Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях коррекционной школы 3-4 вида»
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях коррекционной школы 3-4 вида.
Филиппова Наталья Владимировна
Учитель английского языка
ГКБС(К)ОУ Школы-интерната
для незрячих и слабовидящих детей,
г. Пермь,
На сегодняшний день адаптация и реализация современных образовательных стандартов в педагогической практике любого учителя занимает одно из главных мест. Необходимость перемен, «назревшая» в традиционной системе образования, сформировала основные и ключевые моменты для создания иного, а именно, системно-деятельностного подхода в реализации новых принципов в обучении.
Целью данного подхода является, прежде всего, развитие личности, формирование гражданской идентичности учащихся. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Реализация основных принципов ФГОС распространяется не только на учащихся общеобразовательных школ, но и коррекционных. Увеличение количества «проблемных» детей, у которых возникает немало трудностей в освоении школьной программы, способствовало созданию классов коррекционно-развивающего обучения, обучению данных детей в коррекционных школах. В данных условиях удаётся совершенствовать учебный процесс с позиции создания комфортных условий для учеников, реализовать принципы индивидуального подхода в обучении.
На уроках английского языка в коррекционной школе для незрячих и слабовидящих детей учитель сталкивается с тем, что у многих учащихся не сформирована учебная мотивация, у других детей недостаточно развиты психофизиологические функции, у других беден познавательный опыт, что проявляется в узости кругозора, ограниченности словарного запаса, недостаточной сформированности умения анализировать и выделять существенные признаки предметов и явлений. В данных условия реализация системно-деятельностного подхода создаёт условия для поэтапного «раскрытия» каждого ученика в процессе обучения предмету, позволяет учитывать его индивидуальные особенности. Естественно, в условиях коррекционной школы, чтобы охватить весь учебный материал, необходимо адаптировать учебные программы по предмету. Так, в рамках обучения английскому языку для повышения мотивации в изучении предмета, на уроке активно используются средства наглядности, средства ИКТ, адаптируется по времени изучения рабочая программа, применяются разные педагогические технологии (технология проблемного обучения, технология проектного обучения, информационные и коммуникационные технологии)
Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы на уроке английского языка в учреждении для детей с нарушением зрения является формирование у них речевой компетенции, основанной на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем мире.
Деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается. Единственное, В чём, действительно, возникает сложность, так это скорость в скорости овладения иностранным языком. Нарушение зрения накладывает на этот процесс определённый отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотнесения слова и образа, содержания лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Кроме того, одним из самых распространенных дефектов слабовидящего ребенка являются недостатки развития зрительной памяти и зрительного анализа. В этой ситуации становится необходимыми коррекционное воздействие на процесс формирования образов предметов. Отсутствие соответствия между словом и образом у слабовидящих и, особенно, тотально слепых учащихся, стимулирует педагога, работающего в коррекционной школе 3-4 вида, применять развивающие технологии, в основе которых, соответственно, системно-деятельностный поход. Кроме того, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Владение технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитывая особенности учащихся, необходимо стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Организацию процесса обучения на деятельностной основе неоднократно рассматривали в своих работах известные психологи: Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин,А.В. Запорожец и другие. Методисты: А. А. Миролюбов,И.Л. Бим,М.З. Биболетова,М.А. Давыдова,Е.Н. Негневицкая и другие.
Построение курса обучения в деятельностной методике осуществляется на основе деятельностной концепции учения, представленной теорией поэтапного формирования умственных действий, которую разработал П.Я. Гальперин и его сотрудники. Теория поэтапного формирования умственных действий представляет собой психологическую теорию управления учением, построенную с учётом закономерностей процесса усвоения.
По мнению методистов, деятельностный подход к обучению иностранным языкам открывает большие возможности. Он позволяет по-новому построить процесс обучения языку. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.
Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, а самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.
Литература.
Белицкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников.-М.: Просвещение, 1981.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: АПН РСФСР, 1960.
Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе- интернате для слепых детей.- М.: Просвещение 1983.
Земцова М.И., Каплан А.И., Певзнер М.С. Дети с глубокими нарушениями зрения.- М. Просвещение, 1967
Земцова М.И., Кулагин Ю.А. Особенности познавательной деятельности слепых.- М.: Просвещение, 1958.