kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система поэтапного формирования навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудирование сложный вид речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Система поэтапного формирования навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку»

Система поэтапного формирования навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку


Глаза открывают человеку мир.

Уши открывают мир в человеке.


И. Э. Берендт


Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач. Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа или незнакомых слов и грамматических структур. Трудно также воспринимать речь незнакомых людей из-за непривычного произношения и т. д.


Обучение английскому языку со 2 класса имеет свои преимущества и свои специфические трудности. Опыт преподавания английского языка в начальной школе показывает необходимость и важность кропотливой, последовательной и поэтапной работы по развития аудивных умений и навыков младших школьников.


Методисты определяют следующие задачи обучения аудированию в начальной школе:


1. Сформулировать механизмы аудирования:


- способность различать фонемы;

- способность различать интонемы;

- способность различать ритмический рисунок;

- удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности;

- спрогнозировать содержание речи по формальным речевым признакам.


2. Научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию, эмоциональную поддержку.


3. Научить понимать высказывание в полном объеме.


4. Развивать механизмы аудирования.


5. Научить понимать основное содержание текста с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее.


6. Научить понимать сообщения учителя и реагировать на них. [1]


От уровня сформированности умения понимать речь на слух зависит успех овладения языком в целом. С первых уроков я приучаю детей воспринимать кукол, сказочных персонажей как “носителей языка”, которые не умеют говорить по-русски и понимают только иностранную речь. Поэтому учитель и дети должны “общаться” с ними только по-английски. Практика показывает: чем младше школьники, тем легче преодолевается психологический барьер перед языковыми трудностями понимания.


Обучение аудированию и развитие умений это поэтапное формирование рецептивных аудивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом. Большинство методистов подразделяют аудивные упражнения на подготовительные и речевые.


Подготовительные упражнения направлены на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонации, грамматическую форму слова. Речевые упражнения выполняются на уровне законченного речевого целого и зависят от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).


Успешность аудирования зависит от индивидуально-возрастных особенностей слушающих. Кроме учебных умений большое значение имеют такие индивидуальные особенности учащихся как его находчивость, сообразительность, умение слушать и быстро реагировать на разные сигналы (паузы, логические ударения, риторические вопросы и т. д. ).


Успешность аудирования также зависит и от потребности школьников узнать что-либо новое, интересное, необходимое.


Темп речи зависит от важности информации. Более важная информация дается медленно, путем подчеркивания долготы гласных, второстепенная – быстро. Искусственное замедление темпа искажает интонационный рисунок фразы, нормы ударения, ослабляет внимание. Речевые сообщения должны предъявляться не только учителем, но и в грамм- или фонозаписи. Несомненное преимущество имеет беседа с носителями языка. [2]


Исследования показывают, что повторное прослушивание улучшает понимание на 16,5%, третье на 12,7%. Повторное изложение в упрощенной форме дает возможность лучше понять текст. Однако в реальной жизни говорящий не повторяет свое высказывание в неизменной форме, а старается проще и доступней изложить свою мысль. Я считаю, что третье изложение текста нецелесообразно, а также можно исключить и повторное изложение, если содержание понятно ученикам с первого раза. Если двух-, трехкратное прослушивание текста неизбежно, каждый раз необходимо давать разные установки. Для начального этапа средней школы предназначаются тексты описательного характера, состоящие из 3-6 предложений.


Приложение 1

П Р И Л О Ж Е Н И Я

I. Подготовительные упражнения на распознавание фонетических единиц:


1.Послушать звуки и определить (дать знак, поднять руку, показать карточку и т.п.) ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки:

[r], [a:], [h], [t], [m], [ǽ], [u], [i:], [^], etc.


2.Послушать согласные звуки и определить ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ согласные;

[d], [s], [r], [t], [m], [r], [z], [g], etc.


3.Послушать звуки и определи ПОХОЖИЕ на звуки русского языка и ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ от них;

[m], [θ], [w], [k], [v], [ ǽ ], [f], [3:], [b], etc.

4.Послушать гласные звуки и определить ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ;


5.Послушать слова и определить в них гласные звуки

[a:], [^], [ ǽ ] в словах Bad, farm, duck, car, black, fat, man, jump...

[o:], [ o ] в словах horse, dog, block, corner, daughter, stop ...

[3:], [o:] в словах bird, form, fork, turn, third....


6. Послушать слова и распознать в них согласный звуки

  • [w], [v] - when, white, twenty, seven, eleven... и другие.


  • Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком (Listen and tick (+), then listen again and repeat).



[e]

[eə]


[ie]

[eə]

ferry



fare



fairy



fear



Mary



hair



merry



here





7. Послушать слова и распознать в них похожие по звучанию дифтонги:

[ou]-[au]; [ei] – [ai]; '

house, rose, nose, blouse, play, nice, face, I, my etc.


8. Послушать слово и определить количество слогов:

dog, doctor, farmer, cunning, bicycle, fat, etc.


9. Послушать слово и определить слог под ударением (со зрительной опорой и без нее),

произнести этот слог и это слово:

Ugly, cunning, doctor, tomato, farmer, beautiful, potato, November, etc.






10.Упражнение для физкультминутки:

-прослушать слово и поднять руки (подпрыгнуть, сделать наклон и др.) если услышишь в названном учителем слове звук [n] (или любой другой звук), присесть, если такого звука нет;



11.Послушать слова и определить на какой звук заканчивается слово [d] или[t]:

  • stopped, played, worked, opened...( cо зрительной опорой).

  • Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+), then listen again and repeat).



pronounced

silent


pronounced

silent

liked



looked



wanted



rested



hated



moved



walked



ended






12.Прослушать и отметить существительные, имеющие окончания множественного числа:

Monkeys, pigs, hen, boy, farms, trousers, skirt, shoes etc.

13. Отметить клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+), then listen again and repeat.)



[s[

[s]

[iz]

carrots




oranges




tomatoes




sandwiches




grapes




eggs






II. Подготовительные упражнения на распознавание лексических единиц.


1.Прослушать словo и показать соответствующую картинку (еда, животные, действия,

виды спорта, предметы разного цвета, etc.)


2.Прослушать команды – глаголы и показать, выполнить эти действия;

Stand up, jump, fly, wash your face, play tennis, etc.

3.Прослушать предложения и раскрасить предмет в соответствующий цвет:

The lamp is yellow.

The cat is black.

The dog is black. Etc.


4.Прослушать (одно) или ряд прилагательных и назвать слово, которое может с ними употребляется:

Big, high, nice, new ... house.

Blue, nice, short ... dress.

Brave, strong, young ... boy.


5.Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой они могут употребляться:

Would you like some tea? Hello ; Nice to meet you; No thank you; etc.



6.Прослушать набор отдельных слов и построить из них предложение:

The forest, monkey , live , in. - Monkey lives in the fores

Monday, football, on, play, they. – They play football on Monday.


7.Прослушать 2-3 короткие фразы и построить из них предложение:

To play the piano, would like, he. - He would like to play the piano.


8.Прослушать просьбу и выполнить ее, если есть слово “please”:

9.Прослушать рассказ и определить, от чьего имени он может звучать:

I am big and strong. I am brown. I live in the forest. I like honey. (А bear).



10.Прослушай названия продуктов и назови блюдо, которое можно из них приготовить:

Сabbage, carrot, oil, salt - salad.

Potato, meat, cabbage, water, salt - soup.


11.Прослушать слова и назови вероятное следующее:

Apple, big, cat, dog, egg........ fat ( в соответствии с алфавитным порядком)



12.Прослушать слова и разместить их номера в домики по смыслу:

1.kitchen, 2.map, 3.bathroom, 4.teacher, 5.bed, 6.grandfather etc.



номе

school








III. Подготовительные упражнения на развитие умений вероятностного

прогнозирования и упражнения WARM-UP ACTIVITIES:


1.Прослушеть набор слов и отметить номера тех, которые подходят к названной теме:

Тема “Shоpping”

1)dress 2)soup 3)grandfather 4)department 5)cash 6) credit-card 7)kitchen etc.

(слова № 1,4,5,6)

2.Прослушать группу слов и назвать их тему:

Blue, red, yellow, brown, black, green ... Colours ( цвета)

Butter, fish, bread, egg, honey, chips ... Food (еда)



3.Прослушать начало слова и произнести его полностью, закончить его:

Beauti... ful, eleph... ant, interes… ting, marme...lade, mush... room etc.



4.Прослушать заголовок рассказа и предположить, о чем пойдет речь.

The best day of the year”,

The boy and the dog”,

Flowers for my mother”, etc.


5.Прослушать фразу и добавить к ней еще одну, связанную по смыслу:

Look at this boy. .... He is my friend. Или His name is Dick.

( таким образом можно составить рассказ)

.

6.Прослушать начало предложения и закончить его, опираясь на значение союзов или союзных слов.

He is at home now, because... ( he is ill).


7.Прослушать ключевые слова и спрогнозировать идею, тему, сюжет:

A boy, ten, Africa, friend, monkey, play, swim, etc.


8.По картинкам, фотографиям, схемам, таблицам спрогнозировать возможный сюжет, тему. ( Warm-up activity)



9.Построить ассоциограмму (кластер) по теме текста, который предстоит прослушать. Например: тема “Olympic games





IV. Упражнения на распознавание грамматических явлений.

1.Прослушать существительные и определить их число.

  • Показать сигнальную карточку или знак

  • Отметь клетки в соответствии с услышанным звуком. (Listen and tick (+) the boxes.)



[s]

[z]

[iz]

starts




tries




matches




begins




goes




misses




hates




catches




stops







2.Прослушать предложение и определить его тип (утвердительный, отрицательный, вопросительный), показать сигнальную карточку « + », « - », « ? ».

Сan the dog jump?

Are you seven?

Cats like milk.

My brother is not a student.

Tigers live in the Zoo.

I have no sister.


3.Прослушать предложения и показать карточку с пропущенным словом:

is


am


are

He … big. Monkeys … cunning.

Nick … brave. I … six.

The girl … shy. My father … a doctor.

Nick and I … friends. The boys … in the park. Etc


4.Упражнение такого же типа с глаголами HAVE или HAS.


5.Прослушать глагол (неправильный) и определить его форму:

Gone -3, did – 2, make -1, wrote -2, bought -2,3, put -1,2,3; etc.


6.Прослушать слова – указатели времени и назвать соответствующие видо-временные формы глагола:

now - Present Progressive

already - Present Perfect etc.

аt 9 о’clock tomorrow - Future Progressive

yesterday - Past Simple







7.Прослушать вопрос и выбрать краткий ответ соответствующей грамматической формы:

(со зрительной опорой)



Yes, he/she is.

Can you play tennis? Yes, he/she can.

Yes, he/she has.

Yes, he/she does. Etc.



V. Речевые упражнения, выполняемые в процессе прослушивания.



1.Найти и обозначить путь движения экскурсии (сыщика или другого действующего лица).


2.Заполнить таблицу (график, кластер) необходимой информацией после прослушивания диалога


Lisa: Good morning, Trevor. You are still half asleep, I see.

Trevor: Hello, Aunt Lisa. Come in. What time is it?

Lisa: It’s ten o’clock. Do you always sleep late?

Trevor: But Aunt Lisa, it’s Sunday today – I never get up early on Sundays.

Lisa: And you don’t make my bed, either?

Trevor: Well, not every Sunday, of course… but I sometimes make my bed on Sundays, after breakfast.

Lisa: You mean you actually cook breakfast.

Trevor: Oh, no – you see, I always have coffee for breakfast.

Lisa: Yes, so do I … but what do you eat?

Trevor: Nothing, I just have coffee.

Lisa: But that isn’t healthy …Do you go to the gym?

Trevor: Yes, I do, but I seldom go to the gym on Sundays.

Lisa: What do you do then? Do you study?

Trevor: Study? Of course not! Actually, I usually watch TV in the afternoon.

Lisa: It isn’t good for you to sit inside all day, Trevor. Don’t you ever go out?

Trevor: Oh, yes, I do! On Sunday evenings, my friends and I often go to the cinema.

Lisa: That’s good.


Trevor

never

Seldom

sometimes

often

usually

always

Get up early

+






Make his bed







Have coffee for breakfast







Go to the gym







Watch TV in the afternoon







Go to the cinema







3.Отметить на рисунке (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.


4.Пронумировать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.


5.Изобразить услышанную информацию в виде рисунка.


1) It is eight o’clock.

2) It is a quarter past eight. / It’s eight fifteen.

3) It is twenty past eight. / It’s eight twenty.

4) It is half past eight. / It’s eight thirty.

5) It is a quarter to nine. / It’s eight forty five.

6) It is ten to nine. / It’s eight fifty.


1) 2) 3) 4) 5) 6)

7.Расположите ключевые слова в порядке в порядке их употребления в тексте.



6.Участие в диалоге. Прослушать вопрос диктора и в паузу дать ответ.



VI.Речевые упражнения, выполняемые после прослушивания текста.

(Направлены на контроль понимания и вовлечение учащихся в творческую деятельность).


1.Прослушать текст и озаглавить его.

Great! The weather is nice and cold. It is a sunny day. We don’t go to school today.

We can ski and skate. We can play snowballs and make snowman.

2.Упражнения – тесты “TRUE – FALSE”.

3. Ответить на вопросы.

4. Составить план по прослушанному тексту.

5.Пересказать содержание прослушанного текста (по-русски, по-английски).

6.Беседа по содержанию прослушанного текста.

7.Дискуссия по проблеме, отраженной в тексте.

8.Дать характеристику герою (героям) текста.

9.Дать оценку поступкам героев.

10.Выделить смысловые куски и озаглавить их.

11.Прослушать короткие тексты и установить их соответствия рубрикам.

12.Прослушать текст и инсценировать его с опорой на ключевые слова, фразы.

13.Прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся.

14.Прослушать ряд фраз и отметить те, которые подходят для описания предложенной картины.


СИСТЕМА ПОЭТАПНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ








1. на распознавание фонетических единиц;



2. на распознавание лексических единиц;


I . Подготовительные упражнения


3. на распознавание

грамматических явлений;



4. на развитие механизма вероятностного прогнозирования;






5. упражнения, выполняемые в процессе прослушивания;

I I. Речевые упражнения





6. упражнения, выполняемые после прослушивания: контроль понимания и вовлечение учащихся в активную творческую деятельность.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Зайдуллина Венера Кадировна

Дата: 17.03.2020

Номер свидетельства: 543181

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства