Применение методики портфолио в преподавании английского языка
Применение методики портфолио в преподавании английского языка
Анализ зарубежного опыта и российской практики показывает, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) студента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение методики портфолио в преподавании английского языка»
ОГБПОУ «Томский коммунально-строительный техникум», г. Томск
Применение методики портфолио в преподавании
английского языка
Когтева Ирина Владимировна, преподаватель английского языка
В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенций, на занятиях используются различные инновационные технологии, среди них можно выделить методику портфолио, которая широко применятся в зарубежной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется: от начальной до высшей школы и на рынках труда. Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий, например, “электронный портфолио”, а так же формы, ориентированные на новые образовательные цели, - “паспорт компетенций и квалификаций”. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1 Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2 Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наяду с ними).
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студентов;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования студентов;
- создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.[1]
________________________
[1] Новикова Т.Г., к.п.н., заведующая кафедрой развития образовательных систем АПКиППРО, Пинская М.А., зам. Директора СШ № 1060 Москвы, Прутченков А.С., д.п.н., профессор кафедры развития образовательных систем АПКиППРО. Построение различных моделей портфолио // Методист, № 3, 2005, с 39-43.
Сегодня в мире растет понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания учебного зведения. Наиболее часто используемые, стандартизируемые тесты не могут оценить как “продвинутые навыки”, студентов, так и их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. Широкое применение тестов как арбитров многих школьных и вузовских решений является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образования на большинстве рабочих мест и в повседневной гражданской жизни. И, конечно, менее всего тесты ориентированы на выявление индивидуальных возможностей и склонностей студентов.
Анализ зарубежного опыта и российской практики показывает, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) студента.
Много лет действует программа “Европейский языковой портфель” (Портфолио), рекомендованный Советом Европы для использования в обучении иностранному языку. Это пакет документов, представляющих в систематизированном виде свидетельство квалификации, достижений, опыта в изучении иностранного языка и позволяющих определить и обосновать уровень владения языком. В настоящее время преподавателем Томского Государственного университета, кандидатом педагогических наук Кузнецовой Светланой Владиславовной разработан вариант языкового портфеля студента. Его основной принцип восходит к концепции европейского языкового портфеля как личного документа студента, позволяющего продемонстрировать и оценить уровень его языковой компетенции, стимулирующего самостоятельное изучение иностранного языка, помогающего адекватно отслеживать и оценивать собственные достижения и расширяющего представление о своих языков способностях.[2]
Условия развития современного общества стимулируют преподавателя иностранного языка не столько обеспечивать обучающихся знаниями и формировать компетенции, сколько оказывать такое воздействие на личность, в результате которого она преобразуется саморазвивающийся интеллектуально–познавательный организм.
В связи с этим в данном исследовании предлагаемый вариант языкового портеля студента рассматривается как средство организации самостоятельно-творческой работы его обладателя над развитием устной речи и изучением иностранного языка в целом и осуществлении обратной связи между преподавателем и студентом.
Условно можно выделить две основные функции портфолио; психолого-педагогическую и информационную. Первая заключается в том, что портфолио - инструмент самоконтроля и самооценки; документ фиксирующий достижения студента в области изучения иностранного языка. А вторая функция заключается в том, что портфолио содержит выполняемые в течении семестра монологические и диалогические высказывания и письменные работы. В этом смысле портфолио представляет своего рода портрет языковой личности студента: т.е. уровень владения иностранным языком.
Несколько лет я пользуюсь методикой ведения портфолио на уроках английского языка. Студенты нашего техникума с удовольствием приобрели блочные тетради (портфолио) с цветными блоками и помещают туда все свои достижения. Ребята знают, что по портфолио принимают в ВУЗы, на работу, а самое главное – эта методика сильно повышает мотивацию у студентов. Они много работают самостоятельно, формируют умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Воспитание положительного отношения к учебе, повышение интереса к изучению иностранного языка – основные задачи преподавателя.
Пользоваться портфолио очень удобно. В разноцветных блоках накапливается материал по различным языковым разделам: лексике, грамматике, фонетике, фразеологии и т.д. В любой момент можно убрать ненужные страницы блоков и вставить новые.
В заключение я хочу сказать, что в данной методике можно выделить этапы:
1 Ознакомительный ( где рассказывается студентам, что такое портфолио).
2 Этап накопительных достижений, т.е. идет накопление материала по блокам.
3 Подведение итогов. Ребята пишут как цели и задачи они ставили и чего достигли.
_____________________
[2] Кузнецова С.В., Аутентичные задания как средство обучения иноязычному общению в языковом вузе (английский язык, начальный этап обучения). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Томск, 2005, с 1-25.
План урока (с использованием методики портфолио)
Тема урока: ChristmasinBritain (Рождество в Британии)
Тип урока: совершенствование (или закрепление знаний и практических умений с элементами портфолио).
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать и закрепить тему Christmas in Britain и практические умения по данной теме. (Проверка лексического минимума, чтения, перевода, пересказа и ответов на вопросы; составление диалогов).
Развивающие: развивать у студентов умение анализировать конкретные ситуации, объяснять факты и события, сравнивать традиции и обычаи рождественских праздников.
Воспитательные: формировать интерес к предмету, знакомиться с традициями и обычаями страны изучаемого языка. Формировать положительное отношение к учебе, к самостоятельной работе.
Методы обучения: словесные (элементы объяснения, беседы), словесно-наглядные, словесно - наглядно практические (работы с портфолио, самостоятельная работа).
Оборудование: портфолио, раздаточный материал, британский журнал, разноуровневые карточки с вопросами, карточки с диалогами, тексты.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе в команде, эффективно общаться с коллегами руководством и потребителями.
Структура урока.
I Орг. Момент (приветствие, сообщение темы и плана урока, фонетическая зарядка).
II Закрепление полученных знаний и практических умений:
carol — веселая песня; гимн (обыкн. рождественский)
pie — пирог; амер. торт, сладкий пирог
turkey — индюк; индейка (тж. кул.)
cranberry sauce — соус из клюквы
pudding — пудинг, запеканка
household — хозяйство; двор, дом
to stir — мешать, помешивать, размешивать; взбалтывать
coin — монета, мелкая монета
Christmas comes but once a year — посл. Рождество приходит только раз в году
2 Работа с британским журналом (чтение и перевод). Запись новых слов в портфолио (в раздел “вокабуляр”)
1. Is Christmas a popular holiday in Great Britain?
2. How do people get prepared for this holiday?
3. How is the Christmas tree decorated?
4. Who was the first to use the Christmas tree?
5. When did the Christmas tree become popular in Great Britain?
6. Who was the first to place a star on the top of the Christ¬mas tree?
7. What do children usually do on the eve of Christmas in Great Britain?
8. Where did Santa Claus get his name from?
9. What is the carol?
10. What does a typical Christmas lunch include?
3 Ответынавопросы:
a) What kind of Day ix Boxing Day?
b) What can you say about holly and mistletoe?
c) What do you know about Christmas cards?
d) What do you know Christmas tree?
Ответы на вопросы записать в портфолио в раздел “разговорные формулы”
4 Работа по карточкам (записи в портфолио в раздел “поэзия”)
The dust of snow (Robert Frost) Advice to a child (Eleanor Farjeon)
The way crow Set you fir - tree
Shook down on me In a pot
A dust of snow Needles green
From a hemlock tree Is all it`s got
Has given my heart Shut the door
A change of mood And go away
And saved some part And go to sleep
Of a day I had rued Till Christmas day
5 составление диалогов (опираясь на ключевые предложения в карточках; работа в парах; индивидуальные задания). Используется лексика по данной теме. Записи в портфолио в разделе “разговорные формулы”
Discuss Christmas Dinner.
What are you going to cook for Christmas?
I am going to cook…
What do we need to buy?
…
Let`s making shopping list. Have we got any butter? …
Yes, we have …
You are going to organize a Christmas party. Discuss preparations using the words and expressions:
Hello! Let`s have a group Christmas party!
It`s a good idea …
When …?
Where …?
Discuss Christmas Presents.
Are you going to buy Christmas presents?
Yes, …
Whom are you going to give Christmas presents?
I am going to give Christmas presents …
What are you going to give them?
I am going to give sweets … and you?
Переводтекста Christmas in Great Britain
Christmas Day, December 25, is probably the most popular holiday in Great Britain. It is a family holiday. Traditionally all relatives and friends give each other presents. So, before Christmas all the department stores and shops are crowded, everybody is choosing a present.
In general, people get prepared for this holiday very carefully. They decorate their houses in the traditional way. Christmas trees are set up in houses, in the streets and churches. They are always decorated with fairy lights, angels and small toys. In addition, little packets with nuts, candies and special biscuits are hung on the tree. Presents are put around the tree and artificial «frost» is scattered over the branches.
The Germans are believed to be the first to use the Christmas tree in their celebrations and Martin Luther was the first to place a star on the top of the tree. This star represents the star appeared over the stable in which Christ was born.In Great Britain, the Christmas tree became popular while Queen Victoria ruled the country.Besides the Christmas tree, holly and mistletoe are used to decorate the house. Branches of holly are put up behind pictures and mistletoe is hung over doors, so the young people have a chance to kiss the girls under it, plucking each time a red berry from the mistletoe. It is said that the girl who was not kissed under it at Christmas would not get married that year.
On the eve of Christmas children hang their stockings, so that Santa Claus could put presents into them: oranges, sweets, nuts and if the child didn't behave properly Santa Claus can put there a piece of coal as punishment. Santa Claus got his name from a man known as St. Nicolas, who lived in the fourth century. He gave his wealth to the poor and often to children. After he died, the Dutch brought this legend to colonial America. Soon the Dutch name Sinter Klaus became Santa Claus. Carol singing is an essential part of Christmas. No church or school is without its carol service. Carols may be traditional or with some variations that express different feelings. Carols were used for the first time during Christmas in the fifteenth century. Usually children come around in the evening to the front doors and start singing carols and people who live in these houses give children candies, nuts, pies and so on, to thank them for carol singing. A typical Christmas lunch includes turkey with cranberry sauce and pudding. Every young woman in each household helps to stir the Christmas pudding, if she wishes to be married that year. Usually a coin or two are hidden inside the pudding and part of the fun is to see who finds it. After the lunch they go to the sitting room to listen to the Christmas speech of the Queen, shown on TV. So, Christmas is a merry family holiday for all the people of Great Britain. Christmas comes but once a year.…
III Домашнее задание. Написать поздравительную рождественскую открытку своему другу.
IV Итог урока (подвести итог урока, выставить оценки)
Предложить студентам написать свои впечатления об уроке.
Рефлексия. I give you these papers to express your opinion about this lesson. You may do it in English, or in Russian, or just draw a picture, as you like.
Попросить студента зачитать вслух. Затем собрать все листы в папку. Now we have a file of your opinions of the lesson
В заключении хочу сказать, что считаю целесообразным использовать портфолио в своей работе и предлагаю другим преподавателям использовать данную методику.