kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская деятельность необходимый компонент саморазвития современного педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме применения метода проектов на уроках английского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность необходимый компонент саморазвития современного педагога»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ САМОРАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

Ширяева Е.Ф, ГУ СОШ № 7


Новые стандарты в образовании Республики Казахстан включают в себя не только уровень знаний, но и уровень воспитанности. Именно поэтому среди преподавателей является актуальным вопросом успешное усвоение новых знаний, умений и навыков учащимися. С переходом на цифровые технологии традиционные способы и методы постепенно перестают быть актуальными и результативными, поэтому новая система образования требует перехода к современному компетентностному обучению. Работая по новой парадигме «Ученик – учебник – учитель» задачей учителя здесь является организация учебной деятельности учеников и в обучении их самостоятельно добывать знания для успешного усвоения предмета. Одним из способов, мотивирующих учеников к самостоятельному усвоению знаний и являющимся необходимым компонентом саморазвития каждого педагога является проектно-исследовательская деятельность на уроке.

Метод проектов появился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данного метода, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной ситуации, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. Проектно-исследовательская деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает приобретенные знания в реальные продукты. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Несомненно, метод проектов имеет ряд преимуществ:

  • он характеризуется коммуникативностью и вовлечением всех учащихся в проектно – исследовательскую деятельность;

  • каждый участник несет ответственность за полученный результат;

  • проектно-исследовательская деятельность развивает самостоятельное и критическое мышление;

  • используя метод проектов, учитель позволяет ученикам не просто воспроизводить готовые знания, а применить их на практике;

  • способствует социализации учащихся, позволяя им «примерить» на себя различные социальные роли [1, с 5].

Как показывает опыт наблюдения и анализ специальной литературы по данной теме, если преподаватель решил использовать проектно-исследовательскую деятельность на занятии, он должен тщательно продумать, разработать и просчитать все действия учащихся: четко определить цели, задачи и какую помощь можно оказать ученикам в процессе разработки проекта, но при этом, не предлагая решения проблемы.

Решение использовать проектно-исследовательскую деятельность на уроках говорит о высокой квалификации преподавателя, и его способность использовать прогрессивную методику обучения для развития учащихся. Учитель не является для учеников единственным источником информации. Учитель в данном виде деятельности выступает в роли консультанта, наблюдателя, помощника, координатора и активатора [2, с 2].

Анализ педагогической литературы, а так же наблюдение использования данного метода на уроках позволяет представить этапы организации проектно - исследовательской деятельности, который включает в себя четыре этапа.

Первый этап. На данном этапе ученикам предлагается проблема в скрытом виде. Задача учащихся – выделить проблему и сформулировать тему проекта. На этом этапе разрабатывается дальнейший план работы. И каждой группе предлагается разработать свой проект.

Второй этап. Этап разработки проекта. На данном этапе учащиеся коллективно решают задачи, определяют цели и ресурсы. На втором этапе происходит поиск необходимой информации, а так же промежуточное обсуждение полученных результатов.

Третий этап призван обеспечить языковые и речевые навыки учащихся. На этом этапе задачей учителя является продумать адекватные коммуникативные ситуации, которые способствовали повышению мотивации общения на иностранном языке. Обучение навыку группового общения.

Четвертый этап. На четвертом этапе происходит защита проектов. Каждая команда защищает свой проект по заранее подготовленному плану. После защиты проектов предполагается общая дискуссия. Окончательные результаты подводятся после презентации [3, с 3-9].

Опыт наблюдения организации проектной деятельности так же позволяет предположить ряд критериев оценивания проектно-исследовательской деятельности учащихся: актуальность и новизна темы, полнота раскрытия темы, личная значимость работы, социальная значимость проекта, соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектно-исследовательской деятельности, содержательность материалов, ясность и доступность изложения, умение отвечать на вопросы по содержанию проекта.

Тематика проектов может быть самой разнообразной. Если мы говорим о проектах на уроке иностранного языка, то приведем следующие примеры. На разных этапах обучения дети встречаются с темой «Еда. Национальная кухня». По этой теме можно предложить учащимся проектное задание: правила этикета за столом, рецепты национальных блюд, история национальной кухни или любимое блюдо. Каждая группа находит материал и представляет его для защиты.

Учащиеся могут выполнить подобные исследовательские работы по темам: «Система образования. Моя школа», «Окружающий мир», «Путешествия» и т.д. Таким образом, изучение практически любой устной темы может завершиться выполнением проектной работы, где учитель может отследить насколько глубоко был усвоен материал и как учащиеся могут применить его на практике [4, с 48].

Необходимо еще раз подчеркнуть, что проект вне образовательного процесса не принесет ожидаемых результатов. Результатом проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе может служить достижение учащимися определенного уровня функциональной грамотности и приобретение определенных компетенций.

Исходя из преимуществ проектно-исследовательской методики: ее интегративных (сочетание методов активного обучения), личностно-деятельностных компонентов (обучение через интерес, мотивацию учеников), практико-ориентированной направленности, развивающих компонентов, ориентировки на новую, личностно-деятельностную образовательную парадигму, можно сделать вывод, что данная методика является одной из перспективных при обучении и является необходимым компонентом для развития профессиональных навыков современного педагога.


Список использованной литературы:

  1. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов общеобразовательных школ. СПб.: КАРО, 2006

  2. Лукина И.Г Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся. Инновационные педагогические технологии: материалы международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

  3. Полат Е.С Метод проектов// Иностранные языки в школе. 2000. №2,3. 2000.

  4. Соловова Е. М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ширяева Екатерина Федоровна

Дата: 05.02.2019

Номер свидетельства: 498572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства