kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена описанию сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского  языка метода при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную языковую  деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка»

Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка

Кабасова К.А. магистр иностранных языков, преподаватель


Западно-Казахстанский государственный университет им.М.Утемисова


Статья посвящена описанию сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка метода при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную языковую деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Ключевые слова: сознание, коммуникативный метод, языковая деятельность, языковые упражнения, обучение иностранному языку.



«Я слышу — я забываю,

я вижу - я запоминаю,

я делаю - понимаю»

(Китайская пословица)


Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Нас, преподавателей волнует вопрос о новой методической концепции, т.е. новых методов и форм планирования и проведения учебных занятий. Методическая концепция будет мертва без основной идеи. Полагаю, такой идеей является сотрудничество преподавателя и учащихся, направленное на развитие у учащихся умений самостоятельно учиться. Сотрудничество как стержень методической концепции, на мой взгляд, проявляется особенно полно и последовательно в сознательно-коммуникативном методе, сущность которого я попытаюсь раскрыть.

Применение сознательно-коммуникативного метода в обучении иностранного языка

Сознательно-коммуникативный метод - это базисное развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку, основанном на сотрудничестве преподавателя и учащегося.

При этом главная задача преподавателя – обеспечить максимальную мыслительную активность каждого учащегося на всех этапах урока, в том числе и на этапе ознакомления.

Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество преподавателя и учащегося заключается, прежде всего, в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если при обучении искать пути установления логических ассоциаций, то есть группировать и сопоставлять слова по самым различным логическим признакам.

Таким образом, чтобы показать учащемуся важность языковых упражнений, урок должен быть запланирован так, чтобы каждая языковая единица была представлена функционально, т.е. как определенный коммуникативный блок.

Коммуникативную ситуацию можно создать и на уровне слова: ведь люди часто выражают свои мысли путем перечисления:

Так, например:

1. Какие свойства человека вы бы перечислили бы, чтобы показать, что он вам не нравится, не смотря на его достоинства, или, напротив что вы склонны простить ему его недостатки за его положительные качества:

Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish, helpful, cheerful, kind, stupid, и т.п. (например: Brave and intelligent, but selfish and stupid or stupid and talkative, but kind and helpful).

2. Скажите, какие чувства вы испытываете часто (редко), а каких не испытываете никогда. Используйте структуры:

I am seldom .,., I am never ... I am often ... (список слов прилагается: happy, angry, ... и т.п.).

3. Скажите могут ли логично сочетаться следующие группы характеристик для описания одного человека или предмета:

  • справедливый, умный, ленивый;

  • энергичный, добрый, эгоистичный (эгоист не может быть добрым);

  • хрупкий, твердый, деревянный.

4. Прочитайте следующие наборы характеристик и назовите те, которые необходимы для понимания выделенного слова.

ШАХМАТЫ: игра:

а) для двоих игроков;

б) трудная игра;

в) интересная;

г) на доске 64 квадратами;

д) с 16 шахматами для каждого игрока.


РЕСПЕКТАБЕЛЬННЫЙ:

а) хорошо одетый;

б) с хорошим характером;

в) с хорошим социальным положением;

г) интеллектуальным.

Подобная тренировка не развивает автоматизма у учащегося, а она позволяет ему осознать ценность правильного понимания слов для решения речевых задач.

Далее предлагаю рассмотреть на примере одного занятия, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике.

Цель занятия: совершенствование навыка употребления простого будущего времени в утвердительных и отрицательных предложениях.

Дополнительная цель - развитие умений располагать признаки объекта в определенной иерархии, соотносить причину и следствие, делать вывод.

Формулировка цели для учащихся:

«Интересно, на что будет похоже наше будущее. О некоторых вещах трудно догадаться, другие вещи легко предвидеть. Сегодня вы научитесь выражать свои мысли о будущем и покажете, как одно событие может привести к другому».

Задания для учащихся:

1. Listen to some ideas expressed by futurologists. Raise your red cards if the idea seems optimistic and your blue cards if the idea is pessimistic.

We shall all live in skyscrapers. There won't be any cars the streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan't have to walk much. There will be too many people in the cities. We shall be able to control the weather. People will learn to synthesize food. No one will die from hunger. There won't be any ethnic conflicts. People will colonize the Moon and some other planets. We shall run short of natural fuel. There will be new sources of energy. We shall cut down all our forests. Many people will have to live in space for years. There will be planets and factories on other planets. People will live much longer. Many dangerous diseases will disappear. Computers will teach children and solve many problems for us. Etc.

2. Read, look up and say.

It is natural to be interested in the future.

We may have to face a lot of important problems.

It's hard to say whether thing will improve or change for the worse.

I think everything will be all right in the long run.

3. Now look through the list of the ideas you have just heard (see Task 1) and join some of them using and, but, besides or because. E.g.:

People will live much longer because many dangerous will disappear and, besides, no one will die from hunger.

4. Enumerate the real dangers that people will have to face in the centuries to come (and above all, in the 21st century). Begin with the most obvious ones, -that is, with those everybody knows about. If you are not sure that things will happen this way, use «may» instead of «will» or «shall». E.g.:


The worst danger is that there will be too many people in the cities. Besides, we may have to cut down all our forests. And, to make things still worse...

5. Read the given text. It is not complete. But you are given several versions of the final sentence. Choose one of them and supply the missing sentences to express your own viewpoint. The phrases in brackets may help you do it. You can also use the material from Tasks 1-4.

People talk much of ecological problems. They say it will soon be difficult to breathe without a gas mask on. Many people are afraid that soon there will be no more fish in the rivers. Scientists warn us about the greenhouse effect. It means that the temperature will keep rising and the polar ice will start melting... (to close down plants and factories, changes in nature, slow/quick, to gain another continent - the Antarctic, to process industrial waste ... etc.)

a)... It will be impossible to live on the Earth.

... We have enough knowledge to foresee the future.

... Industrial progress is more important than ecological balance.

6. It is difficult to foresee the future. We can only suppose that something may happen. So try to give several hypotheses about the things that will or may happen if:

... dangerous diseases disappear;

... the polar ice melts;

... we run short of natural fuel;

... we leave all our problems to computers.

E.g. If dangerous diseases disappear, people will live much longer.

Then there will be too many people on the Earth and there won't be enough food. Or perhaps new dangerous disease will appear.

7. General discussion:

Do you think the people of tomorrow will be happier than we are? Will they pity us or will they envy us? Why do you think so?

What advice can you give to future generations?

-«We do not own the Earth: we have borrowed the planet from the future generations». What does this statement mean? Explain.

Таким образом, коммуникативные опоры одновременно и упрочивают навыки, и ненавязчиво подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что, не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося и что каждый из них свободен на столько, на сколько это нужно ему и совместимо с его языковой компетенцией.

Следовательно, сознательно-коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций со стороны преподавателя, но и их актуальное осознание, а также позволяет учащемуся выразить себя как личность.

Итак, результатом применения сознательно-коммуникативного метода является достижение следующих целей:

1) достижение максимальной мыслительной активности учащегося на всех этапах урока;

2) овладение учащимся иностранным языком в той степени, в какой это ему необходимо;

3) «научиться учиться», чтобы в дальнейшем учащийся не потерял приобретенных навыков и умений, по изучаемому иностранному языку, и постоянно их совершенствовал.









Литература.


1. Республиканский методико-педагогический журнал Иностранный язык в школе №5 сентябрь/октябрь 2008 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение сознательно-коммуникативного метода на занятиях английского языка

Автор: Кабасова Канзия Айтпаевна

Дата: 14.06.2021

Номер свидетельства: 583390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства