Проблемы и перспективы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы и перспективы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье подробно описаны приёмы работы с детьми с ОВЗ.Описано, на что надо обратить внимание,какие есть интересные подходы в обучении английскому языку детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы и перспективы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.»
Проблемы и перспективы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Лукманова Альфия Зуфаровна, учитель английского языка, Уфимская школа — интернат №13 VI вида (Стерлитамакский центр дистанционного обучения детей — инвалидов на дому), lukmanova-33@yandex.ru, г. Стерлитамак
Проблема обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой. Решением проблемы обучения детей с ОВЗ становится развитие дистанционных технологий. Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ является основной и наиболее эффективной, это часто единственный шанс получить желаемое образование. Для данной категории детей первостепенно важным остается оказание им помощи в самореализации, успешной социализации и свободном пребывании в обществе. [1]
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно неоднородна, так как к ней относятся учащиеся с разными нарушениями: это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы и др. И приоритетным направлением в работе с такими детьми является индивидуализация процесса обучения. Учитель создает для ребенка с помощью Интернет - технологий (Skype) безбарьерную информационно-образовательную среду и помогает в ней ориентироваться.
Структура дистанционного урока существенно отличается от традиционного школьного урока. Основная задача учителя, во-первых, помочь выработать определенный алгоритм работы на уроке, в зависимости от изучаемого предмета. Во-вторых, неотъемлемой частью урока является смена видов деятельности, включение физкультурных минуток для снятия напряжения. На своих уроках в начальных классах я использую видео - физкультминутки со сказочными персонажами, которые предлагают делать зарядку вместе с ними . Детям очень нравятся такие физкульминутки, включающие и гимнастику для глаз. Большой популярностью пользуются у детей и обучающие мультфильмы на английском языке, они включают в себя изучение новых слов, диалогов, песен … . Мне приходится сталкиваться с такой проблемой как мотивация и поддержание интереса к английскому языку, ведь у многих детей плохая память, им трудно запомнить новые лексические единицы, составить диалог, понять текст на слух и т. д. Для поддержания интереса я использую кроссворды, ребусы, использую красочные словари с картинками по изучаемой теме. Кроме этого привлекаю детей в проектную деятельность. Она является своеобразным толчком творческой инициативы моих учеников. Продуктом совместной проектной деятельности может стать ,например, презентация. Дети очень любят рассказывать о своей семье и в презентациях можно увидеть фотографии семьи учеников, они также любят рассказывать о своих увлечениях и своих друзьях. И конечно надо проявлять предельную доброжелательность к каждому ребёнку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
Хотелось бы остановиться на работе с детьми, которым очень трудно писать. Для таких детей я составляю отдельные задания, в которых они пользуются методом подстановки букв, окончаний и слов в уже готовые предложения или предлагаю задания, где нужно совместить части предложений, дети успешно подбирают к рисункам заголовки или подходящие по смыслу лексические единицы и т.д. Метод подстановки слов способствует развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, а это развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки, появляется способность в анализу и логическому мышлению.
Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ.
Считаю, что наиболее эффективной формой работы с детьми с ОВЗ является дифференцированный подход к обучению, т. е. учебный процесс необходимо организовать на основе учета индивидуальных особенностей личности ребенка, на уровне его возможностей и способностей.
Индивидуализация обучения – это преимущество системы дистанционного обучения. Основная задача учителя – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Здесь мне хотелось бы остановиться на работе с текстами, которые я подбираю каждому ребёнку, в зависимости от их способностей. Своей главной задачей я считаю научить каждого ученика высказаться по теме на английском языке самостоятельно. А в этом мне помогает продуманная работа с текстами, ведь чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из текста. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления . Следовательно, учителю необходимо использовать в практике различные упражнения по работе с текстами. Необходимо разработать комплекс заданий к текстам для работы на уроках, которые помогут сделать процесс обучения чтению интересным, разнообразным и эффективным. Ученики получают задания:
1. Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2. Прочтите текст и выделите основные темы повествования.
3. Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
4. Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
5. Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нём.
6. Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
7. Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
8. Прочтите текст, с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.
9. Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.
10. Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
11. Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
12. Составьте список вопросов к тексту.
13. Подготовьте план пересказа текста.
14. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
15. Поясните главную мысль текста своими словами.
16. Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
17. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.
18. Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес. Объясните почему..
Данные виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, предлагаются задания, упомянутые выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к неподготовленной речи. Необходимо проводить работу с лексическими и грамматическими структурами, использованными в тексте. «Такие упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого текста, поскольку у учащихся тем самым обогащается словарный запас и подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме» [3].
Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в начальной школе тексты и задания несложные. Старшеклассники же уже готовы говорить по проблеме, а не только зачитывать и переводить отрывки. Им можно предложить выполнить творческое задание. Например, написать сочинение. Ну а самым подготовленным ученикам я предлагаю творческие задания:
1. Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло;
2. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;
Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет.
Таким образом, работа над текстами помогает не только осваивать программу, но и развивать детей. Кроме всестороннего развития учащихся, такие уроки приводят к возникновению желания обсудить прочитанное — возникает контакт, способствующий успешности обучения.
Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания.[2]
В данной статье я рассказала какими приёмами я пользуюсь при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Я уверена, что дистанционное обучение, осуществляемое через информационные компьютерные технологии, является новым способом передачи качественного образования и развития ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Эта технология решает принципиально важную задачу социализации детей-инвалидов, дает новые источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность, осуществляет психологическую поддержку и сопровождение педагога. Главная особенность дистанционного образования для детей-инвалидов – последовательность, цель которой - успешная адаптация ребенка с ограниченными возможностями к дальнейшей взрослой жизни. Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.
Литература
1. Водолагина О. Ю. Использование информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М, 2009.
Вербовенко Г. В.Индивидуализация обучения детей с ОВЗ английскому языку в системе ДО. – М., 2008.
Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. – М.: Рус. яз., 1991.