Создание экспрессивности художественного текста на невербальном уровне
Создание экспрессивности художественного текста на невербальном уровне
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сферах личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание экспрессивности художественного текста на невербальном уровне»
Создание экспрессивности художественного текста
На невербальном уровне
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сферах личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
По определению С. Дерябо, В. Ясвин, невербальное общение – это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональные [2, c. 32].
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Наблюдения О.М. Казарцевой показали, что в процессах общения 60%-80% информации передается с помощью невербального общения:
голос / песня;
внешний вид, одежда, поза;
выражения лица, улыбка, взгляд;
движения;
танец, походка;
жесты;
кивок и мотание головой, покачивание конечностями;
Знание языка жестов и телодвижений помогает не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Мимика— это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.
Данное явление можно проследить на примерах из художественного текста John Fowles “The Collector”.
There was real hatred in her looks [4, p. 25].
При анализе данного примера, читатель может с полной уверенностью сказать, что в душе героини Миранды есть только одно чувство – ненависть (real hatred), которое сопровождает её на протяжении всего художественного произведения.
She just gave me a big look of contempt [4, p. 25].
Приведенный в данном примере презрительный взгляд Миранды (a big look of contempt) помогает читателю понять ее отношение к Калибану. Гнев, отвращение, презрение и страх передаются в одном её быстром взгляде, дающем понять, что она готова и полна сил сопротивляться и бороться за свою свободу.
Необходимо добавить, что изучение невербального общения возможно не только с помощью мимики, но и многих других подходов к изучению, как например, жестов.
Другим элементом кинетической подструктуры невербального поведения является жест.
Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека, но и выражающее нечто значимое, в том числе, эмоционально маркированное.
Н. И. Смирнова на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз предлагает следующую классификацию:
I группа жестов – коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т. е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка (приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение).
II группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие (сопровождают речь; вне речевого контекста теряют смысл).
III группа жестов – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды (жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление) [5].
Рассмотрим роль жестов в художественном тексте:
She stood a moment, then she suddenly jumped and hit me across the face [4, p. 25].
Данные строки полны высокой степенью эмоциональности, которая четко прослеживается в лексике jumped (подскочила), hit me across the face (влепила пощечину). Поведение Миранды оправдывается её огорчением о сорванном варианте спасения, а накопившаяся злоба, ненависть и отвращение вылились в решительные действия героини.
I did near the bed but she turned so sharp I think she thought I was going to attack her [4, p. 26].
Из приведенного примеры видно, что Миранда напугана, поскольку в любое мгновение ждет расправы с ней. Выражение turned so sharp лишь подтверждают её мысли и ожидания. Данный пример эмоционально окрашен чувством бессилия перед Калибаном, чувством омерзения от его зависимости.
Таким образом, невербальное поведение, в данном случае жесты, являются ярким дополнением любого художественного текста и повседневной жизни и способны передать отношение персонажа к значимому для него объекту / ситуации.
Интересным невербальным средством передачи эмоционально-чувственного фона ситуации являются вокальные данные персонажа. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика изучает включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать чувства и мысли индивида. Голос содержит в себе очень много информации о своем хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя. Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса, в котором они (чувства) находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.
Немало информации дают сила и высота голоса. Экспериментально установлено, что некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – также довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы [1, с. 133].
Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Отвращение, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». Данное явление можно проследить, обратившись к примерам из художественного произведения, поскольку писатели часто прибегают к описанию голосовых характеристик для придания колорита ситуации:
1. You tried to escape, I said.
“Oh, shut up!” she cried [4, p. 43].
Короткая фраза героини наполнена такой сильной ненавистью, злобой и отвращением к неудавшейся попытке бежать, ярко отразившимися в её тоне she cried (она как прокричала). Страх о расправе Калибана и разочарование в своих силах четко прослеживаются в данном отрывке.
“Don’t come near me!” Real poisonin her voice [4, p. 68].
Видно нарастающее эмоционально-негативное настроение, которое все больше охватывает Миранду, что подчеркивается авторской способностью яркого изображения тона в голосе, с помощью выражения а real poison (настоящее отвращениев голосе).
Таким образом, использование различных способов невербального общения, таких как мимика, жесты и голос, положительно влияют на создание художественного образа / ситуации произведения и дополняют его высокой степенью эмоциональности.
Библиографический список
1. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская, А. Г. Павлова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 145 с.
2. Дерябо, С. Гроссмейстер общения / С. Дерябо, В. Ясвин. - М. : Смысл, 2000. - 134 с.
3. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика / О. М. Казарцева. - М. : Наука, 1999. – 121 с.
4. Fowles, J. The Collector / J. Fowles. – USA : Vintage Books, 2004. – 288 p.