Статья на тему "От АМО к Активной Оценке на уроке английского языка."
Статья на тему "От АМО к Активной Оценке на уроке английского языка."
Помните, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы?
Открою маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "От АМО к Активной Оценке на уроке английского языка." »
От АМО к «Активной Оценке»
на уроке английского языка.
Помните, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы?
Открою маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решила принять участие в дистанционном семинаре «Эффективные образовательные технологии» образовательного портала «Мой университет».
Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков;
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоение его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности у учащихся, интерес и желание заниматься.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему учащихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учащимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение.
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет!
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель: Встреча друг с другом, приветствие.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать Метод «Дерево ожиданий»
Цель: Участники самостоятельно формулируют свои ожидания, узнают об ожиданиях других участников.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Примечание: Этот метод изложения материала помогает учащимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебного кабинета, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5-10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным, и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Для завершения урока можно использовать Метод«Все у меня в руках».
Цель: выяснить отношение учащихся к прошедшему уроку.
Этот метод поможет эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю, и учащимся.
Любой урок должен заканчиваться на позитивной ноте, чего можно легко достичь не только с помощью АМО, но и с помощью Активной Оценки работы учащихся.
Во многих странах АО стала наиболее популярной стратегией обучения. Наши коллеги из Польши заметили, что после введения АО значительно возросли результаты обучения. Показателен и такой факт: учителя школ Финляндии широко применяют АО и именно финские школьники показали самые высокие в Европе результаты в исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment). Английские педагоги Пол Блэк и Дилон Уильям при анализе литературы выявили, что многие исследования последнего десятилетия в различных странах свидетельствуют: инновации, которые включают расширение практики применения активной оценки, приводят к значительным и часто устойчивым учебным достижениям. Многие исследования позволили сделать еще один важный вывод: АО особенно полезна для слабоуспевающих учащихся, что уменьшает разницу в учебных достижениях.
Активная оценка требует от педагога:
понимания того, зачем он этому учит своих учеников; чего он хочет достичь;
приобщения учащихся к целям занятий;
сообщения учащимся того, на что он, во время работы учащихся и по ее завершении, будет обращать внимание;
проверки того, в какой степени цели достигнуты;
помощи учащимся в оценке ими хода работы и степени достижения целей.
Позиция ученика в образовательном процессе выражается следующими характеристиками: Я лучше учусь, если:
знаю, зачем и чему я должен научиться;
учитель беседует со мной о моем прогрессе и каждую минуту знает, на каком этапе в освоении материала я нахожусь;
учитель дает мне информацию о том, что я сделал хорошо, что и как я должен улучшить и как я могу развиваться дальше;
осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
сознательно отвечаю за свой прогресс в учении;
использую знания и умения моих одноклассников;
При проведении открытого урока в 3 классе по теме «Intheclassroom.
Глагол tobe в утвердительных предложениях.» я использовала «активную оценку».
В начале урока, как и рекомендовано, вместе с учениками определили задачи, выяснили, что для этого нужно, чему должны научиться. В течение урока периодически обращались к промежуточным результатам, беседовали с учащимися, корректировали работу.
После завершения работы учащимся была предложена карта «MAP» (маршрутный лист этапов урока).
Каждый учащийся отметил свои достижения на карте зеленым цветом, недочеты – красным.
На основании анализа результатов индивидуальных достижений, ребятаоценили свою работу с помощью следующих картинок.
Учащиеся выбирали смайлик, который они хотели бы получить за свою работу, и размещали его рядом со своей фотографией на слайде.
После этого предложила показать свое настроение и раскрасить «Пушистика», у которого такое же настроение, как и у его «хозяина». Своих «Пушистиков» получили на память.
Цветные «Пушистики» оказались неугомонными весельчаками!
Применение активной оценки создает атмосферу, которая способствует учению. В этой атмосфере у учащихся усиливается ощущение собственной значимости, повышается их познавательная мотивация, возрастает уровень самостоятельности, создаются условия для сотрудничества, они лучше понимают процесс учения, повышается их ответственность за собственные учебные успехи.
Из вышесказанного следует, что учащийся, который способен оценить, чему научился, что наиболее способствует его успеху и какой объем работы необходимо выполнить, будет работать более активно и продуктивно.
Не могу не согласиться с коллегами из Польши, которые сформулировали рекомендации для учителей на основе опыта применения стратегии АО:
Ребенок рассчитывает на вашу помощь.
Сосредоточьте внимание и на результате, и на процессе обучения.
Постоянно осуществляйте рефлексию, беседуйте с учениками. Это позволит корректировать их деятельность.
Будьте тактичны. Оценивается не человек, а результат его деятельности.
Активная оценка должна иметь позитивный характер.
Верьте в возможности своего ученика. Он способен на многое.
Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения инноваций в образовательный процесс.