«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в среднем звене »
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в среднем звене »
Данная работа посвящена исследованию здоровьесберегающих технологий, используемых в организации и содержании процесса обучения и позволяющих добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей. Необходимость работы по обеспечению учащихся в условиях образования возможности сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые УУД не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни обусловлена тревожными изменениями в современной действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в среднем звене »»
Содержание
Раздел №1: Информационно-справочные сведения…………………………… 2
Раздел №2: Технологические сведения об опыте……………..…….………… 3
Раздел №3: Сведения о перспективах использования
в массовой практике…………………………………………………………… 14
Список использованной литературы………………………………………….. 16
Приложение №1………………………………………………………………...
Приложение №2………………………………………………………………...
Приложение №3………………………………………………………………...
Приложение №4………………………………………………………………...
Приложение №5………………………………………………………………...
Приложение №6………………………………………………………………...
Приложение №7………………………………………………………………...
Приложение № 8………………………………………………………………...
Приложение № 9………………………………………………………………...
Раздел №1: Информационно-справочные сведения.
1. «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в среднем звене »
2. Муниципальное общеобразовательное учреждение
3. Данная работа посвящена исследованию здоровьесберегающих технологий, используемых в организации и содержании процесса обучения и позволяющих добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей. Необходимость работы по обеспечению учащихся в условиях образования возможности сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые УУД не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни обусловлена тревожными изменениями в современной действительности.
4. Данный опыт мы применяем в условиях среднего общеобразовательного учреждения на протяжении 4 лет.
Раздел №2: Технологические сведения об опыте
1.Актуальность проблемы здоровьесбережения в системе образования.
Здоровье - самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Исследования физиологов (М.В. Антропова, Л.И. Кузнецова) показали наличие противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья.
В работе школы необходимо констатировать наличие следующей ведущей проблемы: противоречия между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей.
Существует противоречие между большим количеством теоретических разработок по проблеме и внедрением их в практику обучения иностранному языку, что и определило проблему работы: как рационально использовать здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка?
Низкий уровень здоровья учащихся является одной из основных причин возникновения трудностей в образовательном процессе, в слабом усвоении учебного материала, что резко сказывается на качестве образования в целом. Слабое здоровье детей и подростков нередко является причиной социальной дезадаптации, активизации личностного потенциала.
Сегодня, как никогда, педагогу необходимы комплексные знания об особенностях развития современного ученика, о его здоровье, методах и технологиях здоровьесбережения и здоровьеформирования, поддержки и восстановления оптимальной работоспособности в образовательном процессе, а ученику- элементарные знанания о себе, своём организме. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку в школе, это связано со спецификой урока иностранного языка. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
Данная работа посвящена проблеме внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.
2.Цель: обеспечить высокую работоспособность учащихся на уроках английского языка, создавая здоровьесберегающую среду.
3.Из данной темы цели вытекают следующие задачи:
- определить роль здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку
- формировать у учащихся «психологию» здоровья, мотивацию к учёбе, правильный образ жизни;
- рассмотреть виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка с позиции здоровьесбережения;
Предмет исследования:
- содержательный компонент здоровьесберегающих технологий, а именно средства и приёмы реализации в обучении иностранному языку.
Объект исследования:
- организация процесса обучения иностранного языка в школе на основе здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Преподавая английский язык, нас более всего интересуют, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка. Считаем, что применение здоровьесберегающих технологий на этих уроках имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил всего урока. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Главная задача учителя - соотносить учебную нагрузку на уроках английского языка с возрастными и индивидуальными особенностями детей, тем самым обеспечивая максимально благоприятную и комфортную обстановку, способствующую укреплению здоровья и созданию у детей положительного эмоционального настроения на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.
4. Под методами образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
На уроке мы используем следующие методы:
1.Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
2.Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе
на стыке наук).
3.Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
4.Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего
психологического состояния).
5.Коллективной мыслительной деятельности.
5.Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока.
Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления
Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами:
во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным,
во-вторых, за счет личностных качеств учителя,
в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
• 5-25 минута – 80%
• 25-35 минута - 60-40%
• 35-40 минута – 10%
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
• начало учебного года и недели;
• возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
• сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
• окончание четверти, учебного года, недели.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы .Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.
