Система упражнений как средство формирования лексических навыков использования синонимов английского языка
Система упражнений как средство формирования лексических навыков использования синонимов английского языка
В данной статье даны методические рекомендации по разработке и использованию системы учебных заданий как средства формирования лексических навыков использования синонимов английского языка на примере синонимического ряда прилагательных, объединенных общим понятием more than usual size.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система упражнений как средство формирования лексических навыков использования синонимов английского языка»
Гасимова Гульназ Рамисовна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №179 Ново-Савиновского района
г.Казань, Республика Татарстана
Система упражнений как средство формирования лексических навыков использования синонимического ряда
Аннотация: в данной статье даны методические рекомендации по разработке и использованию системы учебных заданий как средства формирования лексических навыков использования синонимов английского языка на примере синонимического ряда прилагательных, объединенных общим понятием morethanusualsize.
Работа над словом, направленная на правильное уяснение его места в системе других слов языка и в первую очередь в той микросистеме, в которой с данным словом оказываются слова, наиболее тесно связанные с ним, занимает важное место в формировании лексических навыков у изучающих английский язык. Любые языковые тесты и экзамены серьезного уровня, включая ГИА, содержат задания по синонимичности, многозначности и фразеологии.
Рассмотрим особенности такой работы в микросистеме слова и его синонимов, которыми очень богат английский язык.
Во многих учебниках английского языка для общеобразовательных учреждений упражнения на лексические синонимы недостаточны. Более полно они представлены для усвоения служебных слов, например: предлогов некоторых наречий и прилагательных (few, little, much many, yet, still и т.д.), местоимений (some, any и их производных). В некоторых случаях они включают и некоторые идеографические синонимы как, например, to tell-to speak-to say-to talk, to rise-raise, strict-stern, to fling-to throw, to persuade-to convince и др. Реже встречаются упражнения, имеющие своей целью усвоение так называемых свободных сочетаний данного слова с другими, особенно в вопросе различной сочетаемости слов синонимического ряда с другими.
Для рационального изучения синонимов необходимо, прежде всего, четко определить объем изучаемого материала, т.е. синонимические ряды и их протяженность. После того, как материал отобран, он распределяется поурочно, причем работа над каждым синонимическим рядом должна включать обязательно:
Упражнения на выявление общего.
Упражнения на выявление различий.
Упражнения на ситуативное использование синонимов одного ряда.
Предлагаем следующую систему упражнений для осуществления продуктивных видов речевой деятельности.
1 группа упражнений предполагает операции выбора, обеспечивающие достаточное повторение новых лексических единиц синонимического ряда, первоначальное закрепление их значений:
Подберите синонимы к выделенным в тексте словам (синонимы приводятся).
К группам слов подберите из списка обобщающие слова.
Какие лексические единицы данного синонимического ряда можно объединить по
признакам…
Произнесите слова по-английски, опираясь на список русских слов (или подбирая соответствующие им английские слова из отдельного списка).
2 и 3 группы упражнений составляют упражнения в дифференциации и в трансформации. Здесь снова присутствуют операции выбора. Однако для дифференциации достаточно располагать лишь набором различительных признаков, что же касается трансформации, связанной с заменой и преобразованием структур, то здесь также имеет место выбор, но он основывается на более сложных, логико-смысловых операциях, связанных с пониманием соотношений между ядерной и производной моделью:
2 группа упражнений:
Объясните разницу в значении слов.
Какие из данных слов синонимического ряда могут употребляться в следующих моделях?
Расширьте предложения согласно образцу.
Сгруппируйте синонимы согласно их смысловым, экспрессивным, стилистическим различиям.
Подберите к дефинициям подходящие слова из списка.
3 группа упражнений:
Объясните, почему автор употребил именно это слово данного синонимического ряда.
Вставьте наиболее подходящий синоним, согласно предложенной ситуации.
Замените один из членов предложения приведенными синонимами. Прокомментируйте свой выбор.
Замените русские слова в предложениях их английскими эквивалентами.
Составьте предложения с данными синонимами, учитывая наиболее типичные ситуации употребления.
Замените выделенные слова их синонимами. Объясните изменения в значении предложений, вытекающие из этой подстановки.
Перефразируйте услышанное предложение, употребляя новые слова.
4 группа упражнений включает упражнения по работе с текстом, а также некоторые упражнения для обучения использованию слов в различных видах речевой деятельности:
Прочитайте текст с новыми словами. В процессе чтения выполните предтекстовые задания, ориентированные на новую лексику, воспроизведите контексты употребления новых слов, дайте развернутые ответы на вопросы к тексту, используя данную лексику.
Составьте план содержания текста с включением новых слов. Перескажите текст.
Опишите фото, используя ключевые слова.
Составьте диалог(монолог), используя новую лексику(см.Приложение).
Проиллюстрируем предложенную систему упражнений на примере формирования лексических навыков использования синонимического ряда прилагательных, объединенных общим понятием more than usual size, а именно: big, large, great, huge, tremendous.
1.
Подберите синонимы к выделенным в тексте словам. Используйте следующие лексические единицы: big, large, great, huge, tremendous.
«You know that Egyptian pyramids are among the wonders of the world. All the tourists who go to Egypt always go to see these huge monuments that surprise everyone by their size and weight. A tremendous effort was needed to build such pyramids and they were built with so few aids. It is hard to believe that large stone blocks weighing as much as ten tons were pushed into position with livers and rollers. It is interesting to note that the great pyramids were planned so that each edge faced a point of the compass. There is a good reason to think that as well as forming the tombs of kings, these big structures played their part in the observation of the stars and planets, which was of tremendous importance for the agriculture”.
Какие лексические единицы данного синонимического ряда употребляются при описании:
Какие из слов данного синонимического (ряда big, large, great, huge, tremendous) могут употребляться в следующих синтаксических моделях:
A+N, N+V+A, Adv.+A.
Расширьте предложения:
He is big enough to…
What a great…
She is too small to…
…is of tremendous success.
There is a huge monument…
Сгруппируйте синонимы согласно их: а) смысловым, б)стилистическим различиям.
(а) Huge is used to describe the great weight or size of things or animals.
Tremendous is used with abstract nouns.
Big, large are used to describe things of great size.
б) Big is the most colloquial word, large-more formal, great-highly formal and even poetic).
Вставьте наиболее подходящий синоним согласно предложенной ситуации:
A mountain stream ran from a … rock and near it there stood a small house.
There are … holes on the surface of the moon.
They stood amazed at a … rainbow in the sky.
A … change has taken place in the city since we left it.
The two students of Moscow University brought home from Cuba a …collection of sea animals and plants.
Our door was suddenly opened, and a … man stood before us.
Подберите английские эквиваленты к следующим словосочетаниям: огромный континент, большая знаменитость, огромный интерес, большие глаза, большие(выросшие) дети.
Прокомментируйте Ваши действия в следующих ситуациях:
а) The shoes you’ve tried on at the footwear department are too big (large) for you.
б) A great movies star is interviewed, she thinks herself of tremendous importance. What questions would you ask?
Прочитайте шутку. Составьте диалог (монолог), используя новую лексику:
“I see by the newspaper that the concert we attended last night was a tremendous success”.
“Yes, I had no idea we enjoyed half so much at the time”.
Describe a big party you’ve had at school. Use the following word-combinations:
To go to great lengths (to do smth) – to try hard (to do smth.),
A big shot (informal)- an important person,
A large number of…, huge decorations, tremendous success and others.
Предложенная система упражнений по формированию лексических навыков использования синонимического ряда разработана с учетом психолого-методических закономерностей формирования этих навыков и может быть эффективно применена в практике преподавания. Изучение синонимов значительно обогатит речь учащихся, усилит воздействие передаваемой информации, ускорит процесс запоминания новых лексем и, наконец, поможет значительно сократить количество ошибок, поскольку является одним из способов систематического пополнения запаса слов с целью выйти на продвинутый уровень владения английским языком.
Список литературы
Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. —М.: Высш. школа, 1982
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика// Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006
Литвинов П.П. Англо-русский и русско-английский синонимический словарь с тематической классификацией. Продвинутый английский через синонимию: Учебное пособие для самообразования – М.- «Яхонт-А», 2002