kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы и средства повышения мотивации к изучению английского языка на основе создания комфортной образовательной среды в МБОУ Октябрьская СОШ №2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия создания комфортной образовательной среды на уроках английского языка как одно из условий развития познавательного интереса. В статье представлены разные задания для повышения познавательного интереса учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы и средства повышения мотивации к изучению английского языка на основе создания комфортной образовательной среды в МБОУ Октябрьская СОШ №2.»

Способы и средства повышения мотивации к изучению

английского языка

на основе создания комфортной образовательной среды

в МБОУ Октябрьская СОШ №2.

Учитель английского языка: Сорокина Олеся Борисовна


"Мотивация - это ключ к успешному обучению"
Норман Уитни

Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов - важное условие успеха любой школы. А проектирование такой мотивационной образовательной среды - дело непростое: чаще всего это процесс занимает не один год.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. При формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать особенности возраста, обращая внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Так, на начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев, но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал.

Внеурочная деятельность неразрывно связано с урочной. На современном этапе изменилась роль, которая отводится иностранным языкам в рамках школы. Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей. Для реализации коммуникативной компетенции важна не только работа на уроке, но и вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. Создаются благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции. Внеклассная работа по иностранному языка имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного язык, но и способствует так же расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Реализация деятельностного подхода во внеклассной работе позволяет эффективно формировать речевую компетентность, а значит, готовить наших учеников к жизни в поликультурном мире.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам занятий. Эффективность формирования коммуникативных навыков школьников определяют не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на английском языке. Это становится возможным, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке.

Мотивация является "запускным механизмом" (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание.

Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.

Большое значение имеет оценивание. Необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Важно отметить неформальное оценивание. Цель такого оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;

  • давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

  • дарить цветные фигурки со словами "Хорошо!", "Отлично!" или весёлые или грустные лица и другие;

  • создавать портфель достижений (портфолио).

В целях повышения интереса учеников к изучению английского языка нами проводится предметная неделя. Предметная неделя (Неделя иностранного языка) позволяет учащимся систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Проведение предметной недели способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку.


В своей работе использую:

Очные, заочные и дистанционные олимпиады.

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования.

Конкурсы.

Конкурсы служат успешному осуществлению образовательных задач, позволяют развивать у учащихся чувство коллективизма, инициативу и активность. Участие в конкурсах мотивировано, как правило, желанием учащихся стать победителем, при этом активизировать материал, усвоенный на уроках. Например, Конкурс "Занимательный английский язык", различные страноведческие и грамматические конкурсы и конкурсы эрудитов. Викторины на иностранном языке обеспечивают значительный практический эффект. Они позволяют обобщить материал по темам, а так же привлечь новую информацию.


Выставки творческих работ учащихся, газет и проектов.

Наличие авторских детских работ в кабинете, которые используются в учебном процессе, выполняют две функции: это и учебные пособия, используемые как дидактические средства обучения, и предметы, имеющие большое воспитательное значение, т.к. являются позитивным примером для подражания.

Заседание клуба любителей английского языка, может включать любые виды работы.

Элементы проектной деятельности, учебные проекты. Дидактическая сущность метода проектов выражается в том, что каждый проект - это реализация большого количества межпредметных связей, интегрированного обучения в действии. Мини-проекты, рассчитанные на урок, не дают возможность спланировать действия, продумать их, найти оптимальный способ достижения цели, изготовить продукт проекта, презентовать его, отрефлексировать весь процесс. Основная цель любого проекта на английском языке - коммуникация, формирование, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Работа над проектом развивает у учащихся самостоятельность.


Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

В связи с тем, что в каждом классе сразу выделяются различия по уровню обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутриклассной дифференциации с добавлением элементов разноуровневого обучения. Учитывая типологические особенности каждого ученика, делю класс на условные группы "А", "В", "С". Использую приемы коллективной работы, по динамическим парам или группам. Задания группы "С" зафиксированы как базовый стандарт - минимальный или репродуктивный. Здесь выделяю многократность повторения, учу выделять лексические опоры. Задания "В" выстроены на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение. Задания группы "А" предполагают творческий или продуктивный уровень. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме.

Элементы организации групповой формы работы позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в соответствии с уровнем языковой подготовки, изученных лексических единиц. На каждый урок создаю дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат.


Использование информационно-коммуникационных технологий.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point (в том числе и созданные самими обучающимися, после предварительной проверки учителем), видеоролики с сайта www.Youtube.com, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении - интерактивные задания, при контроле - интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению моего предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.


Игры.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие - коллективно.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные - желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке или в речемыслительной задаче.

Методы и приемы.

"Модельный метод обучения" (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.


Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности.


Метод "Mind-Map" (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.


Метод "Brain Storming" (Мозговой штурм): путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?


Cluster-Method (гроздь) - служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся", т. е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления:

  1. Ключевое слово

  2. Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

  3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации.
     

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн.


Правило написания синквейна

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строка - фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме.

Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


В организации внеурочной деятельности по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.

Подводя итог, хочу отметить, что создание комфортной образовательной среды очень важно для повышения мотивации к изучению английского языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы. 

Ссылка на сайт учителя: https://nsportal.ru/sorokina-olesya-borisovna.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олеся Борисовна Сорокина

Дата: 17.07.2022

Номер свидетельства: 611139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства