Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании иностранных языков как средства реализации требований ФГОС
Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании иностранных языков как средства реализации требований ФГОС
Методологической основой ФГОС является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности и на формирование гражданской идентичности.
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью этого подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании иностранных языков как средства реализации требований ФГОС»
Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании иностранных языков как средства реализации требований ФГОС
Учитель английского языка Науменко Юлия Олеговна
Работая учителем иностранного языка, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, старается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача, поставленная новыми образовательными стандартами, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Методологической основой ФГОС является системно – деятельностный подход, который нацелен на развитие личности и на формирование гражданской идентичности.
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью этого подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Ребенок должен получать знания не в готовом виде, а получать их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, принимая и понимая систему ее норм. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социального безопасного минимума, который определяется ГОСТ стандартами.
Организация деятельности учеников на уроке происходит через постановку цели деятельности, планированию своих действий по реализации поставленных целей, а также саму деятельность и рефлексию полученных результатов.
Что же такое умение учиться? Это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы, учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
От выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Современный учитель — это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. Это — учитель, способный создавать благоприятные условия для:
общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка;
проявления и раскрытия творческого потенциала ученика;
реализации каждым учеником себя как личности.
С тех пор как Ян Амос Каменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы в 1652 году, школьная среда обучения претерпела значительные изменения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Зачастую психологические особенности, тип восприятия ребенка становятся причиной «академической неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод — необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако убеждена, что внедрение в учебный процесс мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться с ними. Опыт показывает, что использование в обучении компьютерных технологий, включение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств существенно повышают эффективность занятия.
В своей педагогической деятельности я реализую задачи (метапредметные, предметные и личностные):
систематическая работа развитию общей культуры обучающихся;
формирование ответственного отношения обучающихся к результатам обучения;
повышение интереса к предмету и положительная динамика качества образования обучающихся;
повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами.
Свою миссию как учителя английского языка вижу в создании условий для практического овладения языком каждого обучающегося.
В своей педагогической практике применяю следующие компьютерные технологии:
презентации в PowerPoint;
интернет-ресурсы;
электронные учебники.
Презентации можно использовать и на начальном этапе обучения, и на продвинутом. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность (способность вести «диалог»), компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.
Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.
В процессе работы можно сделать вывод, что компьютерные технологии помогают:
привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
обеспечивать моментальную обратную связь;
повышать интенсивность учебного процесса;
воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
объективно оценивать действия учащихся;
накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
реализовывать личностно – ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
Я считаю, что моя тема самообразования, которую я выбрала («Использование ИКТ на уроке английского языка») актуальна на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать качество образования и свое педагогические мастерство путем самообразования в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках иностранного языка.