Статья "Роль профессионально-ориентированных текстов в обучении иностранному языку"
Статья "Роль профессионально-ориентированных текстов в обучении иностранному языку"
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения основной целью обучения в учреждении профессионального образования является возможность использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности, а также умение осуществлять межкультурную коммуникацию. Поэтому на старших курсах (3,4 курсы) обучение иностранному языку ведется с учетом будущей специальности студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль профессионально-ориентированных текстов в обучении иностранному языку" »
Роль профессионально-ориентированных текстов в обучении иностранному языку
Ошур Е.А., преподаватель
ГОУ СПО Кемеровского
профессионально-технического техникума
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения основной целью обучения в учреждении профессионального образования является возможность использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности, а также умение осуществлять межкультурную коммуникацию. Поэтому на старших курсах (3,4 курсы) обучение иностранному языку ведется с учетом будущей специальности студентов.
Одним из главных средств, которые используются на занятии по иностранному языку, это профессионально-направленные тексты. Использование профессионально-направленного материала позволяет формировать следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость совей будущей профессии;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
При отборе профессионально-направленных текстов необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип посильности и доступности. При отборе текстов следует принимать во внимание тот факт, что слишком простые или слишком сложные для восприятия тексты будут неинтересны студентам.
Принцип информативности и актуальности. Тексты должны обязательно нести какую-то информацию, которую затем студенты смогут обсудить с одногруппниками.
Принцип последовательности и поэтапного формирования умений. Задания по работе с текстом должны быть логически выстроены. Не стоит сначала использовать на практике лексику, которую вы затем будете изучать на примере текста.
Кроме того, при отборе текстов следует учитывать следующие критерии отбора:
- аутентичность источников;
- актуальность;
- учебная направленность;
- информативность;
- композиционная оформленность.
- соответствие тематике изучения;
- соответствие уровню языковой и профессиональной подготовке.
Существует большое количество заданий, которые используются при работе над профессионально-ориентированными текстами. Но при этом, необходимо учитывать тот факт, что при работе над любым текстом, в том числе профессионально-ориентированном, можно выделить 3 этапа:
- предтекстовый этап;
- текстовый этап;
- послетекстовый этап.
На предтекстовом этапе происходит введение темы занятия. Преподаватель должен как бы «подвести» студентов к изучению новой темы и чтению текста. На данном этапе, как правило, используются задания по введению и тренировке лексики, ответы на вопросы, тесно связанные с темой текста и т.п.
Текстовый этап состоит в большей степени из работы с текстом. Это может быть чтение с полным пониманием текста, либо поисковое чтение. Перед тем, как приступить к чтению текста, преподаватель должен обязательно задать какое-то задание или вопрос, для того, чтобы чтение текста было направлено на решение данного вопроса или проблемы.
На заключительном, послетекстовом этапе, происходит закрепление лексики, а также дальнейшее обсуждение темы, поднятой в тексте. На этом этапе все задания, как правило, носят продуктивный характер и способствуют развитию навыков говорения или письма.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что работа над профессионально-ориентированными текстами должна предваряться тщательной работой по отбору содержания и заданий для работы с текстами. Поскольку просто чтение и перевод текста не несет за собой никакой эффективности.