Специфика проектирования и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика проектирования и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика проектирования и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья. »
Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
с нарушением слуха;
с нарушением зрения;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с нарушением интеллекта;
а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Сегодня для многих людей с разными формами инвалидности дистанционное обучение – единственный способ получить образование. Однако, недостаточно снабдить ученика всем необходимым оборудованием. Учителю важно правильно спланировать урок с учетом всех темповых и психофизических особенностей ученика. В данной статье хотела бы осветить некоторые особенности планироваия и проведения урока английского языка для детей с ОВЗ. Дети-инвалиды, как правило, часто ограничены в общении, поэтому, по возможности, необходимо придать уроку коммуникативную направленность, что поможет ученику проще включаться в общение со сверстниками, выражать свои мысли как на родном, так и на английском языке.
Урок состоит из трех ярко выраженных этапов. Во-первых, вовлечение ученика в учебный процесс. Уже с первых минут урока во время речевой и фонетической зарядки зарядки, ученик начинает общаться на английском языке. Такие вопросы как «How are you?» («Как твои дела?»), «What date is it today?» («Какое сегодня число?»), «What's the weather like today?» («Какая сегодня погода?») и др. требуют от ученика рефлексии, приближены к повседневному общению и чаще всего не вызывают сложностей. Происходит погружение в языковую среду. Если у ученика не получается ответить на тот или иной вопрос (а это бывает часто), даются варианты ответов с картинками вместо перевода или с опорными фразами. Их можно заранее выводить на экран, ребенок сам быстро сориентируется.
Фонетическая зарядка, также как и речевая, помогает настроиться на урок английского языка. Как на младшем, так и на старшем этапе использую небольшие рифмовки, поговорки пословицы и пр. Частые фонетические тренировки, а также тренировки речевых клише помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют важное значение ритм и интонация. Это поможет ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволит развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Дети становятся намного мотивированнее, если представить небольшой мультипликационный видеоролик. Таким образом в 5м классе проходило повторение, закрепление и отработка дней недели, времен года, видов погоды, а также забавных стишков о животных. Особый интерес возникает, когда на видео присутствуют дети соответствующего возраста. Такая форма работы имела место с ученицей 5 класса где, например, отработка звука [w] происходила на основе детской рифмовки «Why do you cry, Willy? В видеофрагменте были представлены дети разных стран, которые произносили фразу, в том числе был и носитель языка, которого нужно было распознать по фонетическому признаку. Ребенок сразу старается повторить нужную фразу максимально приближенно к оригиналу. Подобные материалы разрабатывались и использовались при отработке речевых клише, звуков.
На старших этапах — такие материалы помогают сформировать наглядное понимание грамматических конструкций. Это второй основной этап урока, где происходит предъявление нового грамматического, лексического или речевого материала. Основная проблема на данном этапе, удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с овз отличаются различными нарушениями, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Так, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптирование тексты в виде комиксов. Детям необходимо помочь создавать как можно больше опорных схем для усвоения грамматических структур. В 5-6 классах, на основе учебника М.З. Биболетовой «Enjoy English» конструкции «there is», «there are» представлены в виде змейки, которая ползет вперед или назад в зависимости от того, утвердительное предложение или вопросительное. Таким же образом, удачно усваиваются типы вопросов и порядок слов в предложении. На площадке docs.google.com на основе созданных ранее учителем карточек, составляем предложения в любом времени, с любой лексической наполняемостью, удачно проходит изучение предлогов, ориентирование в городе, правила дорожного движения и пр., где можно двигать героя (для младших — сказочный герой, для более старших — обычный предмет) в заданном направлении. Также, на этом ресурсе ученики могут самостоятельно создавать свои рассказы, упражнения с помощью слов, картинок.
Для детей с нарушением зрения, есть возможность откорректировать экран до нужного масштаба, работа над аудированием проходит достаточно успешно, так как у таких детей компенсация зрения происходит за счет слуха. Детям с ДЦП верхних конечностей — желательно демонстрировать задания самостоятельно, часть заданий могут выполняться в печатном виде, что не приносит ущерба уроку во времени.
Третий этап урока это эффективная практика. Развиваю все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Изучение грамматики, лексики и фонетики должно происходить в системе. Виды упражнений также должны соответствовать возможностям ученика. Здесь особенно важно создать ситуацию успеха ученика, при этом можно придерживаться простой схемы от простого к сложному. Упражнения из учебника, могут разбавляться поисковой работой в словаре или интернете, небольшими онлайн викторинами или тестами, где не учитель, а «машина» выдает результат. На групповых занятиях, стараюсь, чтобы более «сильный» ученик помогал «слабому». Взамодействие происходит в течение всего урока — диалоги, взаимные проверки домашнего задания, объяснение ошибок или правила.
