kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие диалогической речи на уроках английского языка. метод «аквариум»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Все мы любим, наблюдать за тем, как в аквариуме хаотично двигаются рыбки, общаются между собой на непонятном нам языке жестов. На уроках также можно сделать своеобразный аквариум и наблюдать за действием детей, которые поставлены в позицию рыбок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие диалогической речи на уроках английского языка. метод «аквариум»»

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

МЕТОД «АКВАРИУМ»

Все мы любим, наблюдать за тем, как в аквариуме хаотично двигаются рыбки, общаются между собой на непонятном нам языке жестов. На уроках также можно сделать своеобразный аквариум и наблюдать за действием детей, которые поставлены в позицию рыбок. Итак, для того, чтобы создать условия для этой технологии, нужно выбрать пару или группу детей, которые будут в центре класса в своеобразном "аквариуме". Учитель перед классом ставит какую-то задачу или задает проблемный вопрос и дети, которые находятся в "аквариуме" принимают активное участие в его обсуждении, составляют диалоги. Они выдвигают свои мысли, обсуждают их. Главная их задача – мыслить и озвучивать мысли. Дети, которые наблюдают за всем этим, должны быть очень внимательны. Они тоже думают параллельно, но сопоставляют свои мысли с теми, которые озвучиваются в центре. По истечении отведенного времени команда "аквариума" озвучивает окончательный вывод, к которому пришла команда.
Может сложиться впечатление, что в группу активных обсуждающих следует включать успешных учеников, которые всегда могут высказать свое мнение. На самом деле в "аквариум" должны попадать разные ученики, и слабее, и сильнее. Таким образом, более слабый будет тянуться за сильным и пробовать высказывать свои мысли.
Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, “How so?” и другие.

  1. Фрагмент урока по овладению мини – диалогом “My favorite season”.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Now let’s ask each about your favourite season. On the black board you may see the scheme.

“What is your favourite season?

My favourite season is…. Or I like….”

Ребята по схеме на доске задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Следующие мини - диалоги можно представить следующим образом:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


“Where do you like to walk in autumn?”

“What can you do in summer?”

Now ask each other.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Затем задают эти вопросы друг другу.

“In summer I can….”

“In autumn I like to walk to…”

Обучение мини – диалогу может строиться на иллюстративной основе. На одном из уроков к учащимся 4 класса пришли в гости учащиеся (на доске фотографии детей). Учитель: Сегодня на урок к нам в гости пришли две школьницы. Одна девочка из американской школы, а другая из московской. К сожалению, они не могут с нами поговорить, но они записали. Посмотрите внимательно на фразы и скажите, что делают эти девочки? (они знакомятся) как вы догадались, что они знакомятся? Зачитайте мне фразы, которые показывают, что ученицы знакомятся. Далее учитель говорит, что одна из гостей очень устала и отправилась домой. Давайте, заменим её, и проговорим то, что она хотела сказать. Учащиеся проговаривают реплики одной из учениц в диалоге. Но далее задание усложняется. Учитель сообщает, что и вторая гостья ушла. Теперь нам придётся говорить за обеих учениц. Учащиеся приговаривают весь мини – диалог. Сначала учащимся предлагаются разные виды вопросов с ответами, но постепенно следует переходить к свободному общению через мини –диалог. Закреплением данного умения стало выполнение домашнего задания, которое заключалось в следующем: Учитель: дома вы должны написать письмо иностранному другу по переписке, в котором вы будете использовать фразы, звучавшие на уроке. Но вы должны не только рассказать о себе, но и спросить как можно больше своего друга. На следующем уроке по вашим письмам мы будем составлять диалог, который вы будете озвучивать со своим соседом по парте.

Например: Hi! Hello!

What is your name? My name is Kate.

Are you British? No, I’m Russian.

Are you a pupil? Yes, I am.

The letter to my pen friend.

Hello! My name is Rate. I am 10. I am a pupil. I live in Russia.

What is your name? Are you British? Are you a pupil?

 После того, как умения и навыки применения  мини диалогов в реальном общении были доведены до автоматизма, я перешла к следующему этапу.

Изучение иностранного языка предполагает многократное повторение. Однако, говоря о диалогических умениях не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение четверти, полугодия или учебного года. Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, внести что-то новое.

Следующим этапом формирования диалогических умений был диалог. На данном этапе использовались следующие методы организации учебной деятельности:

- метод тренировки;

- метод применения.

Форма организации учебной деятельности:

- парная.

Диалог лишь тогда будет живым и естественным, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка факторов и т.д.

После этого я перешла к овладению диалогов, с помощью которых дети могут общаться не только в рамках школы, но и вне её, т.е. использовать данные диалоги в естественном, реальном общении.

Примеры диалогов, используемые на уроках английского языка по формированию диалогических умений:

P1: Hi! How are you?

P2: I am fine thanks and you?

P1: I am all right! The weather is fine togas. Let’s go to the park

P2: Good Idea! With pleasure.

Р1: Good morning! Glad to see you!

Р2: Good morning! Glad to see you too!

Р1: Lot’s go to the park!

Р2:With great pleasure!

Фрагмент урока по овладению диалогом “My favourite season”.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Let’s work in pairs. You must ask questions to your partner about his/her favourite season, the reasons of liking this season, and activities on this season.


Дети разыгрывают диалоги.


Ученик 1

Ученик 2


Hello!

How are you?

What is your favourite season?

Where do you like to walk in autumn?

What can you do in summer?

When is your birthday?

Hello!

I’m fine. And you?

My favourite season is….

I like to walk to….in autumn.

In summer I can ride a bike.

My birthday is on the…of….

Или, например,

Т: What’s the weather Tike today?

Р1: It’s not fine

Т: Is the scene shining?

Р2: No, it isn’t?

Т:Is it raining?

Р3: No? It isn’t, but it is going to rain.

Т: What is your time – table for today?

Р1: We have English, Raiding and Kissing.

Т: How you already had Russian lessons.

Р2: No, We haven’t.

Т: Have you done your English homework?

Р1: Yes, I have.

Т: What have you done for today?

Т: What day is it today?

Р2 It is Saturday.

Т: Was it Friday yesterday?

Р3 It was Thursday.

При подготовке к урокам диалогические речевые схемы составлялись с учетом индивидуальных интересов учеников; в отдельных случаях сообщались дополнительные речевые образцы; для участия в той или иной ситуации выбирались школьники, которым данная ситуация была намного интереснее, чем другим учащимся, так как  содержание речи должно вызывать у учащихся желание говорить и слушать высказывания товарищей на иностранном языке.

 Кроме того, были разработаны упражнения для семантизации лексики и для демонстрации функций грамматических конструкций, где использовались факты из жизни родного города обучаемых, их небольшого жизненного опыта,  а также предлагались задания, направляющие внимание школьников на содержание речи.

Разрабатывая ситуации, я стремилась к расширению обсуждаемой темы, к привлечению ранее изученных тем. На мой взгляд, такой подход способствовал преодолению условности речевого общения и развитию формируемых навыков и умений говорения. При этом я учитывала два основных момента: какие подтемы будут обсуждаться при изучении данной темы,; какие из пройденных тем и подтем можно подключить к обсуждению.

На протяжении всего  процесса обучения навыкам говорения, мною делался акцент на аудирование текстов и демонстрацию диалогов-образцов.

На основе методики развития диалогических умений при обучении устной речи я, в первую очередь, ставила перед собой цель – создать ситуацию общения на уроке.

Например,

  1. “Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе. Диалог “Знакомство”.

  2. При изучении темы “Внешность”: К нам в класс пришел сотрудник милиции. Разыскивается преступник. Имеется свидетель. Составляются диалоги по описание внешности преступника, составляется фоторобот.

  3. Тема “Моя квартира”. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: “Это ваша мама. Познакомьте меня с ней и расскажите немного о вашей квартире”.

  4. Так при изучении темы “Досуг” можно предложить следующие ситуации: “Это Катя. Она очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Катю рассказать рецепт приготовления торта”.

  5. “Вика очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы”.

Хотелось бы отметить, важность применение ситуативных картинок, которые помогают активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Учащиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной задачи.

Ситуации можно представить учащимся в виде карточек:

Карточки

А. Who! What? When? Where? How?

Тема: Мир вокруг меня.

Ситуация: Вы встречаете на улице своего знакомого В.

Задание: Вежливо поприветствуйте и пригласите его в парк погулять.


В. Who! What? When? Where? How? Why?

Тема: Мир вокруг меня.

Ситуация: Вы встречаете на улице своего знакомого А, который пригласил вас пойти погулять в парк.

Задание: Ответьте на приветствие и согласитесь вместе погулять в парке.


А. Who! What? When? Where? How?

Тема: День рождения.

Ситуация: Твоя подруга Лена пригласила вас на день рождения.

Задание: Поздравьте Лену с днем рождения.


В. Who! What? When? Where? How? Why?

Тема: День рождения.

Ситуация: У тебя день рождения. Твоя подруга Яна поздравляет тебя.

Задание: Прими поздравления от Яны.

        



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие диалогической речи на уроках английского языка. метод «аквариум»

Автор: Елена Николаевна Фурман

Дата: 11.06.2024

Номер свидетельства: 652627


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства