kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается актуальная  проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития.

В стоящее время постиндустриальное, информационное общество, основанное на инновационной экономике, «экономике знаний», требует от системы профессионального образования перехода на принципиально иную–компетентностную парадигму образования. В ее основе лежит «сверхзадача» формирования современного профессионала, способного к самостоятельному решению проблем и задач профессиональной деятельности. Инновационный характер современного общества, прежде всего, определяется соотношением между характерным временем профессиональной жизнедеятельности и временем возникновения инноваций. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ" »


В.С. Калинина


Самостоятельная работа студентов педагогических специальностей в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения


В данной статье раскрывается актуальная проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития.


The article is devoted to one of the burning problems of student’s self-development out of class, its solution and ways of improvement.


В настоящее время постиндустриальное, информационное общество, основанное на инновационной экономике, «экономике знаний», требует от системы профессионального образования перехода на принципиально иную–компетентностную парадигму образования. В ее основе лежит «сверхзадача» формирования современного профессионала, способного к самостоятельному решению проблем и задач профессиональной деятельности. Инновационный характер современного общества, прежде всего, определяется соотношением между характерным временем профессиональной жизнедеятельности и временем возникновения инноваций [3].

Основная задача высшего учебного заведения (вуза) – формирование творческой личности специалиста (выпускника вуза), способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент не должен оставаться пассивным потребителем знаний. Он должен стать активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Проводимая в настоящее время реформа высшего образования, переход на образовательные стандарты третьего поколения связаны, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этой связи при организации учебного процесса в вузе особое внимание должно уделяться организации самостоятельной работы студентов (СРС) [5].

Общая тенденция совершенствования методов и форм обучения состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых. При этом одним из условий успешной модернизации учебного процесса, мощным источником информации, самообразования являются технические средства. Информационные и телекоммуникационные технологии выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.

Поскольку применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса, необходимо изменить технологию обучения. Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств, которая направлена на достижение заданных целей подготовки специалистов-профессионалов, активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечение мотивации, творческое овладение основными способами будущей профессиональной деятельности.

Комплексность использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе и соответствующую технологию обучения осуществляет информационно-образовательная среда, которая позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося, в область формирования «образовательной среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие [1].

Предметно и содержательно СРС определяется государственным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.

В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может:

- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т.д.);

- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента) [4].

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

1.Обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы.

2.Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне нее.

3.Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4.Контроль над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность СРС в целом [2,с.87].

Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности

изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, другие задания. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой.

Второе условие – это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т.п.).

Третье условие - это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, эффективным является переход на электронные издания лекционных материалов преподавателей. Кроме того, в университетах имеется мощный информационный источник – Internet.

Современные требования к организации СРС могут быть реализованы только на основе применения инновационных методов обучения и форм контроля, в том числе и при планировании самостоятельной работы. Но при этом возрастают требования, предъявляемые к подготовке преподавателя. В учебную работу необходимо включить часы на организацию постоянных консультаций и мероприятий, обеспечивающих качественный контроль самостоятельной работы студентов.


Библиографический список

  1. Агибова И.М., Куликова Т.А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения. Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь. 2011.

  2. Алханов А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. 2005. №11. С.86-89.

  3. Имакаев В.Р., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов. ГОУВПО Пермский государственный университет, г.Пермь. 2011.

  4. Крылова С.Е. Основные подходы и характеристики самостоятельной работы студентов в соответствии ФГОС ВПО. Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Орск. 2012.

  5. Сильвашко С. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов при внедрении образовательных стандартов нового поколения. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург. 2011.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калинина Вера Станиславовна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства