. В первых классах нашей школы ведется работа по обучению детей английскому языку. Из всех доступных форм и средств обучения английскому языку мы остановились на детском творчестве, а именно, на использовании рисунка и аппликации. Эти формы деятельности хорошо знакомы детям, они любят их использовать в игре. Эти виды творчества абсолютно естественны для детей. Каждый вид творческой деятельности эффективен для усвоения специфических групп слов и закрепления в непринужденной форме изученного в ходе занятия лексического и грамматического материала. А самое главное интеграция между обучением английскому языку и использованием художественной деятельности способствует амплификации детского развития. Детский рисунок создает сюжетную ситуацию на непосредственно образовательной деятельности, которая поможет лучше усваивать лексико-грамматический материал.
Синтез английского языка, как коммуникативного средства и продуктивных видов деятельности, как вида искусства обеспечивает младшему школьнику следующие развивающие аспекты:
1. развитие лингвистических способностей;
2. развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);
3. развитие обоих полушарий мозга ребенка;
4. развитие креативности и дивергентного мышления.
Интуитивное понимание ребенком языка и его структуры поразительно. Процесс овладения языком (родным и иностранным), а также речью включает четыре компонента: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры и когнитивное развитие.
Использование детского рисунка при обучении младших школьников иностранному языку дает возможность педагогу:
- расширять сферу применения нового языка за счет включения иноязычной речи в изобразительную деятельность;
- формировать иноязычные знания детей тематическим путем;
- развивать креативные способности детей виды изобразительного искусства;
- стимулировать создание смысловых образов через использование рисунка, аппликации;
- сопоставлять слово на иностранном языке с наглядностью, обеспечение зрительной опоры для понимания на слух;
- создать основное условие успешности обучения иностранному языку – интерес и внутреннюю мотивацию.
Каким образом разные виды изобразительного творчества могут помогать в усвоении иностранного языка с детьми? Это можно сделать с помощью интеграции этих двух видов деятельности. Детская изобразительная деятельность является одной из самых эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики руки, творческого воображения, наблюдательности дети приобретают навыки правильного изображения, учатся художественно воспринимать окружающий мир. К наиболее часто используемым в процессе обучения видам изобразительной деятельности относятся рисование и аппликация. Данные виды изобразительной деятельности глубоко взаимосвязаны, поэтому для большей результативности в процессе обучения иностранному языку необходимо их комплексное использование. Для этого были разработаны специальные конспекты с творческим видом деятельности, когда дети не только постигают основы лексики и грамматики на английском языке, но и создают словари из своих же рисунков, рисуют рисунки для родных. Были разработаны задания творческого направления, которые помогают детям развивать наблюдательность, воображение и творчество.
Вот примеры некоторых заданий:
1) раскрась игрушку и поздоровайся с ней по-английски, например: «Hello, Teddy-Bear!» (Привет, медвежонок).
2) соедини по точкам английские буквы и назови их.
3) придумай рисунок для чешуи рыбки и нарисуй ее. Посчитай всех рыбок по-английски.
4) какие числа живут по соседству с цифрами two, five, ten, seven (два, пять, десять, семь)? Назови их и приклей в окошки подходящих домиков.
5) назови животных, которые живут в Африке и раскрась свое любимое животное.
6) найди листики и раскрась их. Назови по-английски цвета, в которые ты их раскрасил.
7) наклей шаблоны фруктов и овощей на тарелку, назови их по-английски.
Сам процесс интеграции английского языка и рисования успокаивает детей после игр, физминуток и интеллектуальной деятельности. Им дается свобода выбора инструментов для творчества. Это могут быть и карандаши, и краски, и цветные ручки. Во время выполнения работы нужно повторять с детьми названия цветов по-английски, название насекомого (животного, предмета), которого они изображают. Так же, можно устроить соревнование на самый лучший рисунок. Тот, кто сможет назвать все используемые цвета без подсказки, тот получает подарок. Соревновательный мотив будет стимулировать мыслительную деятельность детей, ведь им надо будет вспомнить слова и сказать их на другом языке. Хочется отметить, что рисование без цели несколько утомляет детей, поэтому лучше ставить перед ребенком какую-то задачу: «найди», «угадай», «покажи», «посчитай». У ребенка будет сохраняться интерес к творчеству, и он будет узнавать что-то новое для себя. Одной из трудностей обучения школьников иностранному языку, как известно, это развитие монологической речи. Поэтому в помощь детям могут послужить их собственные рисунки. С помощью рисунка дети запоминают слова и выражения легче, так как дети обладают хорошей осязательной и моторной памятью. Детские рисунки можно использовать в обучении иностранному языку не только как иллюстративный материал, но и как способ развития ассоциативных связей. Таким образом, будет задействована одна из наиболее распространенных видов памяти – визуальная. Все это помогает запоминать как отдельные слова, так и фразы между собой. Таким образом, мы можем утверждать о пользе данной технологии в воспитательно-образовательном процессе современной школьной образовательной организации.
Литература:
1. Борохович Л. Ю. Игра и творческая деятельность по английскому языку для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Туапсе, 2013.
2. Борохович Л. Ю. Игра как способ развития иноязычной речи дошкольника. Туапсе, 2013.
3. Козлова С.А Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.-М.,2000.
4. Мухина В. С. Детская психология. ЭКСМО-ПРЕСС М., 2000.