Просмотр содержимого документа
«Сказочный сюжет как средство обучения младших школьников английской графике »
36
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
государственное образовательное учреждение
высшего образования
«Поволжская государственная социально – гуманитарная академия»
Факультет начального образования
Кафедра иностранных языков
Курсовая работа
Сказочный сюжет как средство обучения младших школьников английской графике
Выполнил:
студент 5 курса очного отделения
специальности:
«Педагогика и методика начального обучения»
Авдонина А. С.
Подпись_____________
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры
иностранных языков
Дичинская Л.Е
Подпись____________
Самара 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………..……….……3
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения младших школьников английской графике
1.1 Психолого- возрастные особенности младших школьников и их влияние на владение английским языком………………………………………………..6
1.2 Особенности обучения графической стороне английской речи в младшем школьном возрасте ………………………………………..……………………13
Вывод по главе 1…………………………………………………………………19
ГЛАВА 2 Сказочный сюжет как средство обучения графической стороне английской речи в младшем школьном возрасте
2.1. Возможности сказки как средства обучения младших школьников…..20
2.2. Методические рекомендации по организации обучения младших школьников английской графике на основе сказочного сюжета……………26
Вывод по 2 главе……………………………………..…………………………29
Заключение……………………………………..……………………………….30
Список используемых источников……………………………………..……..33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества. Сегодня, общество требует повышения уровня знаний английского языка школьников, а так же совершенствования у них филологической подготовки, которая включает в себя и развитие графических навыков. Формирование навыков грамотного письма на уроках английского языка имеет решающее значение в дальнейшем обучении языку, а также в приобретении тех знаний и навыков, которые позволят раскрыться ребенку как личности и стать полноценным членом общества.
В последнее время внимание методистов все бoльше привлекают вoпрocы, cвязанные с oбучением английскому языку на начальном этапе. Процесс массового внедрения обучения английскому языку детей 6-9 лет, в ходе кoтoрогo мoгут и должны быть залoжены прочные оcновы, необходимые учащимся для участия в непосредственном и опосредованном диалоге культур, вызывает необходимость пересмотра не только coдержания oбучения, но и пoиска новых средств oбучения, учитывающих психoфизиологические особенности детей данного возраста. Oдним из таких cредств мoжет cтать cказка при oбучении инocтранным языкам, в cилу тoй важной рoли, кoтoрую oна играет в жизни ребенка.
Вoпрoc o значении cказки и ее функциях в жизни ребенка являетcя предметoм oбcуждения целoгo ряда научных рабoт. В рабoтах М.Вульфа, Б.Беттельхайма, Л.Рериха, К.Обенауера и др. раcкрываются такие важные функции cказки как: кoмпенcации, пoнимания cмысла жизни, нравcтвеннoгo oбразoвания. А.Надь, А.Варги, Э.Берн. Наряду с вышеперечиcленными функциями cказки выделяют функцию фoрмирoвания жизненных cценариев и типoв пoведения, пoдчеркивая, чтo развитие ребенка включает в cебя cказку. Важную роль сказки в передаче культурного наследия и характера нарoда, который являетcя авторoм сказки, подчеркнул венгерский ученый Л.Дэже,[18;c.139] говоря, что сказка выполняет функцию "детcкoгo страноведения". Иcпoльзoвание cказки в учебнoм прoцеccе oбучения инocтранным языкам пoзвoляет лучше пoнять cтруктуру изучаемoгo языка, егo cредства выражения, характер мышления нарoда и егo нациoнальнoе cвoеoбразие.
Цель исследования: раскрыть возможности обучения детей младшего школьного возраста графической стороне английской речи на основе сказочного сюжета.
Объект исследования: процесс обучения английской графике младших школьников
Предмет исследования: сказочный сюжет как средство обучения младших школьников английской графике
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования, мы поставили ряд теоретических и практических задач:
изучить психолого-педагогические особенности младших школьников и их влияние на владение английским языком
проанализировать содержание и методы обучения младших школьников английской графике
3) определить влияние сказочного сюжета на обучение младших школьников;
4) на основе анализа сказочных повестей выявить особенности сказочного сюжета, связанного с учебной деятельностью;
5) разработать методические рекомендации для учителя по обучению младших школьников английской графике на основе сказочного сюжета.
Методологической основой исследования является положение И.Н. Верещагиной о том, что в обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль: оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи; положение Т.И. Ижогиной, о том, что использование сказочного фольклора на занятиях английского языка направлено на повышение эффективности деятельности учащихся, широкое применение сказок способствует формированию графических, лексических и грамматических навыков обучающихся.
Методы исследования:
анализ теоретической и методической литературы
анализ программ по дисциплинам иностранного языка и УМК для начальной школы;
анализ сказочных повестей, связанных с учебной деятельностью
Значимость исследования:
разработанные методические рекомендации для учителя по обучению графической стороне английской речи могут быть использованы в обучении английской графике детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОЙ ГРАФИКЕ С ПОМОЩЬЮ СКАЗКИ
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЛАДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ
Проведенные исследования и эксперименты известных всему миру ученых, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн Дж. Брунер, В. Б.Уайт и др. помогли определить, что дети от рождения до 8-9 лет лучше всего усваивают новый материал и у них наиболее активно происходит речевое развитие.
Учитель должен помнить, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте сменяется на главную деятельность, и таким образом она обусловливает развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре, и, как считает А. Н. Леонтьев, успешность решения поставленных целей (в нашем случае – обучения) достигается скорее, если многообразие деятельностей пересекается между собой. Включение процесса обучения английского языка в контекст игровой, познавательной и учебной деятельностей позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут «работать» и на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования. Усиление мотивационной стороны изучения английского языка происходит также за счет овладения детьми эффективными способами и приемами деятельности и положительного эмоционального воздействия на них (на детей) используемых учебных материалов. Исследователи, пронаблюдав за младшими школьниками, выяснили, что дети младшего школьного возраста показывают высокой интерес к людям с другой культурой и другими традициями, обычно детские впечатления сохраняются на долгий период времени, а также способствуют развитию внутренней мотивации изучения английского языка.
При знании психологических особенностей учеников младших классов учитель получает преимущества при обучении их иностранному языку. Дети 6-11 лет запоминают новый материал по английскому языку очень быстро, опосредованно и подсознательно. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. Сейчас, учителя английского языка, даже с большим педагогическим опытом преподавания языка, в среднем звене, не в состоянии обучать младших школьников качественно и профессионально. Это происходит из-за не знания методов и приёмов преподавания в младшем звене и незнания психофизиологических особенностей детей младшего среднего возраста, а конкретно не учитывают особенности развития детей и роль изучения иностранного языка в этом развитии. Прежде всего, учителям необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг.
Необходимо учитывать особенности физического развития детей 6-11 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, а также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Ученики нуждаются в систематической тренировке, которая способствовала бы достижению тонкой моторной координации. Как известно, младшие школьники не могут долгое время сидеть на одном месте, так как не могут контролировать двигательные мышцы. Следовательно, во время занятия необходимо давать им такие задание, которые бы давали им возможность двигаться т.е перемещаться по классу играя в различные подвижные игры, петь английские песни, используя при этом жесты или использовать танцевальные перерывы.
Дети младшего школьного возраста, т.е. 6-11 лет, очень общительные и эмоциональные. В первый год своего обучения дети приобретают навыки управления своим поведением, однако не всегда успешно и они не всегда устойчивы.
Детей всегда интересует и привлекает что-то новое, яркое и необычное, при этом важно научить их обращать внимание на то, что не является увлекательным и интересным для них. Если их этому не учить, то они будут внимательны только к внешне яркому и занимательному материалу и у детей не будут развиваться волевые качества личности. В свою очередь это отрицательно скажется на развитии ребенка. Дети не в состоянии будут проявлять напористость, не смогут ставить перед собой задачи и добиваться поставленных учителем целей. При обучении младших школьников письму необходимо создавать им условия, которые будут требовать проявления воли, настойчивости, терпения, чтобы они самостоятельно учились преодолевать трудности, возникающие перед ними при обучении графике английского языка. Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками.
Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут быть развиты у детей в процессе их овладения английским языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти функции у ребенка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения. Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание.
Данилов А.[8; c. 126] отмечает, что «есть более или менее способные к овладению языком в данных методических условиях. Поэтому мы можем попытаться свети число менее способных к минимуму, изменив эти условия». Например, детям с более развитой зрительной памятью потребуется большее число упражнений для увеличения объема слуховой памяти, с одной стороны, и создание дополнительных зрительных опор для компенсации недостатка в развитии слуховой памяти – с другой.
Обычно учеников можно разделить на 3 группы уровня сформированности способностей к изучению иностранного языка- это «сильный», «средний» и «слабый» ученики.Необходимо помнить, что факторами успешной обучаемости языка являются мотивированность ученика, развитые волевые качества и владение навыками трудоспособности. Особое внимание стоит уделить фактору, который влияет на усвоения младшими школьниками английского языка - это их знания родного( русского) языка. Уже имеющийся речевой и коммуникативный опыт детей в родном языке, безусловно, будет служить учителю опорой при формировании у них способности к общению на иностранном языке.
Немаловажным для детей является фактор успешности. При обучении английскому языку необходимо создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самое небольшое продвижение в обучении языку, успех при выполнении заданий вдохновляет детей и позволяет учителю мотивировать детей и поддерживает их интерес к иностранному языку[3; c.83].
Перед учителем стоит задача все время находить возможности создавать такие ситуации, разрабатывать такие задания, чтобы малоактивный ученик имел желание работать на уроке. Необходимо хвалить учеников даже за самое небольшое продвижение, например: «Умница, у тебя стало получаться писать эту букву» или «Ты верно произнесла этот звук, меня радуют твои успехи» и т. п.
Дети очень чувствительны к оценке, которую дает им учитель. Так, дети 6-9 лет, все еще не могут отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «Ты выполнил задания плохо» – они понимают так: «Ты плохой» – и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя.
Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш. А. Амонашвили (1984). Она включает в себя четыре компонента: доброжелательное отношение к ученику как к личности; положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата); конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Оценка должна включать в себя все эти компоненты, даже если результат работы ученика отрицательный. Она может являться дополнительным стимулом и средством самоконтроля учащихся:
а) пятерку получит тот, кто сумеет рассказать все о своем друге: что он любит, умеет и как выглядит;
б) если ты хочешь получить пятерку, расскажи еще, что ты ешь на завтрак, на обед и на ужин и т. д.
При ориентировании на критерии учителя у детей формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля: «Вот как нужно рассказывать (читать, писать), чтобы получить отличную оценку».
Учет психологических особенностей детей 6-10 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения ИЯ в начальной школе [4; c.193]
Наблюдения за учениками младших классов на занятиях английского языка позволили сделать вывод о том, что любой иностранный язык, если им заниматься систематически развивает у детей логику, повышает образовательный и культурный уровень. Так же положительно влияет положительное изучения английского языка и на знание родного (русского). Наиболее благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка- 4-8 лет. Дети до 9 лет – максимально могут овладеть речью. После 11 лет ребенку придется справляться с дополнительными препятствиями. Мозг ученика 1-4 классов в состоянии легко усвоить иностранные языки, но с возрастом эта способность уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации) [17; c.174].
Доказано, что лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, когда система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. И если методическая система построена грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.
Раннее обучение языкам:
стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;
приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание;
создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет;
обеспечивает возможность более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго;
совершенствует общие умения (умение работать с книгой, справочной литературой);
формирует специальные учебные умения (умение работать с двуязычным словарем).
Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.
ОСОБЕНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Письмо – сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.
В лингвистике под письмом[1; c.267] понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В методике письмо – это объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, т.к. письмо с ними тесно связано.
В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладения графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т.д.
В настоящее время письмо на английском языке является самостоятельным объектом обучения в школе, а не средством, облегчающим развитие других видов речевой деятельности.
Среди многих проблем совершенствования системы начального образования одной из наиболее сложных и актуальных является формирование у младших школьников речевых навыков чтения и письма. Эти навыки являются необходимым условием не только для успешною обучения ребенка в дальнейшем, но и способствуют ею психическому развитию.
На первом году обучения учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных устно и используемых в письменных упражнениях. Сам же [7; c.281] процесс овладения графикой и орфографией английского языка оказывает положительное воспитательное воздействие на школьников, на развитие памяти, волевых качеств и др.
Навык письма обладает сложной психофизиологической природой. Тем самым исполнять роль трудностей, которые могут существенно расти, так как усвоение этого навыка на родном (русском) языке совершается вместе с с обучением графике иностранного, в нашем случае, английского языка. Проблема заключается в том, что на процесс усвоения письма на английском языке влияет сложившийся к этому времени элементарный навык письма на родном (русском) языке, т.е. формирующийся навык воспроизведения английских букв и их сочетаний находится в зависимости от навыка письма на русском языке. Это обусловлено не только различием рисунка письменных знаков, но и различием технологии начертания букв двух алфавитов, двух графических систем.
Можно сделать вывод о том, что при обучении иностранному письму младших школьников нужно учесть и существенное влияние уже имеющиеся навыки письма на родном языке. При этом учитывая факт, что второклассники обладают навыком письма печатными и прописными буквами русского языка.
Графика английского языка также существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Сравнение этих вариантов показывает, что рукописный шрифт содержит много несоответствий с буквами печатного шрифта. Расхождение в печатном и рукописном шрифтах, а также сложности начертания букв письменного шрифта в определенной степени создают трудности при обучении письму младших школьников.
Существуют два подхода в методике обучения письму на английском языке. Методисты первого направления предлагают использовать полупечатный шрифт, мотивируя это тем, что существенные расхождения между печатным и рукописным вариантом написания букв создают трудности при обучении письму и чтению (ПН. Верещагина, OA Денисенко, Э.И. Каар, Т.Б. Клементьева, Т.А. Притыкина, Г.В. Рогова, А.И. Старков). Авторы других методик используют при обучении детей письменные графические знаки (A. Алексанянц, Д. Дамплтон, Р.И. Кофф-Лайф, В. Скулльтэ, З.М. Цветкова, И.Т. Шпигель). Специальные исследования, проведенные в лаборатории Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломота, [10; c. 318] свидетельствуют о том, что формирующиеся навыки воспроизведения печатных и письменных букв находятся в интерферирующем взаимодействии.
Мы можем согласиться с тем, что использование двух систем письма, которые не поддерживают друг друга из-за несоответствия между буквами разных шрифтов, отрицательно сказывается на овладении как письмом, так и чтением. Поэтому мы придерживаемся рекомендации использовать полупечатный шрифт, который облегчает детям овладение графикой, что в свою очередь благоприятно сказывается и на овладении чтением.
Изучение существующих методических пособий по обучению родному языку (Н.Г. Агаркова, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, Л.Ф. Климанова, Н.В. Нечаева, Л.Г. Олисова) позволило выявить особенности методики обучения графике.
Методическая система Мильруд Р.П.[9; c.82] явилась для данного исследования основополагающей, так как в ней на основе современных достижений смежных наук (физиологии, психологии, лингвистики, дидактики) и концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова разработана теория методики обучения первоначальному письму и формирования графического навыка у младших школьников.
Навык английского письма понимается как[13; c. 117] сложное речевое и рукодвигательное действие, требующее выполнения учащимися целого ряда речевых операций, глубокого усвоения формы письменного знака путем установления пространственно-количественных отношений между составляющими его элементами, и усвоения определенного алгоритма движения руки при воспроизведении букв и их комплексов. Такая деятельность обеспечивает не только полноценное усвоение графического навыка младших школьников, но и развитие интеллектуальных способностей учащихся и создает благоприятные условия для формирования его как субъекта личности.
Обучение письму осуществляется на специфических и общеметодических принципах с использованием таких средств обучения, как классная доска, карточки и др., а также рабочая тетрадь и задания.
Обучение графике производится в такой последовательности: [12; c.203].
– показ буквы (прописной и строчной);
– медленное написание буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями для осознания действий, выполняемых при написании;
– вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизводить движение ручкой в воздухе за учителем;
– написание буквы детьми в рабочих тетрадях.
Аналогично организуется обучение письму на английском языке. Первоочередное внимание уделяется изучению написания буквенных символов, графика изображения букв. Преподаватель показывает и прорабатывает вместе с детьми написание прописных и строчных вариантов графического отображения букв. Зрительное восприятие значительно упрощает задачу при запоминании и технике написание букв. Важно тренироваться и самостоятельно для закрепления пройденного материала и довести приобретенные навыки до автоматизма. Также, внедряются тренинговые упражнения по списывание текста. Визуальное восприятие способствует развитию памяти, тренирует оперативность восприятия и закрепления знаний в целом.
На наш взгляд, такая методика обучения графике не создает условия для снятия описанных выше трудностей обучения английской графике младших школьников, а именно, отрицательного влияния навыков письма на родном языке. Нам кажется необходимым включение в процесс обучения упражнений на сопоставление русской и английской графических систем, на установление связей между прописными и строчными буквами. Упражнения такого типа представлены в пособиях И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной (приложение 1 ).
Мы провели анализ систем печатных знаков русского языка и английского языка и выявили, что все буквы английского языка можно разделить на три группы:
1) похожие на русские и по начертанию, и по названию: Bb, Cc, Dd, Kk, Ll, Mm, Nn, Oo, Tt;
2) не имеющие сходства с русскими: Ff, Gg, Hh, Ii , Jj, Qq, Rr, Ss, Uu, Vv, Ww, Yy, Zz;
3) похожие на русские, но с другим названием(наиболее сложная группа):Aa, Pp, Xx .
При обучении детей английской графике нужно уделить особое внимание к буквам третьей и частично второй групп. Очень важно использовать дифференцированный подход к овладению графикой. Ученики младшего школьного возраста должны иметь положительную мотивацию изучения английской графики, для этого учителю необходимо тщательно продумывать план урока, включая в него игровую деятельность, загадки, проведение викторин и конкурсов. Также, чтобы сформировать устойчивую мотивацию к обучению английскому языку можно использовать на уроках различные сказочные сюжеты.
Таким образом, обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы; фиксацию учителем внимания учащегося на особенности начертания буквы; написание буквы учащимися под руководством учителя в классе; тренировку в написании буквы самостоятельно дома, выполнение упражнений на списывание, а также выполнение упражнений на снятие интерферирующего влияния навыков письма на русском языке, на установление прочной связи между прописными и строчными буквами.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Итак, в первой главе мы рассмотрели психолого-возрастные особенности младших школьников и их влияние на владение английским языком, а также особенности обучение английской графике детей младшего школьного возраста. Изучение теоретической и методической литературы позволило нам сделать следующие выводы:
При обучение младших школьников иностранному языку, и английской графике в частности, учителю необходимо учесть возрастные особенности детей, а именно то, что ученики младших классов усваивают новый материал на иностранном языке легко и быстро, если материал преподносится учителем в игровой форме или в виде урока-сказки, который им очень интересен.
В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет важное значение. Письмо способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. При овладении графикой английского языка у ребенка развивается память, мышление, совершенствуются волевые качества.
Обучение младших школьников английской графике должно строиться с учетом трудностей, обусловленных психофизиологическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Так, например, на процесс усвоения письма на английском языке влияет сложившийся к этому времени навык письма на родном языке и обучение письму английскими символами может вызывать трудности у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 2 СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
По мнению психологов, дети 6-7 лет могут усвоить большое количество нового материала, если он будет им интересен. Таким образом пред учителем английского языка стоит вопрос о том, что принять за содержательную основу обучения, чтобы ребенку было интересно на занятии и чтобы, благодаря этой заинтересованности он усвоил как можно больше новых знаний.
Обучение иностранному языку заставляет пересмотреть традиционный подход и взглянуть на проблему выбора содержательной основы обучения на ранней ступени. Учитель должен направлять учеников на получение новых знаний по изучаемому языку, таких как: [13; c. 148] развитие речевых навыков детей, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах. Этот процесс неразрывно связан с активностью детей на уроке. Ребёнок должен понимать, зачем он изучает английский язык, иметь потребность в изучении языка и предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание.
Одними из эффективных мотивационных средств является обучение английскому языку при помощи сказки, сказочного сюжета. Сказки решают как коммуникативные задачи, так и задачи гармоничного развития личности. Сказка в силу своих специфических особенностей должна выступать в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени. Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной по сравнению с другими литературными жанрами. Сказка, наполненная описаниями чудес, необычными событиями, происшествиями, встречами с волшебниками, феями, обладающими чудодейственной силой, невольно приковывает к себе внимание детей, удовлетворяет определенные потребности возраста: потребность к перевоплощению, интерес ко всему необычному, таинственному, которое ребенок ощущает в сказке как обыденное. Ребенок младшего школьного возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию. При работе со сказкой учитель может опереться не только на опыт детей, но и на их фантазию. Сказка - это поэтический вымысел, хотя это не отрицает ее связь с действительностью, реальной жизнью, определяющей характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее содержания, а также язык сказки. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определенной, основанной на действительности почве. Каждая сказка рисует реалистичные картины жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, правдоподобные истории, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения.
По мнению психологов, [11; c. 38] благодаря тому, что сказка связана с жизненными ситуациями дети могут получать бесценный речевой и социально-бытовой опыт, который будет необходим им в дальнейшей жизни. Общение, организованное на основе сказки, носит истинный характер.
Так как на ранней ступени совершенствования ведущим моментом является развитие ребенка, то в первый год обучения закладывается фундамент многих важных способностей и происходит их первоначальное развитие. Этому может способствовать сказка, со своими способностями содержательной основы обучения и отличным материалом для реализации развивающих задач. Сказки являются неотъемлемой частью обучения младшего школьника, которая развивает личность ребенка.
Одной из важнейших целей развивающего аспекта, по мнению ученых, [14; c. 164]является формирование мотивации. Именно в начальной школе педагог должен сформировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Сказка, всегда интересная детям по своей содержательной основе, в огромной степени способствует созданию мотивации к овладению иностранным языком. Иностранный язык позволяет ребенку проникнуть в увлекательный сюжет сказки, познакомиться с различными героями той страны, где родилась сказка. Сценарий занятия на основе сказки, сразу приковывает к себе внимание детей. Сказка на иностранном языке дает возможность педагогу сделать из детей добровольных помощников в поисках знаний.
Важной целью развивающего аспекта является формирование умений общения. Сказка всегда вызывает у детей потребность в общении, так как ее содержание соответствует интересам детей и потребностям их возраста.
Сказка обладает огромными воспитательными возможностями. Сказка - это всегда ненавязчивое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, человеческих чувств - доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Сказка дает детям яркий, многообразный образ мира, развивая кругозор ребенка.
В сказках присутствует иносказание. Хотя в сказках говорится про необычных сказочных героев или про животных, почти всегда под ними подразумеваются люди с их реальными жизненными проблемами.
Сказка может эффективно использоваться при решении обучающих задач, например, обучения графике. Для реализации этой задачи учитель может строить урок на основе специально разработанного сказочного сюжета.
С целью выявления основных особенностей сказочного сюжета, связанного с процессом обучения, мы обратились к анализу детской художественной литературы.
Так, например, сказка «Аля, Кляксич и буква А» [15;c.80] прекрасно подходит для чтения детям, которые изучают или уже выучили алфавит. В этой сказочной приключенческой повести девочка Аля путешествует по стране, где жителями являются буквы. Отличная идея автора - живые буквы, причем каждая со своим характером и своим интересным именем. Букву “Д” зовут Добрая Дуня, “Р” - это собака породы ризеншнауцер по кличке Розочка, Е и Ё - забывчивые старушки, которые все время говорят: “Наверно, её…”, и так далее. Каждый персонаж сказки яркий и запоминающийся, это как раз то, что нужно детям младшего школьного возраста. Так же в книге встречаются задания для детей, где их просят помочь главным героям, нарисовав ёлочки, палочки, написав бублики и крючочки. Есть небольшие смешные стихотворения, загадки, решив которые читатели спасают буквы и главную героиню.
Сказочная повесть писательницы И. Токмаковой «Может нуль не виноват?»[16; c.80] так же подходит для изучения младшими школьниками, благодаря своему необычному сказочному сюжету, в котором будущие первоклассники Аля и ее друг Антошка отправляются в учебник математики, где им придется навести порядок, чтобы вернуть солдатика-пехотинца, похищенного из условия задачи. Если ребята не наведут порядок в задаче - всему первому классу Б грозят неприятности: власть возьмут гуси-двойки и будут пастись в их тетрадях и потом их уже никак не выведешь из тетрадей. Благодаря веселым иллюстрациям к сказке дети с большим желанием изучают это произведение, тем самым знакомясь с цифрами и математическими правилами.
Сказочная повесть «В стране невыученных уроков» [6; c.80] рассказывает о плохом ученике Викторе Перестукине, который оказывается в фантастической стране, где встречается с причудливыми образами собственных невыученных уроков. У него на пути попадаются полтора Землекопа из неправильно решенной арифметической задачи и другие нелепицы, которые возникли из-за его же собственных ошибок. Благодаря юмористическому сюжету детям очень нравится это поучительное произведение. После прочтения сказки дети могут самостоятельно сделать выводы о собственном отношении к учебе и возможно измениться в лучшую сторону, так же, как и главный герой сказки.
Эти сказки в увлекательной форме знакомят детей с буквами алфавита, правилами, цифрами и математическими знаками, мотивируют учеников на обучение и тщательное выполнение домашнего задания.
Анализ сюжета данных произведений показывает, что их героями являются ученики, которые должны выполнить определенную миссию, преодолев ряд препятствий и научившись чему-то новому. При этом приобретаемые знания и умения являются средством достижения конечной цели.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказочный сюжет является подходящим материалом для использования его в качестве основы при обучении английской графике. Во-первых, сказочный сюжет способствует формированию мотивации учения; во-вторых, повышает воспитательные возможности урока иностранного языка; в-третьих, является прекрасным средством обучения иноязычному общению. Яркие образы и желание помочь главным героям повышают активность детей и обеспечивают более прочное усвоение материала.
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОЙ ГРАФИКЕ НА ОСНОВЕ СКАЗОЧНОГО СЮЖЕТА
Выявив психолого-возрастные особенности младших школьников и их влияние на обучение английской графике, мы рекомендуем использовать сказочный сюжет как фрагмент урока английского языка.
В качестве главных героев мы предлагаем выбрать вымышленного персонажа мальчика Сашу и его кота Кузю. На первом занятии мы считаем целесообразным познакомить детей с различными типами алфавита, обращая их внимание на то, что ряд букв имеют одинаковые начертания, но называются по- разному и передают различные звуки. Для реализации этой задачи предлагаем следующую ситуацию: у мальчика Саши не получалось запомнить английские буквы, он всё время путал их и не мог их правильно написать. Тогда буквы английского языка рассердились на мальчика и исчезли из его учебников и тетрадей. Персонаж выдуманной истории и его кот Кузя отправились в волшебную страну английского языка, которая называется «World of English», чтобы найти буквы и вернуть их обратно в учебники.
Герой сказки оказывается в волшебной стране и пытается прочитать слова, написанные знаковыми символами, но безуспешно. Тогда, дети, под руководством учителя помогают Саше разобраться в графических системах разных языков, в данном случае русского и английского языках. Далее в соответствии обучения графике, указанными в 1 главе, мы предлагаем знакомить детей с новыми буквами следующим образом: герои встречают новую букву, приветствуют её, стараются её назвать. Мальчик обращает внимание на сходство и различие с русским алфавитом, а также сравнивает заглавную букву и строчную, а его друг кот Кузя размышляет о том, на что похож графический символ. В выполнении этих заданий им помогают дети. Затем Саша записывает новую букву в свой блокнот, а дети под руководством учителя учатся писать букву в тетради. Приведём пример знакомства героев сказочного сюжета с буквой Ss:
Буква S: Hello.
Саша: Hi!
Буква S:What is your name?
Саша: I’m Sasha, and it’s my friend Kuzia and what is your name?
Буква S: I’m letter S. My name is [es].
Саша: Nice to meet you, letter S.
Буква S: Nice to meet you, too.
Саша: Не кажется ли тебе, Кузя, что эта буква похожа на букву из русского алфавита? И зовут её так же, как зовут нашу букву Сс. Только вот выглядит она совсем по-другому. Посмотри, как похожи заглавная и строчная буквы. Строчная такая же, только поменьше.
Кузя: А мне кажется, что они похожи на две змеи. Только одна на большую змею, а другая на змейку поменьше. Наверно поэтому английское слово snake- змея начинается именно с буквы s. Давай спросим у ребят, на что ещё похожа буква s?
Ученики высказывают своё мнение и говорят на что ещё может быть похожа буква s.
Саша: Уважаемая буква S, теперь я точно тебя запомнил, но вернёшься ли ты обратно ко мне в учебник?
Буква S: я вернусь только после того, как ты научишься правильно и аккуратно писать меня в своём блокноте .
Саша: Ребята, давайте вместе будем учиться писать букву S.(Дети под руководством учителя записывают букву в тетради)
Буква S: Молодцы, а теперь выполни моё задание. Подбери пары, соединяя стрелочками буквы, как это сделано на левом рисунке.
n n S M
N s N
m
Далее дети помогают героям выполнять это задание.
По мере знакомства с новыми буквами герои сталкиваются с ситуациями, где им необходимо выполнить задания, в которых задействованы все изученные ранее символы. Выполнять эти задания им помогают дети. Ниже приведены примеры таких заданий.
Саша и Кузя решили помочь буквам сшить нарядную одежду к празднику. Но для этого нужно знать, какого роста буквы. Давайте и мы поможем. Какие маленькие буквы такого же «роста», как и большие? Напиши их.
Bp, Db, Mn, Nm, Pd, Wv, Vw . Напиши правильно заглавные и строчные буквы. Пропишите строчку любой пары букв.
Кузя заметил, что имена у букв похожие: некоторые начинаются на [e], а другие заканчиваются на [i:]. Ему показалось, что если их записать группами, то Саша быстрее их запомнит. Помоги Кузе, напиши буквы, которые рифмуются с буквой Pp.
На какие две рифмующиеся группы ты бы разделил буквы английского языка?
М ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
B ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Саша решил записать в свой блокнот буквы, похожие на русские. А ты сможешь справиться с таким заданием. Напиши только те буквы, которые по написанию не похожи на русские.
Напиши только те английские буквы, которые по написанию похожи на русские, но называются по-другому.
Саша решил проверить, как он запомнил буквы. Проверь и ты себя. Напиши десять любых английских букв (большую и маленькую) а рядом - транскрипционные значки звуков, которые они передают.
Помоги буквам найти своих малышей. Напишите рядом с заглавной буквой строчную.
N___
V___
F___
H___
G___
J___
T___
S___
R___
Саша и Кузя познакомились со всеми буквами английского алфавита. Но не все буквы вернулись на свои места. Вставь в алфавитном порядке пропущенные буквы, чтобы они вновь появились в Сашином учебнике.
Aa, ____, Cc, ____, Ee, ____, Gg, ____,
Ii, ____, Kk, ____ , Mm, ____, Oo, ____,
Qq, ____, Ss, ____, Uu, ____, Ww, ____,
Yy, ____.
В конце изучения алфавита проводится итоговое занятие, на котором мальчик и его кот прощаются со своими новыми друзьями буквами, возвращаются из страны английского языка и обнаруживают, что все буквы вернулись в учебники.
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
Таким образом, во второй главе мы рассмотрели возможности сказки как метода обучения младших школьников, а также разработали методические рекомендации обучения младших школьников английской графике на основе сказочного сюжета.
Изучение теоретической и методической литературы позволило нам сделать следующие выводы:
При использовании на уроке английского языка элементов сказочного сюжета учитель развивает два вида мотивации: самомотивация, когда детям интересно следить за сюжетом сказки, и мотивация, при которой ученик понимает, что при прочтении или при прослушивании сказки он может понять изучаемый язык и с интересом продолжать его изучение. Это может помочь учителю заинтересовать учеников, так как такая работа доставляет им удовольствие, придаёт веру в собственные силы и мотивирует детей на дальнейшую работу и самосовершенствование своих способностей, касающихся иностранного языка.
Сказочный сюжет, связанный с обучением, включает в качестве завязки ситуацию затруднения, по ходу развития сюжета герои приобретают знания и умения, необходимые для разрешения ситуации затруднения. Такой сюжет соответствует логике учебной деятельности. Сказочный сюжет, предназначенный для обучения, должен предполагать активное участие школьников в его развитии через помощь героям.
Включение сказочного сюжета на уроках английского языка должно соответствовать методике обучения английской графике. Обучение графике на основе сказочного сюжета предполагает реализацию следующих этапов обучения: показ буквы, написание буквы под руководством учителя, написание буквы самостоятельно, выполнение тренировочных заданий на все изученные буквы. Кроме того, в процессе обучения необходимо учитывать и снимать трудности обучения английской графике, связанные с интерферирующим влиянием навыка письма в родном языке. Указанные особенности должны найти отражение в сказочном сюжете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время обучение письму на уроках английского языка в начальной школе является предметом обсуждения. Навык письма имеет немаловажное значение для дальнейшего обучения языку, в частности чтению, а также для развития психических функций, лежащих в основе иноязычных способностей (внимания, памяти, мышления).
В ходе выполнения курсовой работы были реализованы все поставленные нами задачи. Мы изучили психолого-педагогические особенности младших школьников и их влияние на владение английским языком. И выяснили, что возраст детей младшего школьного возраста наиболее подходящий для изучения иностранного языка, благодаря тому, что они могут усвоить огромное количество материала, который им интересен.
Мы проанализировали содержание и методы обучения младших школьников английской графике. И выяснили, что ученики должны приобрести навыки написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией слов. Для этого учителю следует организовать показ написания буквы, запись буквы, тренировочные упражнения. Кроме того, необходимо проводить работу по снятию интерференции навыков письма в родном языке
Мы определи влияние сказочного сюжета на обучение младших школьников, выявив, что сказочный сюжет в силу своих специфических особенностей может и должен выступать в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени обучения английской графике, так как сказка способствует формированию личностной мотивации, положительного отношения к учебно-воспитательному процессу. Сказка повышает образовательные возможности иностранного языка. Использования сказки повышает эффективность процесса обучения английскому языку. На основе анализа сказочных повестей «Аля, Кляксич и буква А», «Может нуль не виноват?» и «В стране невыученных уроков» мы выявили особенности сказочного сюжета, связанного с учебной деятельностью младших школьников: главным героем является ученик, который оказывается в ситуации учебного затруднения, для выхода из сложившейся ситуации ему необходимо пройти через ряд испытаний, в ходе которых он приобретает необходимые знания и умения. Проделанная аналитическая работа позволила нам разработать методические рекомендации для учителя по обучению младших школьников английской графике на основе сказочного сюжета, который можно использовать на уроках английского языка при обучении графике.
На основании выше сказанных утверждений, можно сказать, что цель исследования, проведенного в рамках курсовой работы, достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: Справочник/ под. общ. ред. И.Л. Колесниковой, О.А. Долгиной. - СПб.: Cambridge University Press, 2010. – 431 с.
Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 2006.- с. 99-118
Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Наука. 2009. – 327 с.
Верещагина И.Н, Приткина Т.А. Тетрадь по английскому языку для самостоятельной работы. –М.,2011. 95 с.
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. – 245 с.
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» – Воронеж: Самовар. 2013–135 с.
Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. - М., 2007. 346c.
Данилов А. Основные аспекты в методике обучения иностранному языку и ее разработке. - Спб, 2004-2005. 262 c.
Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// «Иностранный язык в школе» 2009. – с. 5-7
Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранному языку/Е.И. Пассов.- Воронеж, 2006.-339 с.
Риторина А.К. / Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка / Журнал Начальная школа, 2009, №5. –. 38.
Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верчагина.-М.: Просвящение, 2010.-232 с.
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. -М.: Просвящение, 2001.-287 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 2008. – с. 187-203