РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АНГЛИЙСКИХ ПЕСЕН.
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АНГЛИЙСКИХ ПЕСЕН.
Наиболее перспективным и эффективным на уроке иностранного языка является использование в качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного песенного материала. Выбор современной зарубежной музыки обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка. Кроме того, использование музыкального материала на занятиях способно усилить мотивационный фактор, создать благоприятный психологический климат на уроке, повысить эффективность учебной деятельности школьников, так как музыка является «…одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека»
Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.
В результате применения данных форм обучения удалось повысить заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка, усовершенствовать навыки грамматики, монологической и диалогической речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АНГЛИЙСКИХ ПЕСЕН.»
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 2-4 И 5-9 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АНГЛИЙСКИХ ПЕСЕН.
Филиппова Оксана Геннадьевна
учитель английского языка МАОУ «СОШ№40»
Использование современных технологий на уроках английского языка позволяет решить основное противоречие современной системы образования - противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Целью данной работы является развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 1и 2 ступени образования через организацию урочной и внеурочной деятельности с помощью английских песен.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
эффективно использовать урочное и внеурочное время таким образом, чтобы в максимальной степени достигнуть результатов;
изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;
повысить речевую активность, совершенствовать навыки по 4 видам деятельности;
расширить знания учащихся о музыкальной культуре англоязычных стран.
создать компьютерную презентацию, развивать культуру устного выступления при презентации проектных работ;
развивать межпредметные связи (музыка, страноведение) и познавательный интерес.
Средствами достижения поставленной цели являются:
- анализ учебно-методической литературы, учебных программ по английскому языку,музыки, психолого-педагогической литературы, учебного материала, анализ специализированных методик и нормативной документации Федерального государственного образовательного стандарта – это определенные требования и правила, которые должны реализовывать начальные, средние, высшие учебные заведения, которые состоят на государственной аккредитации, внедрения современных технологий для эффективности учебного процесса; методы экспертных оценок: анкетирование, интервьюирование, наблюдение за деятельностью обучающихся в урочное и внеурочное время.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами:
В условиях жёстких временных рамок учебного плана я ставлю перед собой задачу эффективно его использовать в урочное и внеурочное время, чтобы в максимальной степени достигнуть результатов. Следует отметить, что в сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами, которых являются тексты. Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с таким материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, так как правильно подобранные песни развивают образное мышление, формируют хороший вкус и являются хорошим фундаментом для развития коммуникативных УУД.
Таким образом, с точки зрения методики, песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни и культуры народа страны изучаемого языка. С другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.
Среди коммуникативных УУД основными являются речевая деятельность и навыки сотрудничества, которые способствуют их развитию. Временных рамок урока недостаточно, чтобы проработать фонетические и грамматические явления, усвоить полное содержание песни, при подготовке к исполнению которой у ребенка формируются коммуникативные УУД. На мой взгляд, это представляет собой основную проблему. Большое значение в применении песен во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции имеет методически правильный подбор песен и методика их использования. Любая песня - это слова, положенные на музыку. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Кроме того, есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны и народа; дает богатую почву для дискуссий; является лиричным и ценным произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными грамматическими структурами, стилистическими приемами.
Песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Мои ученики самостоятельно выбирают песни. Они предлагают несколько вариантов, а затем мы вместе начинаем определять соответствие песни их уровню языка. Если песня соответствует данным принципам, то она является полезной. Подбор песен в каждом индивидуальном случае зависит от многих факторов. В основном, песни связаны с темой ежегодного фестиваля.
На протяжении нескольких лет в нашей школе проводится школьный фестиваль английской песни. На фестивалях звучат народные песни, песни британских и американских композиторов. Стилистика песен тоже разнообразна: поп, рок, хард-рок, рэп. При подготовке к фестивалю разворачивается большая совместная деятельность учителя с каждым учеником, которая включает в себя поэтапную работу с текстом песни, фонетическим и грамматическим материалом, музыкой. По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика количества участников школьного фестиваля: если в 2013-2014 году участвовали 10 человек, то в 2014-2015 году 23 человека приняли участие в фестивале. Количество желающих участвовать в таких фестивалях также увеличивается с каждым годом. В сентябре 2014 года мною был проведен мониторинг развития коммуникативных УУД. Результаты показали, что 25% учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативных УУД, на достаточном уровне — 50%, и на высоком — 25%. Уровень развития коммуникативных УУД составляет 42%. Работая в индивидуальном и групповом режиме по программе песенного фестиваля, ученики учатся понимать друг друга, терпеливо выслушивать мнение окружающих, детям стало легче сориентировать себя в ситуациях общения с партнерами, стараются вникнуть в суть проблемы и выразить словами. Учащиеся учатся договариваться и аргументировать свои ответы, сохраняя доброжелательное отношение со сверстниками и учителем. Также повысился процент коммуникативного умения саморефлексии и умения получать необходимые сведения.
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка и музыки учитель помогает в развитии мотивации и интереса познавательной деятельности.
При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением.
В нашей стране особое значение придается изучению песен и музыкальных фраз в формировании речевой компетенции младших школьников. Рифмованная речь для детей младшего школьного возраста является более привычной и естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность учеников младшего школьного возраста и должна активно использоваться при обучении их английскому языку. Сейчас издаются и широко применяются пособия, содержащие стихи и рифмы как на английском языке, так и в смешанном русско-английском варианте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Работа с рифмами является одним из способов развития звуковых ассоциаций у детей, поэтому желательно не просто заучивать ту или иную песню, рифмовку, а использовать ряд приемов с рифмами, соответствующих данному возрасту. Например, в сборнике Н.Е.Белоножко «Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием» в качестве примера дается рифмовка «I have a lorry». В определенном контексте детьми усваивается фраза «Don’t worry». Учитель готовит карточки с изображением транспорта: CAR, LORRY, BICYCLE, TRAIN, BUS, показывает карточки детям, четко произнося название изображения и просит детей выбрать то слово, которое по звучанию похоже на «Don’t worry». Образы песни, которые представлены рисунками для раскрашивания, находят свое отображения в заданиях после выучивания песни. Детям также предлагается написать первые буквы слов. Это задание вызывает необходимость сравнения буквенного состава заданных слов со словами рисунков. В это задание нужно включать рифмующиеся слова, буквенный состав которых бывает одинаков, это не только развивает, но и усиливает буквенно-звуковые ассоциации у детей. Такие задания соответствуют психофизическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, так как они основаны на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит формирование умственных действий учащихся. Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концентрирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Чтобы использование песенок стало эффективным инструментом обучения, учитель должен отказаться от привычки петь песенку от начала и конца с одними и теми же эмоциями. Каждое новое исполнение песенки должно сопровождаться переосмыслением ее содержания, новой режиссурой, новым реквизитом. Используя песни и музыку мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста.
В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесберегающих технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям. Выбор английских песенок для зарядки или паузы-разминки обширен, они связаны с движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes…» или «Put Your Finger on Your Nose…»)
Я также использую музыку для переключения учащихся с одного вида работы на другой. Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или после конкурса. Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку, где куплеты повторяются, слегка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для детей песню, поговорить о ней в течение 1-2 минут, после чего спокойно перейти на запланированный вид работы.
При объяснении грамматического материала: Personal pronouns, глаголы to be to have в Present Simple на мелодию песни «В лесу родилась елочка» На скринборде учащиеся сначала под музыку проговаривают формы:
I – am
We – are
You –are
They – are
He – is
She – is
It - is
I – Have
We – have
You – have
They – have
He – has
She – has
It – has.
Песенки-считалочки, а также те песни, в которых присутствует счет
(Counting songs)
Ten Little Indian Boys
One little, two little, three little Indians
Four little, five little, six little Indians
Seven little, eight little, nine little Indians
Ten little Indian boys.
Ten little, nine little, eight little Indians
Seven little, six little, five little Indians
Four little, three little, two little Indians
One little Indian boy.
Для осуществления цели просто красочных учебников недостаточно, монотонное использование правил в предложениях становиться через некоторое время скучным занятием. На этом этапе учителю важно показать, что изучаемые грамматические формы на самом деле вполне востребованы в современном языке и, более того, эти, на первый взгляд, громоздкие речевые формы с легкостью используются носителями языка в известных всем песнях. Помимо живого интереса, использование популярных песен на уроке помогает закрепить изучаемую структуру в сознании ученика путем многократного ее повторения. Поэтому я убеждена, что данный вид работы позволит значительно сократить время, необходимое для достижения конкретной цели
Ниже приведены лишь несколько примеров использования известных песен при изучении английской грамматики.
№1
Название песни
Исполнитель
Раздел грамматики
1
Lemon tree
Fool’s Garden
Present Continuous Tense
2
I’ve just called you
Steve Wonder
Present Perfect Tense
3
Money
ABBA
Second Conditional
4
The day before you came
ABBA
Past Modals
5
El Condor Pasa
Simon & Garfunkel
Subjunctive mood
Далее автор опыта приводит несколько куплетов этих песен, в которых выделены изучаемые грамматические структуры:
Lemon Tree
I'm sitting here in the boring room It's just another rainy Sunday afternoon I'm wasting my time I got nothing to do I'm hanging around I'm waiting for you But nothing ever happens and I wonder
I'm driving around in my car I'm driving too fast I'm driving too far I'd like to change my point of view I feel so lonely I'm waiting for you But nothing ever happens and I wonder
Таким образом, на уроке иностранного языка песни чаще всего используются мною:
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
- как стимул для развития речевых навыков и умений;
- как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких уроков.
Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой – а поэтому запомнится навсегда.
С помощью музыкального материала я легко создаю психологически комфортную обстановку на уроках английского языка. Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке привлекается музыкальный и песенный материал. Например, при проведении больших письменных работ, особенно если урок стоит в конце дня или после уроков, на которых дети много пишут – русский или математика – хорошо использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключить детей на другой предмет. Музыку лучше подбирать спокойную, мелодичную, без резкой смены темпа.
Посетив недавно семинар В.Доборовича «Коннотативная лексика-культурные реали, идиомы, фразовые глаголы», на котором лектор рассказал о своем подходе к изучению английского языка на основе песен группы «The Beatles». Они по содержанию простые, ритм простой, понимать просто, там и фонетика, и лексика, и грамматика.
Таким образом использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.