Просмотр содержимого документа
«Система поэтапного формирования навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку»
Система поэтапного формирования навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку
Глаза открывают человеку мир.
Уши открывают мир в человеке.
И. Э. Берендт
Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач. Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур. Трудно также воспринимать речь незнакомых людей из-за непривычного произношения и т. д.
Обучение английскому языку со 2 класса имеет свои преимущества и свои специфические трудности. Опыт преподавания английского языка в начальной школе показывает необходимость и важность кропотливой, последовательной и поэтапной работы по развития аудивных умений и навыков младших школьников.
Методисты определяют следующие задачи обучения аудированию в начальной школе:
1. Сформулировать механизмы аудирования:
- способность различать фонемы;
- способность различать интонемы;
- способность различать ритмический рисунок;
- удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности;
- спрогнозировать содержание речи по формальным речевым признакам.
2. Научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию, эмоциональную поддержку.
3. Научить понимать высказывание в полном объеме.
4. Развивать механизмы аудирования.
5. Научить понимать основное содержание текста с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее.
6. Научить понимать сообщения учителя и реагировать на них. [1]
От уровня сформированности умения понимать речь на слух зависит успех овладения языком в целом. С первых уроков я приучаю детей воспринимать кукол, сказочных персонажей как “носителей языка”, которые не умеют говорить по-русски и понимают только иностранную речь. Поэтому учитель и дети должны “общаться” с ними только по-английски. Практика показывает: чем младше школьники, тем легче преодолевается психологический барьер перед языковыми трудностями понимания.
Обучение аудированию и развитие умений это поэтапное формирование рецептивных аудивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом. Большинство методистов подразделяют аудивные упражнения на подготовительные и речевые.
Подготовительные упражнения направлены на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонации, грамматическую форму слова. Речевые упражнения выполняются на уровне законченного речевого целого и зависят от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).
Успешность аудирования зависит от индивидуально-возрастных особенностей слушающих. Кроме учебных умений большое значение имеют такие индивидуальные особенности учащихся как его находчивость, сообразительность, умение слушать и быстро реагировать на разные сигналы (паузы, логические ударения, риторические вопросы и т. д. ).
Успешность аудирования также зависит и от потребности школьников узнать что-либо новое, интересное, необходимое.
Темп речи зависит от важности информации. Более важная информация дается медленно, путем подчеркивания долготы гласных, второстепенная – быстро. Искусственное замедление темпа искажает интонационный рисунок фразы, нормы ударения, ослабляет внимание. Речевые сообщения должны предъявляться не только учителем, но и в грамм- или фонозаписи. Несомненное преимущество имеет беседа с носителями языка. [2]
Исследования показывают, что повторное прослушивание улучшает понимание на 16,5%, третье на 12,7%. Повторное изложение в упрощенной форме дает возможность лучше понять текст. Однако в реальной жизни говорящий не повторяет свое высказывание в неизменной форме, а старается проще и доступней изложить свою мысль. Я считаю, что третье изложение текста нецелесообразно, а также можно исключить и повторное изложение, если содержание понятно ученикам с первого раза. Если двух-, трехкратное прослушивание текста неизбежно, каждый раз необходимо давать разные установки. Для начального этапа средней школы предназначаются тексты описательного характера, состоящие из 3-6 предложений.
Приложение 1
П Р И Л О Ж Е Н И Я
I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:
1.Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки:
[r], [a:], [h], [t], [m], [ǽ], [u], [i:], [^], etc.
2.Послушать согласные звуки и определить ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные;
[d], [s], [r], [t], [m], [r], [z], [g], etc.
3.Послушать звуки и определи ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них;
4.Послушать гласные звуки и определить ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ;
5.Послушать слова и определить в них гласные звуки
[a:], [^], [ ǽ ] в словах Bad, farm, duck, car, black, fat, man, jump...
[o:], [ o ] в словах horse, dog, block, corner, daughter, stop ...
[3:], [o:] в словах bird, form, fork, turn, third....
6. Послушать слова и распознать в них согласный звуки
[w], [v] - when, white, twenty, seven, eleven... и другие.
Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком (Listen and tick (+), then listen again and repeat).
[e]
[eə]
[ie]
[eə]
ferry
fare
fairy
fear
Mary
hair
merry
here
7. Послушать слова и распознать в них похожие по звучанию дифтонги:
[ou]-[au]; [ei] – [ai]; '
house, rose, nose, blouse, play, nice, face, I, my etc.
8. Послушать слово и определить количество слогов:
dog, doctor, farmer, cunning, bicycle, fat, etc.
9. Послушать слово и определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее),
произнести этот слог и это слово:
Ugly, cunning,doctor, tomato, farmer, beautiful, potato, November, etc.
10.Упражнение для физкультминутки:
-прослушать слово и поднять руки (подпрыгнуть, сделать наклон и др.) если услышишь в названном учителем слове звук [n] (или любой другой звук), присесть, если такого звука нет;
11.Послушать слова и определить на какой звук заканчивается слово [d] или[t]: