Проектная технология в процессе изучения английского языка как способ развития творческих способностей.
Проектная технология в процессе изучения английского языка как способ развития творческих способностей.
Содержание проекта строится не на изучении учебных тем, готовых текстов, а на обсуждении актуальных проблем, интересных именно учащимся. Работая над проектом, ученик понимает, что вся система работы направлена на его личность, поэтому его работа строится на личном опыте и интересах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная технология в процессе изучения английского языка как способ развития творческих способностей.»
Проектная технология в процессе изучения английского языка как способ развития творческих способностей.
М.В. Иващенко, учитель английского языка
Главной целью изучения английского языка является развитие у обучающихся умения использовать иностранный язык как инструмент общения между людьми. В связи с этим перед учителями иностранного языка встал вопрос поддержания стойкого интереса к предмету и мотивация обучающихся к его изучению. Если у учащихся нет интереса, то процесс овладения английским языком будет малоэффективным. Сделать его более успешным могут помочь различные технологии, одной из них является проектная методика. В чем ученик может увидеть личную выгоду?
Содержание проекта строится не на изучении учебных тем, готовых текстов, а на обсуждении актуальных проблем, интересных именно учащимся. Работая над проектом, ученик понимает, что вся система работы направлена на его личность, поэтому его работа строится на личном опыте и интересах. Важным является и тот факт, что обучающиеся работают в разных режимах, то есть самостоятельно, в парах, в группах. Группы очень часто меняют свой состав в зависимости от интересов детей. Опыт работы подсказывает, что в группе всегда есть ученики с разными уровнями речевой подготовки. При использовании традиционной формы проведения урока, менее подготовленные обучающиеся молчат. В работе над проектом каждый ученик делает свой вклад в его реализацию в зависимости от знаний и личных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта, и должен представлять результаты своей работы. Осуществляется взаимодействие обучающихся между собою и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Свободный выбор формы общения положительно влияет на психологический климат в целом. Во время работы над проектом учитель становится и психологом, и создателем атмосферы сотрудничества между учителем и обучающимися. Его задача - прежде всего, видеть каждого ученика и группу в целом, создавать условия для успешной работы, развивать творческий потенциал детей.
Работая над проектом, обучающиеся получают и развивают практические навыки письма, работы с текстом, видео и аудио - материалами, что побуждает их к устной речи. Письмо, как одно из коммуникативных умений играет не последнюю роль в достижении учащимися коммуникативной компетенции. Письмо, как и устная речь, является продуктивным навыком и дает ученикам возможность использовать полученные знания в устной и письменной речи. Анализ показал, что не все учащиеся могут общаться на английском языке в письменной форме, так как письмо часто является вспомогательным способом. Однако при создании проекта обучающимся необходимы навыки письма (написание статей, заметок, эссе, интервью), чтобы учащиеся могли общаться с помощью письма, мы разрабатываем уроки, которые включат в себя следующие этапы:
введение в ситуацию;
повторение лексического и грамматического материала;
презентация нового языкового материала;
отработка нового материала;
написание текста по образцу;
использование знаний через коммуникативные задания.
Одним из вспомогательных методов является чтение. Учащиеся находят необходимую для них информацию, изучают ее, пополняя свой словарный запас. Это стимулирует их к беседе, обсуждениям, спора и приводит к общению, что собственно и является нашей целью.
При работе над этой проблемой нас заинтересовало соотношение использования метода проектов на разных этапах обучения (младший, средний, старший возраст), соединение индивидуальной и групповой работы, часть самостоятельной работы учеников в создании проекта, уровень подготовки учащихся к поисковой и исследовательской работе. Таким образом, учитель, выбирая темы проектов, должен учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся. Например, проекты «Мой город», «Моя школа», «Мой товарищ» были близки и эмоционально восприняты обучающимися средних классов. На старшем этапе обучения учащиеся более сознательно, более творчески подходят к созданию проекта. С учетом их интересов и проблем, которые волнуют их, были предложены следующие проекты - «Литература Великобритании» (11класс), «Здоровый образ жизни» (10 класс), «Легко ли быть подростком?» (9класс). Следует отметить, что при выборе проекта мы учитывали и его практическое значение. Действительно творческая атмосфера охватила учащихся при работе над проектом «Школа моей мечты», где были использованы разнообразные формы и виды деятельности. Создавались мини проекты: School Building (5кл.), School Uniform (7 кл.), Rules and Regulations (8-9 кл.), What Kind of Education I`d Like to Get? (11 кл.). Интересным является тот факт, что метод проектов позволяет подключить к общению не только учащихся и учителей, но и родителей. При работе над проектом «Мы одногодки» учащиеся выбирали себе объекты для изучения среди родителей, бабушек и дедушек. Брали у них интервью и создавали образы своих однолеток 20, 30, 40 лет назад. Таким образом, учащиеся совершенствовали свои языковые навыки, а с другой - стали ближе к своим родным.
Технология проектной методики на последнем этапе предполагает презентацию проекта. Форма презентации может быть различной. Это и выпуск буклетов, фотомонтаж, стенгазета, создание видеофильмов, конференция, театрализованное представление. Опыт работы над технологией проектной методики позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос, как эта технология влияет на изучение английского языка. Можно совершенно точно сказать, что в основе этой технологии лежит развитие личности ученика его творческих способностей. В работе над проектом каждые ученик делает свой вклад в его реализацию, каждый несет ответственность за его выполнение. Ученики учатся вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, убеждать, приходить к общему решению.
Подводя итоги работы над проектом, нужно отметить, что не менее важным есть то, что учащиеся сами научились оценивать себя, свою деятельность, свои речевые навыки, видеть перспективы дальнейшего совершенствования в изучении английского языка. Разработанная таблица самооценки позволяет учащимся увидеть уровень своих достижений по теме (приложение 1). Кроме того, учащимся предлагается контрольный листок, для определения сфер коммуникативных умений и навыков, которые требуют коррекции и тренировки (приложение 2). Все это позволяет учителю проанализировать положительные и отрицательные стороны изученной темы с целью недопущения пробелов в дальнейшем планировании работы.
Делая анализ использования метода проектов при изучении английского языка, мы пришли к выводам, что данная технология это огромный стимул в развитии личности, она позволяет повышать интерес к предмету, благодаря чему можно достигнуть большего качества и эффективного изучения английского языка.
Приложение 1. Таблица самооценки.
Мои достижения
Балы (0-5)
1.Я освоил лексический материал
2.Я освоил грамматический материал
3.Я могу составить монологическое высказывание по теме…
4.Я могу расспросить про…( составить диалог, принять участи в обсуждении проблемы по теме)
5.Я могу написать статью ( письмо, сообщение )
6.Я могу на слух понять иноязычную речь ( моих товарищей, аудиозапись, видеоматериал)
7.Я могу понять основную идею прочитанного материала (литературный текст, газетные и журнальные статьи…)
Приложение 2. Контрольный лист (да, нет).
Мне нудно обратить внимание:
а) на время глагола;
б) на порядок слов;
в) на косвенную речь.
2. Мне нужно добиваться практики свободного чтения:
2. КолеченкоА.К. «Энциклопедия педагогических технологий». Материалы для специалистов образовательных учреждений.//Издательство СПб 2002г.
3. Конышева А.В. «Современные методы обучения английскому языку»// ТетраСистемз 1993г.
4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.- Москва, 2003.
5. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка»// Иностранные языки в школе-2000 №2,3.
6. Council of Europe, 2001b A common European Framework of Reference for Languages: Learning teaching Assessment, Cambridge: CUP. On line:http://culture. Coe. Int
7. Сахарова Т.Е.,Зимняя И.А. «Проектная методика обучения английскому языку»// Иностранные языки в школе. 1991г. №3.