Исходя из того, что стараюсь придерживаться практико-ориентированной направленности изучения иностранного языка, в конце каждого пройденного юнита, ученикам предлагается творческая работа. Создание электронного коллажа, презентации на различные темы. Так с детьми, у которых имеются ритмико-интонационные нарушения, а так же проблемы с чистотой фонетического произношения, предлагаю записывать свой рассказ или высказывание через программу Quicktime Player или на диктофон. Это мотивирует ученика к созданию хорошей записи с правильным произношением. Очевидно, чтобы выполнить задание хорошо, ученику придется несколько раз проработать свой рассказ, избавившись от фонетических ошибок. Часто прошу детей сделать небольшой опрос в социальных сетях или на форуме, расспросить одноклассников и товарищей по скайпу, а таже родителей, представив результаты на английском языке в таблице или любым иным способом. Так, нам удалось совершить работы по темам «Where do you find friends?» («Где вы находите друзей?»), «What book have you read?» («Какую книгу прочитал?»), «Why do you like winter?» («Почему ты любишь зиму?»), «About my school» («О моей школе»). Общение со сверстниками способствует социализации учащихся, что в первую очередь важно при обучении английском языку особенно для детей с ОВЗ. Иначем зачем тогда изучать иностранный язык, если не собираешься его использовать в жизни.
Индивидуальное учебно-тематическое планирование
2013/2014 учебный год
Предмет Английский язык
ФИО учащегося Ахметов Айдар., 7 класс
ФИО учителя Щербакова Р.А..
Пояснительная записка
1. Соответствие программе
1) Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе М.З. Биболетова и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 6-ом классе.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
материалы i-Класса «Английский язык 5 - 7 класс»,
материалы учебника, рабочей тетради и тестовых пособий «Enjoy English 7 класс», под редакцией М.З. Биболетова и др.
индивидуальные разработки учителя,
наглядный материал (схемы, таблицы),
ЦОРы,
материалы лингвистических сайтов
2. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю составляет 2 часа , итого — 68 часов в год.
3. Особенности ИУТП
1. Некоторые темы будут изучаться обзорно, так как материал усваивается медленно.
2. Обучение планируется вести в соответствии с особенностями и возможностями психофизического развития ребенка, с учетом темповых характеристик деятельности и особенностей основного заболевания.
4. Виды деятельности
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— устный/письменный ответ,
составление/заполнение таблицы,
работа по алгоритму,
подбор/поиск примеров,
поисковая работа
лексико-графическая работа
конспектирование
работа над презентациями
проектная работа
просмотр фильмов
работа с аудио-материалами
Некоторые виды деятельности доступны только с использованием специального оборудования
- аудирование
5. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
устный/письменный ответ,
самостоятельная работа,
тестирование,
сочинение,
диктанты (словарный, выборочный, с дополнительными заданиями).
Основные сложности
применение грамматических правил на практике;
неумение составлять связный рассказ минимального объема;
маленький словарный запас
7. Зона ближайшего развития
Сформировать навык работы по алгоритму, навык аудирования и говорения, навык самостоятельной работы, работать над систематизацией ранее изученного, постоянно закреплять правила фонетики, грамматики. Активизация ранее изученных и наращивание новых лексических единиц.
8. Корректировка ИУТП
Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития ученик будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года (на подготовку будут использованы резервные часы).
Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
Индивидуальное учебно-тематическое планирование
2013/2014 учебный год
№ урока
Тема урока
Страницы учебника
Примечание
1
UNIT 1
Say hello to your old friends.
p. 4-7
2
Grammar: The Article (a, an)
p. 9-10
3
We are making a file
p.12-13
4
Do you need a hand?
p. 14-17
5
A horrible thing happened!
p. 18 - 20
6
Revising Grammar
7
Test 1
8
UNIT 2
Camping: is it for you?
p. 22-25
9
We are going camping. The Article (The)
p.25 - 26
10
We must pack our backpacks
Cтепени сравнения прилагательных. Degrees of Comparison
p.27-29
p. 31 - 34
Ex.1, 2, 5
11
Her backpack is as heavy as mine. Cравнение прилагательных с помощью союзов as...as, not as...as.
p. 35-37
12
Is Rob as good as gold?
p. 38 - 42
Revising Grammar
13
Test 2
14
UNIT 3
Holidays.
The Tsar Bell and the Kunstkammer. The Article.
p. 46-48
15
I went to Turkey and my friend went to St Petersburg.
p. 50-52
16
How do you spend your holidays?
p. 54 - 55
17
Project. Повторение.
18
Test 3.
19
UNIT 4.
Nothing is forever. We can't drink this water.
p. 58 - 61
20
Litter lasts longer than us.
p. 63-65
21
We mustn't kill animals for clothes.
p. 67-69
22
They used to go camping.
p. 71 - 74
23
They used to go camping.
p. 75 - 77
24
Revising Grammar
25
Test 4
26
UNIT 5.
Let's plan a trip to England.
Grammar: Past Simple/Past Progressive.
p. 78-81
p.82 - 85
27
Past Progressive.
p. 86 - 87
28
The Robbery (A polite request - Could you?)
p. 88 - 90
29
Misha is going to England.
p. 92 - 94
30
How long will it take to get to England?
p. 96 - 99
31
Who was watching TV on Saturday afternoon?
p. 101 - 102
32
Revising Grammar
33
Test 5
34
UNIT 6
School. English Schools.
p. 110 - 115
35
Местоимения other, another.
p. 116 - 119
36
Is life at school easy?
p. 121-123
37
Present Simple.
p. 124 - 127
38
School dinners. (game)
p.129 - 131
39
Revising Grammar
40
Test 6
41
UNIT 7
English school.
Present Perfect
p.138 — 139
p.140 - 145
42
Present Perfect
p. 146 - 149
43
Present Perfect в вопросительных предложениях.
p. 151 - 155
44
Have you ever?
p. 156 - 159
45
Test 7
46
UNIT 8
Sports
Особенности употребления Present Perfect and Past Simple