Применение идей семи модулей: развитие лидерских качеств учащихся на уроках английского языка.
Применение идей семи модулей: развитие лидерских качеств учащихся на уроках английского языка.
Современное общество нуждается в разумных лидерах, при этом успешность личности прямо пропорциональна уровню развитию лидерских качеств. В этой ситуации многие исследователи считают, что образовательная система должна дать подросткам основы коммуникации и навыки выхода из проблемных ситуаций. Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение идей семи модулей: развитие лидерских качеств учащихся на уроках английского языка.»
Рудская Лилия Николаевна
Учитель английского языка
Школа гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева
г.Степногорск
Акмолинская область
Применение идей семи модулей: развитие лидерских качеств учащихся на уроках английского языка.
Одним из 7 модулей является развитие лидерских качеств учащихся. Этот модуль меня заинтересовал так как данной проблеме уделяется слишком мало внимания, хотя в настоящее время наличие лидерских качеств- залог успешности личности.
Давайте определимся с ключевыми понятиями.
Н.С. Жеребова рассматривает лидера как члена группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. По определению Б. Д. Парыгина лидером является такой член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
Менчинская М.А. считает лидерство один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия.
Наиболее точным можно считать определение, которое было сформулировано А.С.Чернышовым. Он считает, что лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.
Одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной).Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т. е. проявить себя как лидер.
Так как качеств, которыми должен обладать лидер достаточно много, например, список К.Бэрда, составленный им в 1940 г., включал 79 "лидерских" черт было проведено анкетирование. По результатам этого анкетирования мы выделили следующие лидерские качества, которые затем целенаправленно развивались у учащихся:
коммуникативные способности;
организаторские способности;
волевые качества;
мотивация достижений.
Коммуникативные способности - заключаются в умении слушать собеседника, формулировать свою точку зрения, находить компромиссное решение, приводить необходимые аргументы, отстаивать свою точку зрения.
Организаторские способности включают в себя понимание психологических особенностей и состояния других людей, способность распределять задания в зависимости от особенностей людей, выбирать необходимую форму общения, способность заражать людей своей энергией, а также взыскательность и критичность.
Волевые качества - это власть над собой, своими поступками, чувствами, способность человека достигать цели, решая внутренние и внешние проблемы.
Мотивация достижений - это стремление индивида прилагать усилия и добиваться лучших результатов в области, которую он для себя считает важной.
На своих уроках я формировала и развивала лидерские качества с помощью нетрадиционных, творческих, инновационных методов обучения, а также привлечении учащихся к участию в различных олимпиадных, конкурсных мероприятиях и фестивалях. При составлении, например, презентаций, различных проектов, желание сделать свою работу более интересной, оригинальной побуждает учащихся быть лучше, креативнее успешнее, а значит способствует развитию лидерских качеств. Также этому способствуют: тренинги, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы, коммуникативные упражнения, создание соревновательной обстановки, соревнования и конкурсы, формулирование с учащимися цели урока и рефлексия в конце урока, использование групповой работы для формирования навыков целеполагания , упорства и настойчивости и чувства ответственности при достижении цели, а также вовлечение учащихся в организацию и проведение различных этапов урока, например, проведение речевой зарядки. При организации групповой работы на уроке можно поручить более сильным учащимся объяснить новый материал в группе. Это предполагает подготовку учащихся-лидеров, которые выполняют роль ассистента учителя, объясняя новую тему. Естественно, необходима предварительная работа- т.е. данный материал разбирается с этими учащимися, затем, убедившись в том, что они материал хорошо поняли , им поручается объяснить его в группе. Понимание проверяется с помощью заданий.
Привлечение учащихся к участию в различных олимпиадных, конкурсных мероприятиях и фестивалях также способствуют развитию лидерских качеств, но здесь бывают сложности в сравнении с первым аспектом. Нестандартные методы обучения дают ученику возможность увидеть примерную модель и получить результат в достаточно короткие учебные сроки. Итоговый продукт, презентуется, оценивается, как правило, на положительную оценку и цель считается достигнутой. Главное —понять алгоритм выполнения задания и необходимые для его реализации умения и навыки и соблюсти все критерии.. Но, когда мы привлекаем подростков к участию в научно-практических конференциях ,олимпиадных и конкурсных мероприятиях, подготовительный этап может занять до нескольких месяцев, работа оценивается членами независимого жюри, и итоговый результат не всегда бывает удовлетворительным. Поэтому учащиеся более активно принимают участие в первом виде деятельности ведь он проходит в привычных условиях и исключает учебный стресс.
То, что формирование лидерских качеств возможно посредством изучения английского языка и выполнения ряда проблемных заданий, было подтверждено результатами повторного анкетирования:
Коммуникативные умения: наблюдается положительная динамика: высший уровень - рост 9%,высокий уровень-рост 17%,средний уровень-снижение 26%.
Организаторские способности: результаты тестирования показали изменение уровня проявления организаторских склонностей: высокий - снижение 17%, но…высший уровень-рост 17%, средний - снижение 9%, низкий - снижение 8%.
Волевые качества: результаты тестирования дали следующие результаты: большая воля - рост 42%, средняя воля – снижение - 25%, слабая воля - снижение 15%.
Мотивация достижений: Рост потребности в достижении - 50%.
Эти показатели говорят о результативности реализации комплекса мероприятий, свидетельствуют о позитивных динамических характеристиках уровней сформированности лидерских качеств школьников, устойчивой тенденции к лидерскому росту.
Литература:
Жеребова, Н.С. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, собрание научных трудов / Н. С. Жеребова - М.:Просвещение, 1987. 384 с.
Менчинская, М.А. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека / М.А.Менчинская. - М.:Просвещение, 1978. 194 с.
Борытко, Н. М. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М.: AcademiA, 2007. - 492 с.
«Мотивация успеха –
необходимое условие овладения иностранным языком»
Как отмечает А.К.Маркова, мотивация складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон. Важнейшими из них она считает «общественные идеалы», смысл учения для школьника, его цели, желания, эмоции, интересы.
При формировании мотивации учитель ориентируется на перспективы, резервы развития с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. При этом используются два основных пути: «сверху вниз», который состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения, и путь «снизу вверх», состоящий в том, что ученик включается учителем в деятельность, стимулирующую его активность, самостоятельность и способность к творчеству. Оба эти пути имеют большое значение в сложном процессе формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Большинство учащихся относят иностранный язык к трудным предметам. Известный британский методист, автор УМК, Норман Уитни считая, что «мotivation, extracurricular activities, learning a foreign language, goodwill, a comfortable learning environment.»(Мотивация – это ключ к успешному обучении)
выделяет следующие условия ее повышения:
- за счет отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация);
- благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в общении с учителем или сверстниками (коммуникативная мотивация);
- благодаря чувству удовлетворения, которое испытывает обучающиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя
( мотивация успеха)
При отборе материала следует учитывать, что слишком трудные, как и слишком лёгкие задания не способствуют повышению мотивации. Материал должен заставлять ученика думать. Желательно, вовлекая ученика в диалог, начинать с лёгких вопросов. Так, например, если спросить у ученика почему ему нравится или не нравится джаз, он может растеряться. Для «разогревания» можно начать с таких вопросов: нравится ли ему музыка, какие виды и исполнители ему нравятся, постепенно вовлекая ученика в обсуждение, задавать всё более сложные вопросы.
Другие учёные выделяют следующие основные мотивы учения:1) непосредственно побуждающие 2) перспективно побуждающие 3)моральные мотивы 4)мотивы общения. Все эти мотивы необходимо развивать, помня при этом, что самым ценным для учёбы является интеллектуальный мотив, в основе которого лежит потребность познавать мир, где важным является не только результат , но сам процесс познания. Развитие познавательного интереса является одной из главных задач учителя, формирующего радость познания.
Приём «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.
Данный приём был мною применён при завершении работы с текстом. Как альтернативный вариант ученикам было предложено вместо скучного пересказа подготовить в микрогруппах презентацию, взяв за основу текст из учебника и, дополнить, по желанию, материалом из других источников. На следующий урок 3 микрогруппы защитили презентацию, остальные ученики попросили разрешить им ответить на следующий урок. Они поняли, как можно и нужно работать, ответы товарищей разбудили в них здоровый дух соревнования и открыли перспективы работы.
Приём «Волшебный стул. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.Дети называют качества («умный», «добрый»…) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», и т.д.…), иногда выделяют характерологические черты («веселый», «общительный»…), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил…», ). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»…).
« «Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ученик. Педагог должен жестко фиксировать тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».
«Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности.
Данный приём рекомендуётся применять регулярно. У учеников с низкой самооценкой, благодаря тому, что они, сидя на «стуле» и слушают хорошие слова в свой адрес, заметно повышается уровень самооценки и улучшаются отношения в коллективе. Для сильных учеников, если присутствует здоровая критика, данный приём может иметь эффект «холодного душа», помочь более реально взглянуть на вещи, «спуститься с небес на землю».
