Проблемы организации раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях и языковых школах.
Проблемы организации раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях и языковых школах.
Все больше и больше открывается лицеев, гимназий, где иностранный язык занимает важное место в учебном процессе. Все больше и больше появляется общеобразовательных школ, в учебный план которых вводится иностранный язык с I класса. Создаются детские сады и частные школы, в программе которых предусмотрено обязательное изучение иностранного языка. Растет число родителей, желающих платить за обучение своих детей иностранному языку в группах, создаваемых в детских садах, при дворцах культуры, домах творчества, в лингвистических центрах и т. д. Все чаще и чаще в наших газетах появляются объявления желающих найти для своих детей домашнего учителя (репетитора, гувернера) со знанием иностранного языка. Все чаще и чаще можно прочитать или услышать о приглашении на учебу или работу за рубеж школьников и студентов, и при этом одним из основных условий является знание иностранного языка.
Вот почему так важна методика обучения английскому языку именно раннего этапа обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы организации раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях и языковых школах.»
Проблемы организации раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях и языковых школах.
Римма Дамировна Васильева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 26» г. Старый Оскол
Все больше и больше открывается лицеев, гимназий, где иностранный язык занимает важное место в учебном процессе. Все больше и больше появляется общеобразовательных школ, в учебный план которых вводится иностранный язык с I класса. Создаются детские сады и частные школы, в программе которых предусмотрено обязательное изучение иностранного языка. Растет число родителей, желающих платить за обучение своих детей иностранному языку в группах, создаваемых в детских садах, при дворцах культуры, домах творчества, в лингвистических центрах и т. д. Все чаще и чаще в наших газетах появляются объявления желающих найти для своих детей домашнего учителя (репетитора, гувернера) со знанием иностранного языка. Все чаще и чаще можно прочитать или услышать о приглашении на учебу или работу за рубеж школьников и студентов, и при этом одним из основных условий является знание иностранного языка.
Вот почему так важна методика обучения английскому языку именно раннего этапа обучения.
Далее мною рассматриваются характеристика и особенности раннего этапа обучения английскому языку:
Проблема сознательности во владении языком дошкольниками и младшими школьниками
Особенности процесса обучения английскому языку дошкольников и учеников младших классов языковых школ
Проблемы изучения английского языка с 1 класса средней школы
Формы организации взаимодействия между учителем и учащимися на основе личностно ориентированного подхода на раннем этапе обучения английскому языку
Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка. Ребенок чаще всего не видит реальной возможности воспользоваться своими знаниями. Устранить этот недостаток можно с помощью приемов проектной методики, которая строится на следующих принципах:
формулировка конкретной цели, направленная на достижение не «языкового», а практического результата;
получение каждым ребенком или группой детей конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;
самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости;
обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы.
Дети должны изучать английский язык не только как средство общения, но и как элемент приобщения их к английской культуре. Поэтому обучение дошкольников и младших школьников английскому языку с самых первых шагов строится как диалог культур: русской и английской. И самое главное, в процессе обучения английскому языку помнить: роль имитационного начала в процессе обучения чрезвычайно низка, дети овладевают материалом осознанно, а не на основе имитации, поэтому нужно организовать деятельность детей по овладению иностранным языком, чтобы они всегда видели смысл в том, что они делают.
Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, так как ему недостаточно, только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки, погладить его, построить что-либо и т.д. Все виды деятельности, типичные для младшего школьника должны быть по возможности включены в общую канву урока английского языка, и чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего, поэтому в процессе общения на занятиях по английскому языку можно и нужно включать в деятельность школьников такие элементы, которые характерны для развития способностей детей при освоении названных выше предметов. Таким образом, процесс интеграции дает возможность учителю:
приобщать детей средствами учебных предметов начальной школы к культуре другого народа и осознанию своей культуры;
расширять сферу применения английского языка за счет включения английской речи в другие виды деятельности (изобразительное искусство, трудовую, музыкальную и др.);
делать иноязычные знания, навыки и умения более прицельными, ориентированными на конкретные области применения;
развивать творческие способности детей.
При обучении иностранному языку осуществляется индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого положения в школе предусматривает:
Подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений;
Постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его опытом, желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой и т.п.;
Обучение умению работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом.
Немаловажным фактором в изучении иностранного языка маленькими детьми является игровой момент обучения, так как ребенок и есть ребенок и если обучать его по обычной программе даже начального этапа его это скоро утомит и ребенок потеряет интерес к изучаемому языку.
Ваши дети знают не более двадцати слов и уже пытаются говорить! Вот именно, пытаются говорить, и говорят, как умеют, как у них получается. Это и есть самое важное в обучении ребенка иностранному языку - развить у него потребность пользоваться иностранным языком, говорить на нем.
Я считаю, что начинать обучение ребенка нужно именно в дошкольном возрасте. Так как именно в этот период ребёнок находится в процессе овладения родной речью. Давно известно, что ребенок овладевает речью не механически, а проводит сложные "мыслительные операции" – анализирует, выводит правила, классифицирует и обобщает. Всё это бессознательно, конечно. И доказательством того служат так забавляющие нас "ошибки" и неправильности детской речи.
Механизмы овладения языком включаются с момента рождения ребенка и попадания его в языковую среду и действуют до полного овладения речью, которое заканчивается к 7-8 годам. Если в этот период ребёнок имеет контакт еще с одним языком - иностранным, то овладение им происходит аналогично овладению родным языком, то есть легко и естественно. Опыт показывает, что младшие дошкольники быстрее и легче овладевают фонетикой иностранного языка, чем старшие (5-6 летние). Также малышам быстрее удается "принять" иностранный язык как средство общения, тогда как детям постарше необходимо больше времени.
Литература.
Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками, М.,1986.
Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения). М. ,1993.
Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения, М.,1990..
Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе, М.,1990.
Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. М. 1994.
Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. М. ,1985.
Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. М.,1986. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.,1987.
Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
Зарандия М. И. К вопросу об умственных возможностях детей дошкольного возраста.— В кн.: Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969
Андриевская В. В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях.— В кн.: Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970.
Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. М., 1983.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.
Негневицкая Е. И.. Шахнорович А. М. Язык и дети. М., 1981.
Красильникова В. С., Организация внеурочного обучения английскому языку младших школьников в условиях продленного дня. – Л., 1985
Бим И.Л. «Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам» // Иностранные языки в школе. – 2008. - №4.
Китайгородская Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени // Иностранные языки в школе. – 2009. - №2.