Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала личности с помощью ролевых игр на уроках английского языка»
Развитие творческого потенциала личности с помощью ролевых игр на уроках английского языка
В последнее время развитию творческих способностей у детей уделяется всё больше внимания, прежде всего, потому, что мы живём в век невиданной ещё в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освящённых многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Вот почему в современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческими моментами.
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления благодаря познавательной потребности. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием личности ребёнка. Необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности, тем самым, формируя и совершенствуя творческие навыки ребёнка.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения нового научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – всё то, что в совокупности составляет творческие способности. Большой потенциал для развития творческих способностей в детях имеют ролевые игры.
Ролевые игры достаточно эффективно развивают способности к творчеству: интеллектуальные и креативные. В развитии творческого мышления могут использоваться незавершённые или открытые учебные ситуации, которые поощряют учащихся к сотворчеству. Кроме того, ролевые игры позволяют ученикам на практике в атмосфере творчества использовать полученные умения и навыки, помогают ребёнку уйти от стресса в ситуации общения на иностранном языке.
Система ролевых игр предполагает развитие лингвистического потенциала со свободным владением вербальными и невербальными средствами социального поведения. Ролевые игры развивают умения быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладевая эффективной техникой общения. Данная форма работы обычно проходит в три этапа.
Первый этап – коммуникативно-диагностический. На уроках ученики рассматривают в различных упражнениях ситуации, подобные той, которая будет им предложена для ролевой игры. Упражнения в диалоговых заданиях предполагают возможные поведенческие модели. Текстовые материалы помогают накапливать необходимый опыт преодоления возможных трудностей, с которыми предстоит столкнуться в процессе общения в определённой ситуации.
Второй этап – это целенаправленная подготовка к ролевой игре. Сюда входит анализ положительных и отрицательных сторон предстоящего общения в рамках заданной ситуации. Создаётся ситуация мини-беседы аналитического характера. Далее следует совершенствование навыков общения в определённой ситуации, готовящая обучающихся к ситуативному диалога формата ЕГЭ.
Третий этап – непосредственно ролевая игра. Сначала идёт привлечение внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности. Затем анализируются речевые опоры, распределяются роли и создаётся максимально приближенная к естественным условиям обстановка для общения и закладываются индивидуальные программы общения. Ученики могут в зависимости от темперамента и уровня языковой подготовки выбрать подходящую для них роль и в обстановки сотворчества преодолеть комплекс совершения ошибки.
Система ролевых игр, на которых строится обучение общению на английском языке, развивает гибкость мышления в различных ситуациях, речевую грамотность, простоту и ясность изложения мысли. Позволяет формировать умение слушать собеседника, чувствовать эмоциональное состояние партнёра по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, что имеет огромное воспитательное значение.
В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не раскрытые ещё возможности. Человек с творческим складом ума способен найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой, достичь высоких результатов. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача педагогов.
Список используемой литературы:
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Воронкова Е.В. Развитие творческого потенциала с помощью ролевых игр. – журнал «Английский язык в школе» № 4, 2006.