Сообщение "Инновационные формы и методы как механизм эффективного обучения иностранному языку в рамках реализации ФГОС"
Сообщение "Инновационные формы и методы как механизм эффективного обучения иностранному языку в рамках реализации ФГОС"
Языковое образование является неотъемлемой частью общего среднего, среднего специального и высшего профессионального образования в России. В этой связи информатизация языкового образования в целом осуществляется по тем же направлениям, что и в других отраслях знаний. Вместе с тем, иностранный язык как учебная дисциплина имеет свою специфику, отличающую ее от других дисциплин гуманитарного цикла. Поэтому для методических целей представляется необходимым выделить и рассмотреть основные направления информатизации языкового образования, акцентировав особенности иностранного языка как предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Инновационные формы и методы как механизм эффективного обучения иностранному языку в рамках реализации ФГОС"»
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КАК МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Выполнила: ЛИТВИНОВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА,
учитель английского языка высшей категории
МБОУ СОШ № 9
г.Новочеркасска Ростовской области
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения в качестве одного из результатов освоения основной образовательной программы общего образования по иностранному языку выступает «формирование информационной культуры учащихся и их компетенции в области инновационных информационно-коммуникационных технологий».
Языковое образование является неотъемлемой частью общего среднего, среднего специального и высшего профессионального образования в России. В этой связи информатизация языкового образования в целом осуществляется по тем же направлениям, что и в других отраслях знаний. Вместе с тем, иностранный язык как учебная дисциплина имеет свою специфику, отличающую ее от других дисциплин гуманитарного цикла. Поэтому для методических целей представляется необходимым выделить и рассмотреть основные направления информатизации языкового образования, акцентировав особенности иностранного языка как предмета.
Прежде всего необходимо определить, что мы понимаем под информатизацией звукового образования. В методике обучения иностранному языку информатизация образования представляет собой комплекс мер по обеспечению всего процесса обучения и овладения иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике в здоровье-сберегающих условиях. Данное определение предполагает следующие основные направления информатизации языкового образования:
определение методологической базы отбора содержания обучения, разработки методов и форм обучения иностранному языку и культуре;
отбор содержания обучения иностранному языку и культуре в условиях информатизации языкового образования;
отбор и разработка активных и проблемных методов и форм обучения языку и культуре в условиях информатизации языкового образования;
разработка инновационных методик использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку и культуре;
разработка учебных материалов нового поколения, интегрирующих различные виды ИКТ в процесс обучения и овладения иностранным языком;
разработка систем компьютерного контроля развития речевых умений и формирования языковых навыков речи обучающихся;
организация системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области информатизации языкового образования;
обеспечение мер информационной безопасности обучающихся;
определение методологической базы отбора содержания обучения, разработки методов и форм обучения иностранному языку и культуре в условиях информатизации языкового образования.
Методология – это совокупность познавательных средств, подходов, методов, приемов, используемых в методике обучения иностранным языкам. Доминирующими подходами к обучению языку и культуре в условиях информатизации образования будут следующие: личностно- деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный, поликультурный и компетентностные подходы. Рассмотрим подробнее сущность каждого из этих подходов.
1.Деятельностный подход рассматривает в качестве цели обучения формирование умений действовать со знанием дела. В методике обучения иностранным языкам этот подход получил свою интерпретацию в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению, который акцентировал субъект-субъектные отношения между обучающимися и преподавателем. Личность ученика (мотивы, цели, потребности) стала рассматриваться как субъект деятельности. Личность, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, сама определяет характер этой деятельности в общении. Личностная направленность в обучении иностранному языку и культуре выражается в учете целого ряда индивидуальных характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, возрастных особенностей обучающихся на каждой ступени обучения, что соотносится с потребностями использования иностранного языка в различных сферах общения. Деятельностная направленность обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) – владении иностранным языком как средством общения с представителями разных стран и культур. Деятельностный характер обучения предполагает организацию занятий в качестве учебной деятельности, направленной на постановку и решение учащимися конкретной учебной задачи. Объектом обучения с позиции данного подхода должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как аудирование, говорение, чтение и письмо. Методическим содержанием личностно-деятельностного подхода являются способы организации учебной деятельности, самоцель, набор компетенций, отражающих реальную способность обучающихся самостоятельно решать поставленные задачи на практике, например, организация театральной постановки (малого театра с действующими лицами).
2.Эвристическийметодобучения подразумевает использование преподавателем специально подобранных вопросов, подводящих обучающихся к самостоятельному открытию определенных языковых закономерностей, правил и т.п. Данный дидактический метод лег в основу разработки частных методик обучения аспектам языка, в частности, методикиинтегративногообученияграмматике.
3.Исследовательскийметодобучения предусматривает организацию поисковойтворческойдеятельностиобучающихся путем постановки новых для них проблемипроблемныхзадач. Согласно данному методу преподаватель составляет и предлагает обучающимся проблемные задачи для поиска решений и осуществляет текущий контроль за ходом решения обозначенных задач. Обучающиеся воспринимают проблему, планируют этапы решения обозначенной проблемы (исследования), выбирают методы и способы решения, осуществляют контроль и рефлексию по решению проблемы. Реализация активных методов обучения в условиях информатизации образования позволит полностью использовать дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий в развитии умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся, «регулируемой и управляемой учащимися как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний и умений и культурно-исторического опыта». Участие в самостоятельнойпродуктивнойучебнойдеятельности означает, что обучающийся:
- включается в определение целей овладения ИЯ и соотносит их со своими реальными интересами и потребностями;
- активно участвует в проектировании конечного результата овладения ИЯ и определении критериев его оценки;
- совместно с учителем и своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения; отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком;
- оценивает свои достижения и возможности использования ИЯ в реальной деятельности;
- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности;
- оценивает себя, определяет «Я - позицию».
Безусловно, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс потребует разработки инновационныхметодик обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка в условиях информатизации образования. При этом важно осознавать, что использование определенного ресурса или Интернет технологии для развития конкретных видов речевой деятельности или формирования социокультурной и межкультурной компетенций должно быть обусловлено не общей тенденцией «обучения всему посредством ИКТ», а приемлемостью, эффективностью и эргономичностью использования данной Интернет технологии для решения конкретной учебной задачи.
В настоящее время на вышеперечисленные подходы ориентированы современныеобразовательныестандартыпо иностранным языкам основного общего образования второго поколения и ФГОС ВПО по направлению подготовки «Лингвистика» третьего поколения. Поэтому определение именно этих подходов к обучению иностранному языку в условиях информатизации образования представляется вполне логичным. Вместе с тем, новые информационные и коммуникационные технологии благодаря своим дидактическим свойствам способствуют более полной реализации данных подходов на практике, особенно социокультурного, поликультурного и компетентностного подходов.
Приложение
Литература
• Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2010. - № 4. – С. 19-27
• Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14
• Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 2009. - № 4. – С. 18-20
• Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2009. - № 5. – С. 19-25
• Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13
• Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2011. – С. 23-29
• Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2011. - № 4. – С. 40-45
• Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2010. - № 4. – С. 62-68
• Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2012. - № 11. – С. 61-65