Рефлексивный компонент деятельности как условие развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Рефлексивный компонент деятельности как условие развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Современный урок иностранного языка характеризуется большой напряженностью и интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому многие современные ученые, методисты и учителя направили свое внимание на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его результативности и эффективности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный компонент деятельности как условие развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка»
Рефлексивный компонент деятельности как условие развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Коннова Данира Ержановна
учитель английского языка
КГУ «Средняя школа № 26»
акимата города Усть - Каменогорска
Важной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из главных задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой напряженностью и интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому многие современные ученые, методисты и учителя направили свое внимание на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его результативности и эффективности.
Потенциал заключается в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, активизации методов обучения, применении современных методов обучения, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.
Проблема развития рефлексии является одной из первых в психологии. Она довольно интенсивно и широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Исследование структуры рефлексии, динамики ее развития представляет высокий интерес, поскольку позволяет подойти к пониманию механизмов формирования и развития личности. Мир рефлексии многообразен, богат и оригинален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку создавать образ и смысл жизни, действий.
Формирование и развитие рефлексии в школьном возрасте особенно важно. В связи с переходом от детства к юности появляются изменения, которые связаны с существенными преобразованиями в сфере осознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает существенное воздействие на психофизиологические качества подростка. Для того чтобы он смог понять и оценить себя, свое внутреннее состояние, сознание, переживания, контролировать свои действия и регулировать их, развивать свой внутренний мир, общение, которое имеет огромное значение в жизни подростка, ему следует развивать рефлексию.
Проводить рефлексию можно по-разному: на отдельных этапах урока; в конце каждого урока, темы; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
При взаимодействии с учениками учитель использует, в соответствии с обстоятельствами, один из следующих видов учебной рефлексии, которые отражают четыре сферы человеческой сущности:
3) интеллектуальную (что понял, в чем разобрался – что не понял, с какими затруднениями столкнулся);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексию также подразделяют на:
а) индивидуальную – формирование истинной самооценки (по каким критериям ученик может оценить свою работу, беседа с ним по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
б) групповую – выделение ценности деятельности каждого члена группы для достижения наибольшего результата при решении определенной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал (имя)» «Какую помощь в работе оказал (имя)»)
Физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексии могут осуществляться индивидуально и в группе, духовную следует проводить только письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Существуют следующие этапы обучения рефлексивной деятельности:
1 этап – анализ своего настроения и своих достижений;
2 этап – ежедневный самоанализ;
3 этап – анализ работы одноклассников;
4 этап – анализ работы своей группы, других групп.
Перед педагогом стоит задача организовать урок так, чтобы активизировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности ученик должен ощутить потребность в данной деятельности. Это происходит, когда учащийся сталкивается с противоречием между уже имеющимися у него знаниями и тем, что он еще не знает. После этого он видит и осознает свое незнание и словесно выражает его в виде учебной задачи. Следовательно, формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельностью. (Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьева Технология рефлексивной деятелньости учащихся в начальной школе / Вектор науки ТГУ №1 (23), 2013)
Следует различать следующие виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия деятельности,
рефлексия содержания учебного материала. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия.- Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000.
При выборе того или иного вида рефлексивной деятельности всегда необходимо учитывать цель занятия, его тип, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения. Немаловажную роль также играют возрастные и психологические особенности школьников.
Подробнее остановимся на каждом виде рефлексивной деятельности учащихся на уроке иностранного языка.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, найти наиболее рациональные.
Данный вид рефлексивной деятельности приемлем для проверки домашнего задания и защиты проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия даёт нам возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Для формирования и развития рефлексии деятельности ученику необходимо размышлять и осмысливать то, что он понял, усвоил на уроке и передать это в сжатой форме, выделив только основное, самое главное. Существуют несколько приемов проведения рефлексии деятельности.
Лесенка успеха. Данный прием похож на «Состояние моей души», который применяется для организации рефлексии эмоционального состояния. Дети также рисуют лесенку. Нижняя ступенька, у человечка опущены руки – «У меня ничего не получилось»; средняя ступенька, у человечка руки разведены в стороны – «Я испытал некоторые трудности»; верхняя ступенька, у человечка руки подняты вверх – «Мне все удалось».
Утверждение. Учащиеся выбирают следующие утверждения:
Я не смог сам справиться с затруднением;
У меня не было никаких затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал следующие идеи …
Огонек общения. Дети встают в круг, обнимают друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было на сегодняшнем уроке самым интересным. Потом дети садятся, передают по кругу сердечко и говорят:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребенка также лежат три кружочка разных цветов. Учитель говорит: «Голубой кружок вы дарите тому, кому хочется сегодня сказать «спасибо»; зеленый – самому уступчивому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения».
Формулировки указаний могут меняться в зависимости от указаний преподавателя.
На одном из этапов урока можно предложить учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили во время выполнения определенного вида деятельности, задания и упражнения.
Say what you have just done and how you’ve done it.
I (we) have just…
…read an extract from the fairy-tale “…”
…acted out the dialogue
…practiced grammar
…asked and answered different questions
…played a game
…written a test
…retold the story…
…reviewed the words
Sag, was du heute gemacht hast, und wie?
Ich habe (wir haben)
… einen Auszug aus dem Märchen gelesen
… den Dialog inszeniert
…neue Grammatik gelernt
…verschiedene Fragen gestellt und sie beantwortet
…ein Spiel gespielt
…einen Test geschrieben
…die Geschichte nacherzählt
…die Worte űberprűft
Наряди ёлочку. Если ребенок успешно выполнил задание. Он вешает шарик на елку. Были ошибки – шарик вешает возле елки.
Дерево творчества. В конце каждого этапа урока (или в конце всего урока) учащиеся прикрепляют на дереве листья, цветы или плоды.
Плоды – дело было полезным.
Цветок – дело прошло довольно неплохо.
Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – не понравилось, очень скучно и неполезно.
В конце урока следует подводить итоги, чтобы вовлечь детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, как себя проявили.
know how to speak about…
understand the information…
explain the problem (reason)…
Now I say my own opinion on…
can give arguments…
find necessary information…
express my attitude to…
Научно-методический журнал “ Иностранные языки в школе” № 1 2005 год.
Дерево успеха.После задания или в конце урока ученики приклеивают листья на изображенное на доске дерево:
зеленый лист – задание выполнил без ошибок;
желтый – допустил 1 ошибку;
красный – 2-3 ошибки.
Необходимо также учить детей оценивать свои достижения и возможности, делать нужные выводы по поводу собственного самосовершенствования:
mit … kennengelernt
Während der heutigen
Stunde habe ich … erfahren
… gelernt
… daraufgekommen
Научно-методический журнал “ Иностранные языки в школе” № 2 2005 год.
На средней и старшей ступени обучения также можно предложить учащимся следующие опоры, например: das war nicht langweilig; ich habe viel gearbeitet; ich habe richtig geantwortet; ich war aktiv / emotional; ich habe richtig die Aufgabe erfűllt; ich habe gute Note и т.д.
10. В конце занятия также можно предложить учащимся следующую анкету, позволяющую осуществить самоанализ, дать качественную оценку уроку. Некоторые пункты могут варьироваться или дополняться – это зависит от того, на что обращается особое внимание во время урока. По желанию, ученики могут аргументировать свой ответ.
На уроке я работал пассивно / активно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Уроке мне показался коротким / длинным
Мое настроение стало лучше / хуже
Материал урока был мне понятен / не понятен / полезен / не полезен / интересен / скучен
Образовательные стандарты обновленного содержания образования предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а, следовательно, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день преподаватель должен видеть каждого школьника в процессе обучения. Чтобы достичь этого необходимо каждого учащегося активно вовлекать в деятельность.
Понятие «рефлексия» используется в психологии как самопознание в виде размышлений над своими собственными чувствами, действиями, мыслями. Способность к рефлексии — это одна из важных способностей, которая обеспечивает эффективность в достижении образовательных задач. Глубина рефлексии зависит от степени образованности человека и уровня его самоконтроля.
Формы рефлексии могут быть устными и письменными, индивидуальными и групповыми. Рефлексия может организовываться на разных этапах урока, в следствие чего ученик уходит с урока с определенным результатом, выстраивая смысловую цепочку, сравнивая способы и методы, которые применяются другими детьми, с личными. Рефлексивная деятельность делится на следующие виды: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала.
Перед каждым учителем сегодня стоит задача провести урок таким образом, чтобы подтолкнуть учащихся к рефлексивной деятельности, самоанализу. Организовывать рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
При помощи рефлексии школьник осознанно выдвигает цели своей деятельности и своего поведения, создает программы их осуществления, обдумывает свои потребности в системе принятых ценностей, превращает заданное извне в личностно значимое, предугадывает последствия совершаемых действий и поступков.
Таким образом, рефлексия – это важная и необходимая часть учебного процесса в современной школе.