В разработке представлены материалы из опыта работа учителя английского языка ГБОУ "Комсомольская ООШ им. М.Григорьева" Мельниковой Л.П. по внедрению проектной технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проект-путь к развитию ученической автономии"»
Материалы из опыта работы
учителя английского языка
ГБОУ «Комсомольская ООШ им. М. Григорьева»
Мельниковой Любови Петровны
Проект – путь к развитию ученической автономии
Скажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню,
привлеки меня – я научусь
Восточная мудрость
Многим известна такая притча. Обратился к монаху бедняк: «Дай мне рыбы. Я голодный». Монах молча отдал ему удочку. Поучительный характер притчи понятен: нужно давать не столько еду, сколько способ его добычи. Этот вывод касается целей и задач, которые поставлены перед современным образованием в информационном обществе. Постепенно на смену традиционной системе обучения приходит личностно – ориентированное, традиционные методы заменяются инновационными, которые предусматривают смещение акцентов в учебной деятельности, ее направленность на интеллектуальное развитие учащихся.
Владение иностранным языком в настоящее время является важным условием ускорения социально-экономического развития общества. Нынешний этап развития теории и практики преподавания иностранного языка характеризуется интенсивным поиском путей формирования мотивов обучения как условия достижения существенного повышения эффективности овладения учащихся иностранным языкам.
Современному учителю необходимо уяснить собственную роль на уроке, которая заключается в том, чтобы стимулировать и поддерживать учащихся в умственной деятельности, влиять на развитие внутренней мотивации при изучении иностранного языка. Поэтому одним из главных принципов новой концепции в обучении иностранного языка является применение коммуникативных технологий, в частности проектной методики, что и является проблемой, над которой я работаю.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Применительно к уроку иностранного языка проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Методическими принципами проектной методики являются следующие:
- принцип доступности (вопросы и проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного опыта);
- принцип активности (основывается не только на внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий потенциал обучаемых);
- принцип коммуникативности (обеспечивает контакт не только с преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов);
- принцип самостоятельности (работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми).
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
(Необходимо выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками).
2. Организация участников проекта.
Групповая форма работы является наиболее оптимальной для осуществления проектной деятельности. В состав группы входят школьники с разной успеваемостью, с различными творческими способностями.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины, мультимедийные презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – это не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию успеха.
Группы могут соревноваться друг с другом
4. Презентация проекта.
Весь наработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Проекты могут выполняться вместе, образуя выставку, монтаж.
Проектные задания тщательно прорабатываются с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Предлагается выполнить вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
В своей практике я часто предлагаю оформить минипроекты, рассчитанные на один урок или его часть. Возможно завершение выполнения проекта дома в качестве домашнего задания.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов, применяемые при изучении иностранного языка:
- информативно-исследовательские проекты (изучение региона какой-либо страны, путеводитель по стране изучаемого языка);
- творческие работы (свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык);
- издательские проекты (стенгазеты, коллажи) и т.д.
Проекты не обязательно должны быть большими и занимать много времени по их подготовке. Это могут быть минипроекты. Все индивидуальные работы выполняются на стандартных альбомных листах и по мере выполнения скрепляются в личные альбомы. Для моих учеников 11 класса в прошлом учебном году к открытому уроку «Отцы и дети» был готов сюрприз - целая папка минипроектов. Ребята с восторгом разглядывали свои работы, которые они выполняли еще в 3 классе.
Главный результат работы над проектом - практическое применение имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое использование в дальнейшем.
В качестве примера приведу образец проекта по теме «Школьная перемена». Эта тема близка каждому, т.к. именно на перемене происходит все: что-то обсуждается, решается, кто-то с кем –то о чем-то договаривается, ссорится, мирится, в конце-концов что-то пытается доделать, доучить. Эта тема доступна и посильна для обсуждения, поскольку она укладывается в рамки изучаемых тем: «Школа», «Рабочий день», «Еда». В социокультурном плане эта тема интересна и тем, что школьники имеют доступ к различного рода информации в Интернете, участвуют в обменах и могут ознакомиться с особенностями школьной жизни сверстников за рубежом. Практическая деятельность учащихся заключается в следующем:
проведение социологического опроса учащихся в школе;
сбор информации о проведении перемен учителями школы;
проведение интервью с обслуживающим персоналом;
снятие видеоролика о перемене;
получение информации о проведении перемен в учебных заведениях за рубежом;
подготовка и проведение обсуждений проблем: курение и борьба с ним, мое отношение к проведению перемены, ответов на вопрос «Что такое перемена в идеале?».
Презентация проекта была проведена в школе в рамках недели иностранного языка. Выступили представители разных микрогрупп со своими микропроектами, являющимися разработкой минитем, минипроблем в виде показа видеоклипа «Перемена в классе, коридоре, на улице», фотогазеты и коллажа «Учителя и ученики».
Проектная методика не только дает возможность учащимся глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Проектная технология показала, что она является огромным стимулом для познания и исследования мира, для изучения языка, для совместного творчества и развития детей.
Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего являются повышение интереса к этому предмету.
Следует отметить, что наряду с преимуществами такой формы работы имеются и определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; непривычностью этой формы работы; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; отсутствие в методической литературе критериев оценивания проектов.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Во время проекта строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.