Система oценивания и региcтрация дoстижeний учащиxся является главной составляющей учeбного процесса. Отметка- это условно- формальное обозначение оценки знаний и поведения учащегося, выраженного с помощью букв или цифр. Оценка- мнение об уровне, ценности, значении приобретённых знаний, умений и навыков индивида. С помощью оценки решаются такие задачи:1) пoдвeдeниe итогов работы 2) формулировка цели 3) сравнение (с эталоном). Мотивация бывает положительной и отрицательной. В качестве положительной мотивации выступает похвала, в качестве отрицательной-порицание. Оценка может выступать в качестве как положительной,так и отрицательной мотивации.
Для достижения качественных результатов учебной деятельности и повышения мотивации учащихся мы применяем различные виды оценивания: диагностическое, суммативное и формативное. При этом за точку отсчёта необходимо брать обязательный минимум. В качестве формативного оценивания выступают не только отметки. Похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания. Суммативное или констатирующее оценивание проводится по завершению раздела учебной программы, итоговое оценивание за четверть или за год. Целью формативного оценивания является определение уровня знаний в процессе повседневной работы и осуществляется в различных формах.
Данное оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать работу, устранить «пробелы» в знаниях до выставления суммативной или констатирующей оценки. Суммативное или констатирующее оценивание позволяет определить уровень сформированности учебных навыков и знаний по завершении изучения раздела учебной программы и проводится по результатам выполненных констатирующих работ таких как тесты, срезы, контрольные работы и т.д.
Для сохранения познавательного интереса и повышения мотивации мы на уроках используем само-взаимооценивание.Самооценивание- это оценивания, проводимое самим учеником. Целью самооценивания является измерить свой собственный успех. Оценивая свои достижения ученики анализируют свои достижения. Эталоном выступает критерий или образец. Выполнив работу, ученик сравнивает её с правильным ответом и оценивает себя в соответствии с критерием. В ходе такой работы ученики учатся объективно оценивать свои знания. Взаимооценивание- оценка, данная одноклассниками. В процессе взаимооценивания ученики закрепляют изученный материал, оценивают сильные и слабые стороны работ одноклассников и учатся анализировать свой прогресс. Для оценки ответов друг друга мы применяли стратегию «Светофор». Для этого использовались сигнальные карточки, при этом, понимание материала и правильный ответ- карточка зелёного цвета, есть замечания- жёлтый, ответ неправильный- красный. При оценивании ответов в парной работе подростки учатся совместно работать, сравнивать ответ товарища с ответами класса и корректировать свой ответ, что способствует лучшему усвоению и закреплению материала. Оценивание работы группы отличается от оценивания парной работы и самооценивания т. к. при этом происходит оценивание работы всей группы и каждого участника, в зависимости от задания. При оценивании групповых работ нами использовалось «голосование стикерами « и «две звезды». При оценивании ответа с помощью стратегии «две звезды» ученики называют два момента, которые им больше всего понравились или запомнились. В педагогической практике используются различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания.Например: кластеры, таблицы «Знаю – Интересуюсь – Умею», «Плюс-минус-интересно», диаграммы, карты и многое другое.Такие виды работы учат учащихся сотрудничать в группе, определять важность совместной работы, позволяют развивать критическое мышление, навыки саморегуляции. При оценивании работы группы нами успешно применялись критерии.
Оценивание по критериям заслуживает особого внимания. Любое оценивание работ учащихся предполагает использование тщательно разработанных критериев. Когда ученики знают критерии, на которые им необходимо ориентироваться и которым должна соответствовать их работа, они понимают, что от них ожидается, к какому результату необходимо стремиться . Они ставят цель и разрабатывают стратегии, как этого можно достичь- таким образом происходит повышение мотивации учащихся, развиваются такие качества как прогнозирование, целеполагание, целеустремлённость и настойчивость. Критерии могут разрабатываться как самим учителем, так и учениками или совместно учителем и учениками. Практика показала, что работа проходит более эффективно, если критерии разрабатываются самими учениками так как при этом они ориентируются на свои возможности. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
Нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важнейших задач, стоящих перед нами. При ее решении мы учитываем и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать в активного и творческого участника процесса. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». Какие бы современные технологии обучения мы ни применяли, какую бы наглядность ни использовали на уроках, как бы ни стремились создать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком. Подчеркивая единство языка и культуры, Е.И.Пассов утверждает, что усвоить культуру – значит «знать – уметь – творить – хотеть», при этом последний элемент он считает главным, так как именно он определяет мотивационный и нравственный аспект человека как индивидуальности.
Литература:
1.МарковаА.К. Формирование мотивацииучения в школьном возрасте: Пособие для учителя. . –– М.: Просвещение, 1983.
2.Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин - М.:"Просвещение", 1985.-169 с.
3.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова - М., 2003. - 98 с.