kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевое взаимодействие на уроках английского языка:игровые и групповые формы работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит рекомендации по различным формам работы на уроках иностранного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевое взаимодействие на уроках английского языка:игровые и групповые формы работы.»


Речевое взаимодействие на уроках английского языка: игровые и групповые формы работы.

(сборник статей и материалов межвузовской научно-практической конференции)


Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но, спустя некоторое время, они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату, являются трудности в изучении грамматики.

Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результат не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с такой пословицей:

«Tell me-I forget; Скажи мне- я забуду;

Show me- I remember Покажи мне- я запомню;

Involve me- I understand». Вовлеки меня - я пойму.

Одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование игр обучающего характера (Конышева 2008; Ливингстоун 1987)

Использование игрового метода обучения как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся может практиковаться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

Игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. В то же время игра - это инструментарий преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс увлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком. При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы и творческие способности.

По данным психологии, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной, эстетической мотивацией. Все это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию активности учащихся.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых и языковых (речевых) игр. В подростковом возрасте это объясняется высоким уважением детей к волевым чертам характером и стремлением проявить себя в интересной и вместе с тем требующей усилий и борьбы деятельности. Напряжение мысли, процесс преодоления трудностей и достижение игровой цели доставляет ученикам большое удовлетворение. Предвкушая радость игры, ребята с удовольствием ожидают урока иностранного языка.

В словесных дидактических играх на уроках основным препятствием, которое должны преодолевать обучающиеся, являются языковые и речевые трудности. Поскольку преодоление трудностей во время игры доставляет удовольствие, то, естественно, преодоление языковых и речевых трудностей на уроках иностранного языка из скучной работы превращается во время игры в интересную деятельность. Сначала ученик заинтересовывается игрой, а затем и языком, без владения которым невозможно участвовать в ней, по инерции продолжая с увлечением заниматься им на последующих уроках и без игры.

Однако если не поддерживать время от времени это влечение, не поощрять его, то, как показывает опыт, интерес к языку постепенно снова начинает гаснуть.

Если же проявлять чрезмерный интерес к самому ходу игры, последняя грозит превратиться в самоцель, в игру - развлечение. Учителю нельзя чрезмерно увлекаться игровыми технологиями. Необходимо чередовать их с самыми разнообразными формами работы и приемами.

Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Как показывает наш опыт применения игр, необходимо постепенно вводить все новые и новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материалы.

Опыт показывает, что игра, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию «языковой среды» на уроке и вне его. Во время игры учащиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не языке. Игра дает им возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков.

Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо

1) одну и ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц);

2) новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику;

3) придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект;

4) снабдить играющих учеников различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями;

5) использовать особый иноязычный вокабуляр, который поможет учителю проводить игру на иностранном языке;

6) исключительно большое значение в играх обучающего характера имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в игровой форме «разыгрывания фантов» и т.п.

Игры способствуют также интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно чтобы игры доставляли радость, помогали на тренировке языковых явлений.

Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных или групповых игр помогает уменьшить давление на одного человека.

Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку.

Общественный факт, что если какое-то дело доставляет удовольствие, то оно запомнится надолго. Игра, доставляя удовольствие, будет развивать мотивацию для дальнейшего изучения языка, будет способствовать положительному отношению к изучению английского языка.

Существует мнение, что игры создают проблемы с дисциплиной. Но я считаю, что если учитель четко формулирует правила, то таких проблем не будет. И потом, это же «рабочий» шум, который доказывает, что ученикам интересна игра, что они желают играть. С другой стороны, если кому-то не нравится игра или он просто не хочет играть, то не следует заставлять его участвовать в играх.

Говоря о реализации определенных методических подходов к обучению иностранному языку с использованием игровых ситуаций, можно отметить, что в них нашли свое воплощение идеи системной интеграции эмоциональности в процессе обучения иностранным языкам.

Думается, что нравственность и личность в целом воспитываются и эмоциями, и чувствами. Следовательно, использование игры на уроках иностранного языка способствует реализации воспитательных и развивающих целей обучения

Важной проблемой на уроке английского языка является обучение учащихся речевому взаимодействию. В арсенале каждого учителя есть различные технологии и педагогические приемы. Одним из таких приемов на начальном этапе обучения является игра. Игра, которая имеет огромное значение для интеллектуального и эмоционального развития человека. Игра позволяет совершенствовать речевые навыки и умения обучаемых, а также попробовать свои силы в актерском мастерстве. Посредством игры создается психологически благоприятная готовность обучающихся к речевому взаимодействию и обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала.

Задачи, которые ставит учитель для достижения своих целей, должны быть сформулированы с двух позиций: с позиций ребенка (что он должен сделать, чтобы цель была достигнута) и с позиции учителя (какой материал должен быть изучен, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была выполнена).

Так, например, для усвоения и запоминания видовременной формы Present Progressive можно использовать игру «Театр-пантомима». На отдельных листочках пишу названия действий:

To go to school

To listen to music

To read books

Учащийся выходит и вытаскивает карточку. Его задача - изобразить это действие. Задача группы - угадать, что же им показывают, задавая общие вопросы в Present Progressive. Например:

- Are you playing now?

- No. I am not playing now.

Ученик, угадавший правильный ответ, имеет возможность вытащить карточку с действием.

Или, к примеру, урок по теме «Хочешь ли ты быть здоровым?» в 3 классе.

Сначала учитель выступает в роли доктора и опрашивает детей: «Что ты должен делать, чтобы быть здоровым?». Затем ребята с удовольствием обыгрывают эту ситуацию самостоятельно. В результате отрабатывается лексический материал по теме, но также и употребление глагола «must».

Таким образом, грамматические игры учат употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические структуры и, в то же время, развивают речевую творческую активность обучающихся.

При работе с лексическим материалом (сказочные персонажи, куклы, маски) игра также способствует выявлению творческих способностей учащихся, развитию личностно-творческого потенциала (так, например, слабоуспевающий ученик может оказаться первым в игре в силу каких-то личностных обстоятельств).

Например, класс можно разделить на группы и провести игру-соревнование «Части тела» или по любой другой теме («Фрукты и овощи», «Продукты» и т.п.). Цель игры - назвать максимальное количество слов по данной теме. Либо предложить игру «Отгадай-ка», цель которой – описать животное так, чтобы учащиеся могли догадаться, что это за животное.

На закрепление тематических слов проводится следующая игра. Учащимся предложены группы слов: teacher, driver, doctor, mother, father, uncle, breakfast, dinner, supper. Учитель называет тему (professions, family, sport, meals), учащиеся должны подобрать слова к темам.

На закрепление лексического материала «Цвета» и на развитие зрительного восприятия, сопоставления предлагаем следующее. На доску вывешиваем заранее подготовленные картинки: яблоко синее, собака зеленая. Необходимо назвать все предметы, цвет которых не соответствует действительному.

Например:

Аррle is not blue. Apple is green.

Dog is not green. Dog is black.

Важным фактором при изучении английского языка на начальном этапе обучения является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно. Можно порекомендовать следующее из опыта работы:

  1. перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;

  2. подписать строчные буквы к заглавным и наоборот;

  3. исправить порядок следования букв в алфавите;

  4. найти ошибку в записи алфавита;

  5. составить из букв слова.

Для 3 класса предлагаю следующие задания: составь диалог из предложений; прочитай начало предложения и найди продолжение; составь меню и т.п.

Успешность урока в игровой или групповой форме работы зависит, конечно, от эмоционального настроя. В первые минуты урока, чтобы создать благоприятный климат в классе для общения, восприятия и раскрепощённости учащихся использую упражнение-комплимент: «Я рада вас видеть», «Как у тебя дела?»; вербальный метод: похвала; невербальный: улыбка учителя, аплодисменты.

Работа школьного клуба любителей английской культуры «Дилижанс» также помогает нам в работе: исполнение песен на английском языке, театральные постановки, подготовка и проведение конкурса чтецов, школьных декад английского языка - все это способствует речевому взаимодействию на основе групповых форм работы с учащимися, повышению мотивации в изучении английского языка.

Посредством игры мы развиваем творческий потенциал обучающихся. Урок в игровой или групповой форме изменяет приоритет в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. Интерес учащихся к занятиям является условием хорошей успеваемости,изменяется и функция педагога. В игре каждый ученик перестает быть незамеченным. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт и речевой, и социальный.


Примечания

1. Конышева А.В.Игра в обучении иностранному языку:теория и практика – Минск:ТетраСистемс, 2008.

2. Ливингстоун К.Ролевая игра на уроках иностранного языка –М.,1999.

3.Мащенко В.Н. Ролевые игры в образовании.- М.: 1999.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Речевое взаимодействие на уроках английского языка:игровые и групповые формы работы.

Автор: Кочмар Светлана Ивановна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 390824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства