Реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в колледже.
Реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в колледже.
Одной из проблем профессиональной направленности обучения является большое разнообразие специальностей СПО, поэтому появилась необходимость создание профильной составляющей рабочих программ учебной дисциплины ОУДб.03 Иностранный язык (английский).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в колледже.»
Реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в колледже.
Преподаватель ГБПОУ РО «ТМехК» Ороева И.Б.
Ключевые слова: средне-профессиональные учебные заведения, профессионально-ориентированный подход, проблемы профессиональной направленности , профильная составляющая, профессиональная специфика, рабочая программа, Примерная программа общеобразовательной дисциплины, учебная дисциплина, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, специальности, Рекомендации по организации получения среднего общего образования, интернет –ресурсы, электронные библиотеки, электронные учебники, электронные пособия, раздаточный материал, словарь терминов, презентации, доклады, стенды, тексты по специальности, термины для запоминания, упражнения по грамматике и по лексике, задания по подготовке диалогов и монологов, межпредметные связи, специализированные тексты, профессиональные темы, профессиональный словарь, квалификация преподавателя, дистанционные конференции, семинары, вебинары, тестирование по иностранному языку, грамматические структуры, понимание иноязычной речи на слух, умение вести беседу, переговоры, оформление деловой переписки, самообучение, Общероссийские олимпиады профессионального мастерства, фонд оценочных средств, специфика дисциплины, технология коммуникативного обучения, технология дифференцированного обучения, технология модульного обучения, информационно – коммуникационные технологии, технология индивидуального обучения, технология обучения в сотрудничестве, проектная технология
В «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) уделяется особое внимание тому, что при изучении иностранного языка в средне-профессиональных учебных заведениях должны быть учтены профессиональная специфика и нацеленность на реализацию задач будущей профессиональной деятельности обучающихся. Вследствие этого профессионально-ориентированный подход приобретает особую актуальность в обучении иностранному языку в колледже
Одной из проблем профессиональной направленности обучения является большое разнообразие специальностей СПО, поэтому появилась необходимость создание профильной составляющей рабочих программ учебной дисциплины ОУДб.03 Иностранный язык (английский), разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (от 17.05.2012 № 413); Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (от 17.03.2015 № 06-259); Примерной программы общеобразовательной дисциплины Английский язык (протокол № 3 от 21.07 2015) и создание рабочих программ учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский), разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования преподавателями иностранного языка соответствующих учебных заведений.
Второй проблемой является или полное отсутствие учебников или отсутствие некоторых важных тем по специальностям. С учебниками в нашем колледже проблема в настоящее время основном решена. А дополнительную информацию студенты получают из раздаточного материала по темам или из интернет –ресурсов (электронные библиотеки, электронные учебники, пособия и т.д.). Например, по специальностям 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях и 20.02.04 Пожарная безопасность существуют учебники «Английский язык в чрезвычайных ситуациях» авторов Квасова Л.В., Сафонова О.Е., Болдырева А.А. В учебнике ,много материала по темам ЗЧС: несчастные случаи дома и на дорогах, наводнения, информация о службах МЧС, спасение людей в различных ситуациях, обезвреживание неразорвавшихся бомб, неотложная медицинская помощь и др. Много текстов по специальности, терминов для запоминания, интересных упражнений по грамматике, которую легче осваивать в теме специальности, по лексике, заданий по подготовке диалогов и монологов. По специальности Пожарная безопасность тоже есть рабочий материал: о пожарных, основных целях пожаротушения, причинах пожаров, о Великом пожаре в Лондоне и конечно термины, которые используют специалисты. Но мы на уроках добавляем материал из учебного пособия по английскому языку для обучающихся «Выбор специальности (пожарный)», который разработан в нашем колледже, используем созданный нами словарь терминов в картинках, используем презентации и доклады по темам, стенды, сделанные обучающимися и Интернет. При разработке пособия была проведена следующая работа:
- определение основных профессиональных тем с учётом межпредметных связей;
- отбор специализированных текстов с учётом профессиональных тем;
- составление профессионального словаря по предложенным темам;
- разработка заданий и вопросов к специализированным текстам;
- составление тестов и контрольных работ по профессиональным темам.
Также важным является повышение квалификации преподавателей
иностранного языка, так как они должны знать не только общеобразовательный иностранный язык, но и язык по специальности, поэтому преподаватели участвуют в дистанционных конференциях, семинарах, вебинарах и тестировании по иностранному языку и самостоятельно изучают специфику специальностей колледжа.
В результате выпускники колледжа должны уметь самостоятельно работать с литературой, активно владеть профессиональными терминами, лексикой, уметь использовать грамматические структуры, понимать иноязычную речь на слух; вести беседу, переговоры, оформлять деловую переписку.
В ходе изучения курса иностранного языка обучающиеся используют знания, полученные в процессе изучения других специальных дисциплин. Деятельность обучающихся направлена на стремление к самообучению через активную деятельность. Обучающиеся овладевают технической терминологией на иностранных языках; читают и переводят специальные тексты, ищут материал, используя дополнительные источники.
Обучающиеся колледжа принимают активное участие в региональных и Общероссийских олимпиадах профессионального мастерства (проводятся по специальностям: Защита в чрезвычайных ситуациях, Пожарная безопасность, Информационная безопасность автоматизированных систем), при разработке фонда оценочных средств которых включается работа с текстами или с заданиями на иностранном языке (понимание, ответы на вопросы, решение задач).
Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать новые образовательные технологии наряду с традиционными методами, направленными на формирование базовых навыков практической деятельности с использованием преимущественно фронтальных форм работы. При обучении иностранному языку используются следующие образовательные технологии:
Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетенции студентов, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации;
Технология дифференцированного обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.
Технология модульного обучения предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс;
Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют активизации самостоятельной работы и повышению познавательной активности.
А так же технология индивидуального обучения, обучения в сотрудничестве, проектная технология.
При изучении иностранного языка проектная технология имеет свои особенности.
Конечной целью является создание и защита проекта по данной теме. Форму защиты студенты выбирают сами. Выбор тематики проектов на разных курсах может быть различным. Так для обучающихся старших курсов специальности Пожарная безопасность выбираются следующие темы проектов: «Пожарная охрана», «Пожарные машины», «Оборудование пожарной команды», «Действия пожарной команды во время пожара» и другие.
Работа над проектом делиться на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный.
Определяется тема; выявляется проблема; и определяются источники получения информации.
2 этап. Основной - сбор информации.
Студенты обрабатывают всю собранную информацию. Активно используют все знания лекции и грамматики, тренируют навыки чтения и перевода, подбирают иллюстрации, фотографии для будущего проекта.
3 этап. Защита проекта; оценка результатов.
На данном этапе студенты готовят защиту проекта по данной теме. Это может быть электронная презентация, ситуационная (ролевая игра); доклад; диспут. Студенты показывают, как они владеют лексическими и грамматическими структурами на практике; произношением, интонацией, как умеют ориентироваться в фактическом материале.