Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к изучению английского языка через музейную педагогику»
Развитие интереса к изучению английского языка через музейную педагогику
Целью изучения иностранного языка является организация общения между двумя возможными культурами.
В современных условиях обязательным компонентом целей и содержания обучения иностранному языку в средней школе стали поликультурное образование и воспитание, в частности межкультурная коммуникация.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования отмечается, что ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России. В связи с этим воспитательный потенциал уроков иностранного языка необычайно велик.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.
Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
«Музейная тематика» в рамках дисциплины «Иностранный язык» включает в себя несколько направлений деятельности: освоение учебного материала УМК в урочной и внеурочной работе; посещение музеев англоговорящих стран, России( виртуальные экскурсии), родного региона. Располагая современным оборудованием в кабинете иностранного языка: компьютером, проектором, выходом в интернет, учитель имеет возможность открыть сайт любого музя мира.
«Включение» музея в активный учебный процесс начинается с пятого класса, когда мы по учебнику «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.) проходим темы:"Nice to See You Again" ( "Penalty", " Ivanovka- a Well- Known Museum of Rachmaninoff"), " Faces of London"( "Madame Tussaud's", "Sherlock Holmes Museum", "Science Museum"), 7 класс - "Talking About Countries and Nationalities", 9 класс -"Out and About in Moscow", "Tolstoy Museum in Yasnaya Polyna"; 6 класс -"Spotlight" Virginia Evars, Jenny Dooly "Английский в фокусе":"The Road Safety Museum", "The Louvre Museum", The Hermitage Museum", " The Metropolitan Museum of Art".
«Музейная тематика» по классам:
5класс -История твоего города. Экскурсия по моему городу.
6класс-Музеи Лондона. Интервью с туристами.
7класс-В школе здорово! Музей школы.
8класс-Родная страна. Человек и природа.
9класс-Что делает твою школу особенной?
10класс-Молодёжь и искусство. Разные пейзажи – разные страны
11класс-Проблемы глобализации.
по темам: Страна изучаемого языка - Великобритания Моя страна –Россия Моя, край Ставропольский, Мой город(школа)- Ставрополь Тема «Достопримечательности»: Музеи в Лондоне. Музеи в Москве. Музеи в Ставрополе:
Ставропольский историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве;
Картинная галерея пейзажей Гречишкина;
Музей истории казачества;
Музей-усадьба В.И. Смирнова;
Краевой музей изобразительных искусств;
Школьный музей.
Учитывая требования к предметному содержанию речи (темам) согласно ФГОС, можно выделить десять тем, которые раскрываются в тесной взаимосвязи с личностью ребенка, которые раскрываются в учебно-методических комплексах через обращение к опыту ребенка. Культура стран изучаемого языка представляется в сравнении с культурой России. Это дает нам возможность говорить о таком направлении музея, как малая Родина. Малая Родина – это прежде всего люди, которые окружают ребенка, -семья, школьный коллектив, педагоги, друзья.
Всероссийское сообщество методистов английского языка предлагает выполнять в течение года такие проекты, как "Добро пожаловать в мою школу/ город", "Семь чудес России/ моей школы", "Летопись добрых дел/ города/ школы" и так далее. Учитывая, что каждый модуль согласно календарно-тематическому планированию завершается уроком-проектом, эти уроки следует наполнить новым содержанием.
Изучение разговорных тем возможно сделать с активным привлечением сетевых ресурсов музеев мира. Государственный музей естествознания Великобритании предлагает виртуальную экскурсию в режиме 3D, чтобы изучать такие темы, как экология, мир животных, флора и фауна -темы, которые изучаются и в 5, и в 7, и в 11 классах.
Британский музей предлагает учителям разработанные уроки, дидактический материал для изучения самых разнообразных тем и предметов. Рубрика "Обучение истории при помощи 100 экспонатов" позволяет раскрыть такие темы, как конфликты и воины, социальная и личная жизнь, технология и искусство, торговля и другие.
Включение в содержание уроков иностранного языка материала музеев помогает формированию творческой социально-активной личности, открытой для диалога культур, знающей и уважающей традиции и историю своей малой Родины, страны в целом и стран изучаемого языка.
Впонятие диалог культур вкладывается не только познание культуры стран изучаемого языка, так называемой межкультурной компетентности, но также изучение своей, национальной культуры, которая является базой для воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, краеведческий материал – эффективный аспект учебно-воспитательного процесса, в частности, обучения английскому языку, так как он способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формированию духовно-нравственной, толерантной личности.
Очень полезен опыт Министерства образования и Министерства культуры провинции Онтарио, которые работают в тесном тандеме, разрабатывая образовательные экскурсии для учеников всех возрастов в соответствии с учебным планом школ. Учитель, выбирая ту или иную экскурсию, может зайти на сайт музея, выбрать интересующую его тему и найти информацию о том:
-на какой возраст ориентирована выставка;
-какие учебные предметы она освещает;
-чему школьники научатся во время посещения выставки, и т.д.
Американские педагоги Катрина Эгенбергер и Филип Енавайн в работе "Как теория становится практикой" описывают уникальный опыт сотрудничества школы с Музеем изобразительного искусства, которое началось с обращения учителей к сотрудникам музея с просьбой разработать экскурсии специально для школьников. В итоге была разработана программа, которая предполагала 10 уроков в год по изучению конкретного направления - так называемый подготовительный этап. Затем посещение музея с выполнением заданий, нацеленных на развитие стратегий визуального мышления.
Анализ педагогической литературы, изучение материалов ведущих музеев мира позволяют сделать вывод о том, что формирование личности школьника, развитие универсальных умений возможно организовать эффективно при тщательном отборе содержания учебного предмета и с применением технологий музейной педагогики.
Кроме того, если в начале работы акцент делается на письменную речь, то после получения готового текста перевода, можно начать развитие других видов речевой деятельности:
· Аудирование (восприятие текста экскурсии и стихотворения на слух);
· Чтение (индивидуальное чтение, групповое чтение и чтение по ролям);
Типы интерактивных заданий могут быть на сопоставление (matchingactivity), вопросы с несколькими вариантами ответов (multiplechoice), интерактивные викторины (interactivequiz), задания на заполнение пропусков («fillin»activities), задания в форме квестов (questactivities/ adventureactivities). Ярким примером последнего задания является нахождение объектов или необходимой информации (пример с LiverBird).Таким образом, краеведческий материал и музейная педагогика – эффективный аспект учебно-воспитательного процесса, в частности, обучения английскому языку, так как непосредственно связан с жизненным опытом учащихся, обогащает их знания об истории, достижениях родного края, способствует сохранению культурного наследия, приобщению к народным традициям и воспитанию духовно-нравственной, толерантной личности.Специфика урока иностранного языка подразумевает расширение знаний учащихся во всех областях. Изучаемые темы разнообразны: «Традиции и обычаи России», «Страницы истории. Англия в древние времена», «Роль иностранного языка в жизни» и т.д.Средства музейных экспозиций позволяют: наглядно проиллюстрировать тот или иной учебный курс, представить классификацию и систематику гуманитарных знаний, раскрыть проблемы взаимодействия человека и языка.
Литература:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004.
2.Белякова Л.М. "Музейная педагогика: новый взгляд на образование".
3."Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка" Елагина В. С.
4."Использование музейной педагогики на уроках английского языка" Гасанова О. П.
5.С. А. Валеева"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
6. School programs and educational activities at the Cumberland Heritage Village Museum// http://ottawa.ca/en/liveculture/museums/cumberlandmuseum