Просмотр содержимого документа
«Cтатья "Метод глобального чтения: за и против"»
Фиронова Инна Павловна
МБОУ «Томаровская СОШ №1
Яковлевского района
Белгородской области»
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного человека занимает значительное место. Чтение на иностранном языке как коммуникативное умение и опосредованное средство общения является, наряду с устной речью, важным видом речевой деятельности и наиболее распространенным способом иноязычной коммуникации.
Мы взрослые редко вспоминаем, как нам было трудно научиться читать. Для нас это совершенно естественный процесс - нечто само собой разумеющееся, но для многих детей обучение чтению требует упорства и огромных усилий. Особенно когда речь идёт об иностранном языке.
Многие методисты пытаются понять механизмы обучения чтению, придумать универсальную методику, с помощью которой ребенок мог бы легко и быстро научиться читать на иностранном языке. Многие полагают, что то, насколько правильно и быстро ребенок научится читать по-английски, не зависит от того, каким методом его обучают читать, а зависит только лишь от интеллекта ребенка, - на самом деле это не так. Еще в 70 - годы учёные выявили, что способности в обучении чтению слабо зависят от интеллекта. Кроме того последние исследования показали, что дети, имеющие интеллект выше среднего, чаще других имеют трудности в обучении чтению.
Получается, что каждый новый век придумывает свои методы обучения чтению, а потом забывает их, чтобы спустя некоторое время "переоткрыть" и восхититься заново.
Любой учитель английского языка в своей работе сталкивается с трудностями в обучении детей навыкам чтения, нередко приходится решать какому методу отдать свое предпочтение.
Начав работать по УМК «Spotlight», я столкнулась с проблемой: как же научить детей читать, без привычных правил чтения, без транскрипции? Как можно начинать изучение иностранного языка с больших диалогов и длинных песен?
На самом деле то, что вы видите перед собой не что иное, как метод глобального обучения чтению. Авторами метода «Глобальное чтение» или «whole-word» можно считать американца Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально-фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Накопив определенное количество речевой информации, мозг начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе.
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
В возрасте от 7 до 9 лет у детей, как правило, доминирует правое полушарие. А это значит эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
Почему этот метод можно назвать актуальным? Существует несколько факторов:
• В английском языке огромное количество исключений из правил, и большая часть этих слов относится к часто употребляемой лексике, которую так или иначе приходится запоминать методом целого слова.
• Чтобы так называемые «правила чтения» стали активно использоваться учащимися, необходимо иметь достаточный запас слов для тренировки, таким образом, учителю приходится вводить не коммуникативно - значимые слова, а слова «подходящие» под данное правило.
• Использование обучения чтению целым словом позволяет перейти к осмысленному чтению намного быстрее. • Дети намного быстрее видят результат обучения, что является сильным мотивирующим фактором. • Метод чтения целым словом развивает полезные стратегии осмысленного чтения (например, опора на ключевые слова)
Кроме того,технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:
- замены и смешения звуков при чтении, - побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, - искажения звуко-слоговой структуры слова
- нарушения понимания прочитанного, - аграмматизмы при чтении.
Конечно, необходимо отметить, что есть определённые риски при использовании только метода чтения целым словом и учителя должны их осознавать: • беглость чтения достигается не сразу, а спустя какое-то время. • как правило, дети не всегда способны прочитать новые слова и им необходима помощь учителя • детей иногда пугают слова, которые выглядят похоже (например doing и going).
Современных детей повсюду окружают английские слова, поэтому они хотят побыстрее научиться читать. Ребята хотят читать реальные слова, а не транскрипцию. Современные школьники не робеют перед длинными текстами, легко находя в них нужную информацию. Кроме того, второклассникам достаточно трудно «читать по правилам», так как логико-знаковое мышление у них еще недостаточно хорошо сформировано. Следовательно, чтобы дети избежали проблем при чтении по-английски, их следует учить читать слова глобально, зрительно запоминая целое слово, как картинку.
Список используемых источников
К вопросу об обучении учебному чтению на начальном этапе.-1 Сентября.-2008 -№4.
Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Галльская - М.: АРКТИ, 2003.
Уэст М. Методика обучения чтению / Иностранные языки в школе.-2003-№3.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. П. Миньяр-Белоручева.: Проспект., 2001.