1. При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;
2. При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.
При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, маски, костюмы.
Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Физкультминутки - этонесложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. (см.приложение № 1 )
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.
На уроках английского языка мы часто поем. Песня является одним из эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни на уроках – это огромный стимул для детей. Ни один ребенок не остается равнодушным к веселой, задорной песенке! Песни подбираем задорные, веселые, шуточные. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности на уроке.
Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность, снижающая утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня способствует формированию фонетических, лексических и грамматических навыков.
Песня активизирует функцию голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету. (см.приложение № 2 )
Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка. (см.приложение № 3 )
Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык. Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры. (см.приложение № 4 )
Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи. (см.приложение № 5 )
Для релаксации эффективно использовать приемы медитации . (см.приложение № 6 ). Мы используем для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.
В средних и старших классах аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.
Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. Для оценки психоэмоционального состояния детей мы с успехом применяем тест швейцарского психолога Макса Люшера (см.приложение № 7 ).
Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
А одним из основных направлений образования должно быть – формирование у обучающихся здорового образа жизни.
Здоровый учитель - важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
после 15-ти лет стажа – 40 %;
после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний(язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
использование авторитарного стиля руководства.
Наша учебное заведение поставило перед собой цель - помочь нашим педагогам улучшить психоэмоциональное и физическое состояние здоровья.( см. приложение № 8 ) Для этого в школе проводятся занятия фитнесом .
Раздел №3: Сведения о перспективах использования в массовой практике.
1.Данную технологию мы применяем в условиях среднего общеобразовательного учреждения на протяжении 4 лет.
2. Степень разработанности проблемы исследования в педагогической науке и практике.
В психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание теоретико-методологическим основам сохранения, укрепления и развития здоровья (Н.М.Амосов, Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехман, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын), педагогическим аспектам обеспечения здоровья человека в системе образования (Н.А.Голиков, Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, Е.В.Ткаченко), психологическим основам здоровья и здоровьесбережения (Б.С.Братусь, Е.Р.Калитеевская, А.Маслоу, Г.С.Никифоров, Г.Олпорт, К.Роджерс, К.Г.Юнг). Разработана педагогическая концепция здоровья (Г.Н.Сериков). В кандидатских диссертациях рассмотрены проблемы разработки и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий (Т.М.Резер, Л.М.Сураева, Т.И.Шкарина), создания педагогических условий реализации здоровьесберегающей деятельности в учебных учреждениях (СМ. Десятое, С.Н.Лопарева, О.В.Морозов, С.Г.Палий, Н.В.Третьякова), проектирования модели образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса (Н.В.Никитин), формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (С.Н.Белова, Л .Н. Овчинникова).
Вопросы здоровья и здоровьесбережения в образовательном пространстве имеют непосредственное отношение к оценке эффективности образования студентов вуза. Проблема качества и эффективности образования рассматривались в работах В.И.Андреева, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, Н.А.Селезневой, А.И.Субетто, М.М.Поташника, В.А.Федорова, С.Е.Шишова.
Основываясь на идеях данных специалистов, мы сделали вывод, что необходимо так организовать учебный процесс, чтобы каждый учитель на каждом уроке не только способствовал сохранению здоровья учащихся, но и формировал это здоровье.
3.Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Особенно это становится актуальным в условиях новой парадигмы образования и внедрения ФГОС нового поколения, когда на первый план выходят личностно-ориентированные технологии образовательного процесса и задачей современного учителя становится создание модели экологически комфортной образовательной среды.
Опыт данной работы может быть использован педагогами в рамках реализации ФГОС НОО для повышения работоспособности учащихся на уроках английского языка и формирования здоровьесберегающих у обучающихся .
4. Список литературы.
1.Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой передигмы образования:на пути реализации требований ФГОС. Москва, 2012.
2.Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах. Под редакцией М.Б. Лукашевич, А.И. Рожкова. Москва, 2014.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения).
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения).
5.Айзман Р.И., Айзман Н.И.и др. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей.-М.: ОАО «Компания АСЕШ», 2006.
6.Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие.-М.: АСТ, 2004.
7.Баранов А.А., Кучма В.Р.и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.