статья на тему "Личностно-ориентированный подход при изучении английского языка"
Статья на тему "Личностно-ориентированный подход при изучении английского языка"
Личностно-ориентированный метод становится одним из самый востребованных на сегодняшний день подходов, поскольку ставит личность в центр процесса обучения, предоставляет приоритет индивидуальности, самооценке, основывается на уважении к мыслям обучающегося, на поощрении его активности и творческих возможностей. Личностно-ориентированный метод изучения иностранных языков – это такой тип процесса образования, при котором личность педагога и личность обучающегося, выступают как его активные и основные субъекты, находящиеся в отношениях сотрудничества, сотворчества, духовно-морального единства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья на тему "Личностно-ориентированный подход при изучении английского языка" »
«Личностно-ориентированный подход при изучении английского языка»
Переход к информационному обществу требует развития у учащихся коммуникативных способностей, способствующих вхождению в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Для этого выпускник школы должен обладать нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться современными информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться не создавать и преодолевать конфликты.1 Все это может быть достигнуто при личностно ориентированном подходе, когда учитываются потребности, возможности и склонности ученика, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта процесса обучения.
Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные задачи, содержание обучения, методы и приемы) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.2 Личность здесь выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов.
В центре обучения, согласно личностно ориентированному подходу, находится сам ученик, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Учитель в контексте такого подхода определяет учебную цель урока и организует, направляет и корректирует учебный процесс исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений. Учащийся в конце урока должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, что он не мог сделать еще вчера. Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения, состояния и т.д.3 Организация такого обучения означает, что использование учебного материала, тех или иных приемов, способов, упражнений должно преломляться через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
Личностно ориентированный подход также предполагает, что учитель максимально учитывает национальные, возрастные, статусные особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания в условиях личностно ориентированного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки или неудачные действия.
Исходя из вышеизложенного мы можем сформулировать основные положения личностно ориентированного подхода в процессе обучения:4
Любые практические цели подчиняются центральной задаче — формирования, развития, воспитания учащегося как активной, убежденной, самостоятельной личности, которая умеет эффективно сотрудничать и общаться. Главной педагогической задачей является ориентация обучения на личностное развитие ребенка.
В педагогическом процессе активно взаимодействуют и сотрудничают два субъекта — ученик и учитель.
Учитель организует деятельность в учебно-педагогических ситуациях, в которых реализуются социально-установленные и межличностные отношения, а также позитивные личностные новообразования (мотивационные, эмоционально-оценочные, интеллектуальные и др.).
Выделим основные принципы личностно ориентированного подхода по отношению к ученику:
познавательно-коммуникативная активность;
внутренняя мотивированность;
личностная значимость предмета;
комфортность обучения;
самоконтролируемость процесса;
отсутствие чувства непреодолимости.
По отношению к учителю выделяются следующие принципы:
профильно-предметное и личное соответствие деятельности;
гуманистичность;
готовность к сотрудничеству;
демократичность.
Интегративной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Это возможно только в том случае, если у школьника сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебная.
Личностно ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей, включающей социолингвистическую, предметно-тематическую, общекультурную и страноведческую компетенции. Это обеспечивает культуроведческую направленность обучения, приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры собственной страны, умение представить ее средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Использование личностно ориентированного подхода означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.
1 . Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса - Пресс, 2010. - 610с.
2 Там же
3 Миролюбов А. А., Парахина А. В. Общая методика преподавания иностранных языков. – СПб:. "Филио", 1999. – 201 с.
4 Леонтьев А.А «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии» М.: Изд-во Московского психологосоциального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. С. 332-347