Рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ
Рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ
мОсновной характеристикой современного образования становится универсальность. Требования, предъявляемые глобальным миром к освоению дисциплины иностранного языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для учителей иностранных языков по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ»
рекомендации для учителей иностранных языков
по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ
Основной характеристикой современного образования становится универсальность. Требования, предъявляемые глобальным миром к освоению дисциплины иностранный язык, соотносятся, и в определенной степени определяются постулатами современной парадигмы образования. Основными постулатами современного образования являются:
- понимание необходимости образования на протяжении всей жизни, т.е. осуществление непрерывного образования;
- ученик - это субъект образования;
- от знаний в освоении предметом к компетенциям;
В процессе образования основными компетенциями становятся:
- информационная компетенция, т.е. умение владеть и оперировать данными и информацией, наличие навыков по владению, поиском информа-цией;
- коммуникативная компетенция;
- драматизация, т.е. постановка сцен, сюжетов по заданной теме;
- социокультурная компетенция, т.е. создание межпредметных связей;
Целью современного образования становится предметное и межпредметное воспитание ученика. В этой связи к изучению предмета иностранный язык предъявляются соответствующие требования по поиску наилучших форм передачи и осуществления задач построения предметных и меж-предметных связей, а так же поиск лучших форм реализации базовых предметных компетенций на уроках английского языка в основной школе. Исходя из этих базовых положений осуществляется реализация ФГОС по дисциплине иностранный язык в основной школе, так же ФГОС реализу-ется и в требованиях к проведения выпускного экзамена за курс основной школы.
В аспекте подготовки к ОГЭ в 9-м классе ФГОС по требованиям к освоению дисциплины соответствует требованиям, представленными в Общеев-ропейской шкале уровней владения иностранным языком в рамках уровней А2-B2, что создает основу для успешной сдачи любого экзамена по английскому языку на данном этапе освоения дисциплины. Данный факт в большой степени подтверждает мысль об особенности современного образования, как о приобретающем глобальный характер, где учителю иностранного языка в современной школе необходимо уметь владеть ба-зовыми предметными компетенциями, в равной степени соотнося осуществление процесса образования основываясь на парадигмах современного образования. Этот факт необходимо учитывать так же при подготовке учеников к ОГЭ, когда в процессе подготовки к устной части необходимо разъяснить ученикам необходимость решения коммуникативной задачи, т.е. задача реализации коммуникативной компетенции.
При подготовке учеников к сдаче ОГЭ в 2018 году в своей деятельности учитель на уроках английского языка должен быть ориентирован на поша-говое формирование умений в четырех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении. Это означает, что каждый урок должен быть в той или иной степени ориентирован на формирование определенного вида речевой деятельности, что на практике означает вы-полнение заданий, развивающих отдельные микроумения, тренирующие необходимый языковой материал.
Остановимся на них подробнее и расскажем о каждом.
Чтение
Осуществление рецептивного вида деятельности подразумевает изучение языкового и речевого изучаемого материала. При подготовке к ОГЭ учителем должны предлагаться коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирование, упражнения на отра-ботку отдельных навыков.
Требования, предъявляемые к учебным текстам должны учитывать такие характеристики текста как: длина текста, место основной идеи, тематика текста, проблематика, степень аутентичности, наличие изучаемой лексики по теме.
Необходимо ознакомить учеников с основными видами чтения текста и алгоритмом выбора лучшего в зависимости от выполняемого задания в разделе «чтение».
Виды чтения:
- skimming (1 задание) определение основной идеи, темы текста
- scanning (2 задание) поиск конкретной информации в тексте
- reading for detail детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла;
Также можно выделить следующие типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, изучающее, поисковое, просмотровое, ознакомитель-ное.
Для эффективного чтения необходимо сформировать следующие навыки:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению основной задачи;
- вычленить информацию, необходимую для понимания смысла текста;
- читать, опираясь на ключевые слова;
- иметь навык работы со словарем;
- использовать сноски и комментарии, представленные в тексте;
- интерпретировать и трансформировать информацию, представленную в тексте;
Работа с текстом
Работа с тестом делится на три этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.
Дотекстовый этап.
Цели, которые ставит учитель при работе с текстом на дотекстовом этапе: сократить речевые трудности, определить ключевые задачи, актуали-зировать личный опыт учащегося, побудить стимулировать мотивацию. На практике это может означать демонстрация картинки, образа, связанно-го с основной мыслей, темой текста, вступительное слово учителя, содержащее подводку к заголовку текста, наводящие вопросы по заголовку текста, предлагающие ученику догадаться о чем текст по заголовку, «мозговой штурм» на поиск ассоциаций на ключевое слово из текста и т.д.
Текстовый этап
Включает в себя задания, которые учащийся выполняет непосредственно во время чтения. Первое прочтение предполагает чтение и проверку своих догадок, озвученных на дотекстовом этапе. При повторном чтении ученики решают коммуникативные задачи:
- выделяют смысловые части, определяют основную мысль каждой части текста
- выделяют ключевые слова в каждой части текста
- отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение определенных слов
- устанавливают связи между частями текста;
Следует обратить внимание, что на данном этапе работы с текстом вопросы ориентированы преимущественно на смысл, а не на содержание тек-ста, так называемые motivating questions.
Послетекстовый этап
На данном этапе ученики определяют основную функцию текста, отвечают на вопросы учителя, делятся личными впечатлениями о прочитанном.
Аудирование
Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух.
Трудности при аудировании:
- трудности, обусловленные условиями аудирования
- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи
Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи, возникают в основном ввиду отсутствия практики восприятия на слух.
Трудности, обусловленные языковыми особенностями восприятия материала, возникают в том случае, если в прослушиваемом тексте присут-ствует большое количество незнакомой лексики, идиоматические выражения, разговорные формулы, специальные термины, аббревиатуры.
Механизмы аудирования подразумевают использование речевого слуха, памяти, вероятностное прогнозирование, артикулирование.
Система работы с аудиотекстами:
Дотекстовый
Подразумевает обсуждение вопросов, утверждений до прослушивания, догадка по заголовку.
Текстовый
Этап собственно слушания текста. На этом этапе трудности можно снять с помощью слов синонимов/ антонимов на доске.
Послетекстовый
На данном этапе ученики определяют основную функцию прослушанного текста, отвечают на вопросы учителя, делятся личными впечатлениями об услышанном.
Письмо
На данном этапе подготовки основным является обучение орфографии, знакомство с типичными буквосочетаниями, исключениями, трудными словарными словами. Это те слова, которые невозможно объяснить, их нужно запомнить, слова, имеющие древний корень или заимствования. Данный вид речевого умения тренируют: выполнение упражнений и заданий по формированию навыков записи, списывание с доски с дополни-тельным заданием, выполнение упражнений на трансформацию-видоизмение, упражнения на нахождение ошибок, выполнение заданий на со-ставление вопросов на ответы, правильная компоновка текста.
При построении работы с учениками на отработку письменного навыка при подготовке к ГИА, учитель, прежде всего, должен руководствоваться кодификатором и критериями оценивания письменного задания.