kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация категории аппроксимации в новостном и информационно-аналитическом медиадискурсе британской прессы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы функционирования категории аппроксимации в новостном и информационно-аналитическом медиадискурсе. Материал для анализа взят из британских газет "The Daily Telegraph", "The Financial Times" и "The Guardian". В данной работе  категория аппроксимации рассматривается как модусная категория, выражающая определенные аксиологические смыслы, которые активируются автором/корреспондентом при выражении отношения к  фактам  объективной реальности. Как в новостном, так и в информационно-аналитическом медиадискурсе британской прессы категория аппроксимации выражается с помощью различных аппроксиматоров. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация категории аппроксимации в новостном и информационно-аналитическом медиадискурсе британской прессы »

Тиханова С.Б.

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г.Чернышевского, Саратов

РЕАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ АППРОКСИМАЦИИ В НОВОСТНОМ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

В статье рассматриваются вопросы функционирования категории аппроксимации в новостном и информационно-аналитическом медиадискурсе. Материал для анализа взят из британских газет "The Daily Telegraph", "The Financial Times" и "The Guardian". В данной работе категория аппроксимации рассматривается как модусная категория, выражающая определенные аксиологические смыслы, которые активируются автором/корреспондентом при выражении отношения к фактам объективной реальности. Как в новостном, так и в информационно-аналитическом медиадискурсе британской прессы категория аппроксимации выражается с помощью различных аппроксиматоров.

Ключевые слова: медиадискурс, модусные категории, категория аппроксимации, аппроксиматор.

В настоящее время в условиях глобализации владение информацией яв­ляется важнейшим фактором во всех сферах нашей жизни. Одним из основных источников ее получения выступают различные средства массовой информации: пресса, телевидение, Интернет, которые позволяют оперативно удовлетво­рять потребности людей в социально-политической информации, влиять на сознание и поведение людей, формировать их систему ценностей. СМИ структурируют реальность путем отбора, акцентиро­вания и интерпретации событий, в открытой или скрытой форме влияют на социально-политические процессы в обществе, позволяя автору прямо или кос­венно выражать субъективно-оценочное отношение к описываемым событиям. Такое отношение выражается в ходе концептуализации и интерпретации окру­жающей действительности говорящим на основе ценностей, господствующих в обществе на определенном этапе его развития. Ценности как элементы сущест­вующей культуры играют роль фундаментальных норм поведения человека и являются важнейшими элементами динамической мотивационной системы че­ловека.

В речи осуществляется не формулирование ценностей как таковых, а вы­ражение убежденности говорящего, в ходе чего происходит актуализация цен­ностных (аксиологических) смыслов посредством языковых средств. Одним из способов актуализации таких смыслов с целью воздействия на адресата явля­ются модусные категории. Изучение новостного и информационно - аналитического типов медиадискурса в рамках реализации модусных категорий позволяет описать особенности прессы как со­циального и языкового феномена, способного влиять на сознание и поведение адресата.

Изучение различных аспектов речеупотребления в стремительно разви­вающейся сфере массовой коммуникации способствовало формированию ново­го научного направления в современном языкознании – медиалингвистики. Предметом медиалингвистики является всесто­роннее изучение функционирования языка в сфере массовой коммуникации. Главной теоретической составляющей медиалингвистики считается особая кон­цепция медиатекста, согласно которой медиатекст представляет собой много­уровневое явление, которое реализуется в совокупности вербальных и медий­ных признаков (графическое оформление, звуковое сопровождение, видеоряд). В качестве основных типов медиатекстов выделяются новости, информа­ционная аналитика и комментарий, публицистика и любые тематические мате­риалы, обозначаемые английским термином «features», реклама.

Основными формами существования дискурса британской прессы являются новостные сообщения и информационно-аналитические статьи [2, 23]. Остановимся на них подробнее.

Продуктом новостного дискурса в газетных изданиях выступают новост­ные сообщения разного типа: подробные новостные сообщения (news items or news stories), краткие новостные сообщения (news in brief), репорта­жи (reportages). Цель подробных новостных сообщений состоит в том, чтобы показать чи­тателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения. Такое сообщение должно раскрыть читателю динамику события, что и опреде­ляет главную особенность данного типа сообщения — его динамичность. Краткие новостные сообщения представляют собой сообщения информационных агентств о событиях в стране и мире. Цель сообщений данного типа состоит в том, чтобы предоставить читателю минимум необходимой информа­ции о произошедшем событии. Назначение репортажа, как и подробного новостного сообщения, заклю­чается в том, чтобы показать картину события на всех этапах его развития. Од­нако, в отличие от новостного сообщения, автор репортажа должен не только являться свидетелем события, но и добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события [3, 307].

Что касается информационно-аналитического дискурса, в газете он пред­ставлен в виде комментариев, либо различного рода проблемных, полемиче­ских, критических, теоретических статей. Их основной функцией является идеологическая функция, когда через анализ и оценку фактов из той или иной сферы жизни общества осуществляется воздействие на аудиторию с целью формирования определенных ценностных ориентиров. При этом воздействие оказывается не только на языковом уровне, но и на медийном (шрифт, иллюстрации, фото, определенное расположение публикуемых материалов на страни­це).

Как правило, комментарий посвящен анализу одного события на основе имеющихся данных, общих или разных мнений, предположений, оценок, чаще всего высказываемых автори­тетными для адресата лицами. Автор комментария должен быть компетентен в области комментируемого события, поскольку оценка и прогноз возможного дальнейшего развития события осуществляются в форме доказательного рас­суждения, аргументации с целью воздействия на адресата. Для повышения си­лы оказываемого на адресата воздействия используются различные средства апеллирования к адресату, создающие у него иллюзию лично на него направ­ленного общения [6, 64]. Основной целью данной статьи является рассмотрение способов реализации модусной категории аппроксимации в тексте с целью создания таких возможностей в медиадискурсе.

Систему модусных категорий можно рассматривать как аксиологическую составляющую дискурса, так как основным функциональным на­значением модусных категорий является актуализация субъективного отноше­ния при выражении объективной реальности [5, 100]. В системе модусных категорий различаются модусные категории модальности, эвиденциальности, отрицания, персуазивности и аппроксимации.

Аппроксимация (приблизительность) как модусная категория выражает определенные аксиологические смыслы, активируемые говорящим в отноше­нии фактов объективной реальности. Данная категория имеет концептуально - языковую природу, поскольку она ориентирована на оценку и интерпретацию адресантом информации в процессе ее передачи языковыми средствами. Аппроксимативная оценка может выражаться в отношении качества или количества той или иной величины. С помощью категории аппроксимации адресант актуализирует следую­щие частные значения: нечеткое восприятие объекта в силу различных экстралингвистических факторов (зрительное вос­приятие может быть затруднено плохой видимостью, удаленностью объекта; ощущение, состояние может не вполне идентифицироваться и др.); нежелание или неумение выражать свои мысли категорично, прямо, исчерпывающе [1, 21].

В качестве аппроксиматоров выделяются средства разных языковых уровней: а) фонетического (интонация, акцентированность, паузация), б) мор­фемного (-ish, -у, -like, -wise, quasi-), в) лексического (kind of quite, somewhat, almost, nearly, hardly, a little), г) фразеологического (in a way, in a sense, some­how or other, one way or another, more or less), д) синтаксического (neither...nor, as...as, псевдопридаточные с признаками парантезы с союзами if unless) [4, 91].

Анализ материала показывает, что категория аппроксимации объективируется в новостном дискурсе британской прессы всех периодов исследования в виде аппроксимативной оценки качества и количества той или иной величины. При этом в качестве аппроксиматоров используются как лексические, так и синтаксические средства языка. Исходя из анализа материала следует отметить, что аппроксимативная оценка количества доминирует в новостном дискурсе всех периодов исследова­ния.

Основными языковыми средствами объективации аппроксимативной оценки количества в данном периоде исследования являются связанные аппроксиматоры about, nearly. Они употребляются в связи с незнанием точного наименования, при именовании сложных для восприятия количеств или неже­ланием дать прямую характеристику событию:

Her son by the first of her two marriages, John Merice, about 69 years old, who was a slave when a child, found his mother dead in bed about 7 a.m. (Financial Times, April 2, 1949)

Hampton said nearly every national farmers' organization of any size, regard­less of its position on the return of the railroads, had opposed the Government guar­antee of dividends and Government subsidy which was specifically provided in the bill. (The Daily Telegraph, February 21, 1951).

Кроме вышеназванных лексических средств возможно употребление та­ких связанных аппроксиматоров, как approximately, around, something (less / more, like), more / less than:

They had flown approximately 1.800 miles from Manchester. (Financial Times, April 15, 1954)

Piloted by Capt. Ira C. Faker and Lieut. Muir S. Fairchild, the Assistant Secre­tary and the Army air chief landed at Boiling Field at 5:15 yesterday afternoon, com­pleting the last leg of their journey from Fort Bragg. N. C. in something less than three hours. (Financial Times, April 3, 1949).

Основным языковым средством выражения приблизительности количест­ва в публикациях 80-х и 2000-х годов являются аппроксиматоры about, nearly. В качестве редко употребляемых можно отметить наречия roughly, some, a little, предлог under:

About 100 United States soldiers were reported killed in the first 15 hours of the offensive. (The Guardian, February 24, 1979)

Congressional testimony on the fiscal 2001 budget infrequently touched on the nation's strategic nuclear weapons program, which costs roughly $30 billion a year, according to the Congressional Budget Office. (Financial Times, April 24, 2004).

В ходе исследования отмечено также, что во всех периодах объективация категории аппроксимации в отношении количества с помощью синтаксических средств языка имеет место в редких случаях. В качестве языковых средств ее выражения выступают структуры с противительным союзом ‘or’, с предло­гами ‘to, between’ (например, between... and...), с парным предлогом ‘from to’. Данные языковые средства позволяют выразить колебания той или иной величины, отсутствие точных знаний у адресанта или другого лица, отсутствие не­обходимости в точном наименовании:

Не declared that where quality is concerned the market is from 20 to 30 per cent ahead of the standards which existed before the war. (The Independent, February 22, 1990)

He had a moustache and random facial hair and is 35 to 40 years old. (Financial Times, April 21, 2010).

В отношении аппроксимативной оценки качества следует сказать, что она редко выражается в дискурсе новостных сообщений всех периодов исследова­ния. Это объясняется требованием, предъявляемым к новостным сообщениям, которое заключается в передаче фактов без выражения мнений и оценок. Вы­ражение оценки может иметь место при передаче таких фактов, как описании места события, участников события, некоторых действий. Тем не менее, новостной дискурс 50-х годов отличается реализацией приблизитель­ности в оценке качества как через лексические, так и синтаксические средства языка.

В качестве синтаксических аппроксиматоров, являющихся доминирующими языковыми средствами выражения приблизительности качества в данном периоде, отмечены псевдопридаточные с признаками парантезы с союзом ‘if’ и отрица­тельной частицей ‘not’, структуры с парными союзами ‘neither...nor, whether...or’, употребляемые в связи с нежеланием адресанта дать прямую характеристику важному в стране событию, политическому деятелю:

The political upheaval in Illinois last Tuesday made that State overnight a fac­tor of prodigious, if not paramount, importance in the struggle for the Presidency now in progress. (Financial Times, April 15, 1964)

He may be described as neither wet nor dry but not likely to seek repeal or modification of the Volstead law at the present time. (The Guardian, April 6, 1966).

В новостном дискурсе 80-х и 2000-х годов в большинстве случаев дан­ный вид аппроксимативной оценки выражается через лексический аппроксиматор almost, очень редко употребляются ‘a kind of, a bit of slightly, about’.

Исходя из вышесказанного, отметим, что во всех периодах исследования преобладающим видом аппроксимации является аппроксимация в отношении количества. Выражение приблизительной оценки качества характеризуется редкой встречаемостью во всех периодах и отмечается при передаче тех или иных фактов (описании места события, участников события, некоторых действий) без выражения мнений и оценок, что объясняется требованием, предъяв­ляемым к новостным сообщениям, которое заключается в передаче фактов.

Категория аппроксимации в информационно-аналитическом дискурсе всех периодов, как и в новостном дискурсе, реализуется в виде аппроксиматив­ной оценки качества и количества той или иной величины. При этом информационно-аналитический дискурс характеризуется более высо­кой частотой актуализации данной категории и большей вариативностью язы­ковых средств ее выражения, что определяется целью адресанта, состоящей в комментарии и оценке события.

Приблизительная оценка количества в информационно-аналитическом дискурсе всех периодов, как и в новостном дискурсе, является доминирующим аксиологическим смыслом модусной категории аппроксимации. Во всех периодах в качестве основных лексических средств языка ис­пользуются связанные аппроксиматоры ‘about, nearly, almost, more / less than’:

The work involved about $2,500,000. (The Guardian, January 10, 199)

Nearly all bans on research prove to be temporary; science eventually trumps politics. (Financial Times, February 10, 2001).

Реже употребляются следующие связанные аппроксиматоры: ‘approxi­mately, some, something (above, like), around, barely, roughly, fewer than’.

В отношении реализации приблизительности качества следует сказать, что в информационно-аналитическом дискурсе отмечается более высокая час­тота выражения данного вида приблизительной оценки в отличие от новостного дискурса. Это объясняется целью, стоящей перед адресантом, которая заключа­ется в анализе и оценке события. Такой вид оценки дает автору возможность избегать прямой характеристики как при описании менее значимых, так и более серьезных фактов: действий ведущих политических деятелей, руководства страны, штата, города, возможных последствий возникшей проблем.

Анализ материала показывает, что информационно-аналитический дис­курс 80-х и 2000-х характеризуется тенден­цией увеличения частоты встречаемости данного вида аппроксимативной оцен­ки. Это связано с тем, что дискурс данных периодов представлен большим раз­нообразием статей, в которых осуществляется не только краткий обзор, как в первом пе­риоде, но и более глубокий анализ и оценка различных аспектов события со стороны адресанта (специалистов-экспертов, обозревателей газеты). Основным лексическим средством является связанный аппроксиматор ‘almost’, употребляемый в большинстве случаев в сочетании с прилагательными, глаголами, реже - существительными, местоимениями, наречиями, причастия­ми:

It had, however, become almost a national fable that Mr. Rockefeller had de­vised an even better system, and that a Rockefeller dime was a fixed policy on his part. (Financial Times, April 8, 1958)

Distressing aspects of the problem, however, almost overshadow these positive developments. (The Guardian, February 24, 1969).

Кроме того, адресант использует такие связанные аппроксиматоры, как ‘somewhat, some kind of, some sort of, a bit, a little, about, nearly, scarcely, slightly’ в сочетании с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, наречиями:

The hard-liners, for their part, were made disconsolate and deeply troubled by the comments at Guam and then somewhat but only somewhat reassured by the strong line the President took in Thailand and Vietnam. (Financial Times, August 2, 2000)

With each year, the ring of suburbs spreads a little farther out, the roads be­come a bit more crowded, the margin for wildlife becomes slightly smaller. (The Guardian, March 9, 2005).

Анализ материала показывает, что в дискурсе 80-х и 2000-х на­блюдается расширение спектра языковых средств для выражения приблизительности качества за счет использования морфем: например, суффиксов – ‘-like, - ish’:

On the trip into East India, the inspection is businesslike.’ (Financial Times, January 12, 1987)

В качестве основных особенностей актуализации модусной категории ап­проксимации в информационно-аналитическом дискурсе в сравнении с новост­ным дискурсом выделяются следующие: более высокая встречаемость дан­ной категории; большая вариативность языковых средств ее выражения; использование категории прибли­зительной оценки качества не только при передаче фактов, но и при выражении мнения адресанта.

Изучение двух типов дискурса прессы - новостного и информационно- аналитического - позволяет сказать, что модусная категория аппрок­симации является релевантной для данных типов дис­курса. Полученные в ходе анализа результаты мо­гут оказаться полезными для дальнейших исследований в области когнитивной лингвистики, медиалингвистики, прагматики и других современных направле­ний науки.

Bibliography

  1. Болдырев, Н. Н. Языковые категории как формат знания [Текст] / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 21-22.

  2. Добросклонская, Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкуль­турной коммуникации [Текст] / Т. Г. Добросклонская // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 2006. - № 2. - С. 22-23.

  3. Дроняева, Т. С. Новости в газете с точки зрения организации текста [Текст] / Т. С. Дроняева // Язык средств массовой информации : учеб. по­собие по специализации. Часть 2. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 307­.

  4. Кобрина, О. А. Модусные категории как способы выражения субъек­тивного отношения человека к высказыванию [Текст] / О. А. Кобрина // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 90-92.

  5. Копытов О.Н. Модус и текст. – Хабаровск: РИО Хаб. гос. института искусств и культуры, 2011. – C. 100.

  6. Майданова, Л. М. Стилистические особенности газетных жанров [Текст] : лекции по спецкурсу / Л. М. Майданова. - Свердловск : УрГУ, 1987.-C. 64.


Electronic resources

  1. http://calm.guardian.co.uk/CalmView/?guni=Article:crumb%20nav:Position1:Archive%20catalogue://news/archives

  2. http://gdc.gale.com/products/financial-times-historical-archive-1888-2006

  3. http://www.historic-newspapers.co.uk

  4. http://www.dailytelegraph.com.au/news/archives














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тиханова Софья Борисовна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства