Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических. При этом, как показали специальные исследования, успешность формирования в начальной школе, например, лексических навыков может существенно различаться в зависимости от используемых технологий обучения. Так, использование компьютерных программ специально разработанных для учащихся младшего школьного возраста, способно увеличить эффективность процесса овладения лексикой почти вдвое. Остановимся на этом подробнее.
Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов: 1) ознакомление, включающее введение и объяснение, 2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление) и 3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность (1). Естественно, что наибольшей эффективности можно добиться в том случае, если использовать возможности компьютера на всех перечисленных этапах обучения лексике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.»
Новые технологии в обучении английскому языку в начальной школе.
Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий по английскому языку во 2-м классе "В гости к королеве Великобритании"
Технологии:
была использована интерактивная доска;
была использована заранее созданная презентация (MS Power Point);
были использованы Интернет ресурсы,
был использован CD “Несерьезные уроки” – английский язык для детей 6-11 лет (шаг 3), «Новый диск», 2007 г.
был использован CD «English», авт. И.Н.Верещагина и Т.А.Притыкина, «Просвещение», 2007г.
Цели и задачи:
Проверить знание учащимися транскрипционных знаков, звуков и букв.
Проконтролировать умения школьников понимать на слух небольшой текст, состоящий из лексики по теме «Моя семья».
Проконтролировать усвоение учащимися лексики по теме цвета и животные.
Ход урока
Начало урока: приветствие, речевая разминка, сообщение цели урока.
Teacher:
Good-morning, children! I am glad to see you!
Pupils: Good-morning,
Good-morning,
Good-morning to you.
Good-morning,
Good-morning,
I am glad to see you!
Речевая разминка: sit down those, who will answer my question (садиться тот, кто отвечает на вопрос).
- What is your name?
- Are you Sveta?
- Who are you?
- Are you seven?
- How old are you?
- What is your name?
- Have you a sister?
- Have you a brother?
- What can you do?
- Can you run?
- Where do you live?
- Are you Natasha?
- Are you nine?
- How old are you?
- What is your name?
- What can you do?
- Where do you live?
Учитель: Guys! Today the guests from Great Britain have arrived at our place. Let’s meet them. What is your name? How old are you? Speak one by one.
Учащиеся по очередно называют называют свое имя, возраст.
Учитель: Let us sing the famous song: “What is your name?”
Учащиеся поют песню.
Презентация. Слайд № 1.
Учитель: Open your copy-books and put down today’s date and the topic of our lesson (учащиеся открывают тетради и пишут дату, тему).
Учитель: А сейчас гости из Великобритании приглашают нас к себе во дворец английской королевы Елизаветы 2. Но путь у нас будет длинный и долгий. Нам придется преодолеть много препятствий. Сначала нам нужно переплыть пролив Ла-Манш. Мы это сделаем на личных маленьких лодочках. Каждая лодочка имеет свое название. Я буду показывать эти лодочки, а вы должны сказать их названия. Тот, кто назовет правильно, переберется на тот берег и попадет на прием к королеве.
Презентация. Слайд № 2, 3, 4.
[ h ], [ m ], [ n ], [ s ], [ z ], [ p ], [ k ], [ g ], [ v ], [ d ], [ f ], [ r ], [ t ], [ b ], [ l ], ,
Учитель: Ну вот, мы добрались до Англии. Но на пути у нас густой лес, в котором живет Злая Фея и много диких зверей. Сейчас они спят. Давайте пройдем тихо, чтобы не разбудить их. Поэтому молча подчеркните с помощью волшебной палочки на интерактивной доске только глухие звуки (Учащиеся выходят по одному и подчеркивают глухие согласные).
Презентация. Слайд № 5.
[ h ], [ s ], [ p ], [ k ], [ f ], [ t ],
Учитель: А теперь посмотрите на экран, правильно ли мы подчеркнули.
Учитель:
Good of you! Мы сумели тихо пройти через лес. Но это что? Перед нами сплетение дорог в этом огромном городе Лондоне – столице Великобритании. Как же нам найти королевский дворец? Нам поможет английский полицейский. Но прежде он хочет проверить наши знания английских букв и цифр, так как без них мы не сможем прочитать названия улиц и дворцов. Давайте посчитаем, а затем вы по очереди будете называть буквы алфавита. Слайд № 4.
А сейчас внимание на экран, вам нужно вписать недостающие буквы алфавита с помощью волшебной палочки на интерактивной доске. Слайд № 5.
Now I shall show you some pictures and you must name the words beginning with this or that letter (учащиеся называют слова, начинающиеся с заданной буквы).
Now guess the riddle (учащиеся разгадывают загадки).
a) It is not big. It is small. It can jump. It can swim. It can’t go. It is green. It lives in the river.
b) It is big. It is not small. It can run, go and climb. It is brown. It lives in the forest.
c) It is big. It is not small. It can swim, go. But it cannot climb. It is green. It lives in the river.
d) It is not big. It is small. It can run. It cannot swim. It can climb. It is grey. It lives in the house. It says: “Pee – pee – pee!”
Express your agreement or disagreement to my statements (учащиеся выражают свое согласие или несогласие с утверждениями учителя).
Учитель: A crocodile is yellow.
Ученик: No, a crocodile is green.
Учитель: A bear is pink.
Ученик: No, a bear is brown.
Учитель: A fox is green.
Ученик: No, a fox is orange.
Учитель: A duck is purple.
Ученик: No, a duck is white.
Учитель: Good of you! And now let’s sing the English alphabet song ! (Учащиеся поют песню.
Презентация. Слайд № 6.
Учитель: И вот мы стоим перед Букингемским дворцом, в котором живет королевская семья зимой. Но пройти туда нельзя, так как дворец охраняется стражниками. Каждый день в 11.30 происходит смена караула. Один из стражников послал нам письмо, после прочтения которого мы узнаем пароль. Слушайте внимательно и старайтесь все понять.
Презентация. Слайд № 7.
Образец письма:
Dear Russian friends,
My name is Sam. I live in Great Britain. I have a family: a mother, a father, a sister and a grandmother. But I have not a grandfather and a brother. I have an aunt. Her name is Ann. She has a son. I love my family.
Good-bye!
Учитель: А теперь пароль. Я говорю вам предложения. Если они взяты из письма, ставьте знак +, а если я буду говорить то, чего не было в письме, ставьте знак - .
My name is Bill. ( - )
I live in America. ( - )
I have a mother, a father and a brother. ( - )
I have a sister. ( + )
I have a grandfather. ( - )
I have an aunt. ( + )
Her name is Ann. ( + )
I love my family. ( + )
Учитель: А теперь поменяйтесь тетрадями, сверьте свои ответы с экраном и поставьте оценки.
Презентация. Слайд № 8.
Физкультминутка:
Hands up,
Hands down,
Hands on hips,
Sit down.
Hands up,
To the side,
Bent left,
Bent right.
One, two, three, hop!
One, two, three, stop!
Презентация. Слайд № 9.
Учитель: И вот мы во дворце. Давайте покажем королеве наш концерт. Она будет очень удивлена и обрадована, когда услышит английскую речь из уст русских детей (Учащиеся читают заученные заранее стихи).
Мальчик я – I am a boy.
С горки еду ледяной.
Съеду раз, потом второй,
Видишь, смелый я какой!
Я девочка – I am a girl.
Есть кукла у меня.
Но если скучно станет мне,
С мячом играю я.
I am a kangaroo.
Пищу я люблю.
Отполощу в воде
И уж тогда к еде.
Я не гусь – I am not a goose.
Не кусаюсь я, не трусь!
Song:
One – a box,
Two – fox,
Tree – a dog,
Four – a frog,
Five – a monkey,
Six – a donkey,
Seven – a clock,
Eight- a cock,
Nine – a ball,
Ten – a ball.
Вот свинья – It is a pig!
Не читает она книг.
Вот собака – It’s a dog,
Она косточку грызет!
У меня есть рыбка – I have a fish.
Она живая, Васька, кыш!
Сидит, за рыбкою следит,
Хоть знает: если что - влетит.
Song:
-Hello! Hello! How are you?
-I am fine, thank you! And how are you?
-Hello! Hello! How are you?
-I am fine, thank you! And how, how are you?
Есть друг у тебя? Have you a friend?
Совет дай тому, у кого его нет.
Если ты хочешь, чтоб были друзья,
Старайся пореже твердить: «я» да «я».
Умею стряпать – I can cook.
Но ненавижу резать лук.
Чтоб слезы не лились из глаз,
Надену что? – Противогаз.
Плавать не умею – I cannot swim.
Не могу без круга только с ним.
Люблю играть – I like to play.
Летом в футбол, зимой в хоккей.
Я вырос. I am big. Ура!
Мой день рождения был вчера.
Тишина стоит кругом,
Горит лампа над столом,
Мальчик с книгою сидит.
Читать он любит. – He likes to read.
Где ты живешь? Скажи-ка мне?
I live in Moscow. – Живу в Москве.
Очень плохо! Very bad!
Ты согнулся буквой Z.
Никогда так не сиди,
За осанкою следи.
Ну-ка, спинку распрямляй,
Старайся быть как буква I.
Мы I говорим про себя самого,
You – про тебя,
А He – про него.
Как по-английски «благодарю»?
Два слова простых и коротких –
«thank you».
Song: «Say Hello!».
Учитель: Королеве очень понравился наш концерт и она говорит нам: « Thank you very much!» и приглашает на сайт королевской семьи. (Заходим на сайт королевской семьи). Познакомьтесь это принц Чарльз, сын королевы. Это ее внуки Вильям и Гарри. Здесь показывается фильм о том, как принц Чарльз посещает британскую школу. А здесь размещены электронные сайты ваших сверстников из Великобритании. Когда мы с вами научимся читать и писать по-английски, мы сможем им написать письма.
Подведение итогов урока:
Учитель: Наш урок подошел к концу. Сегодня мы с вами совершили путешествие в Великобританию, попали в Букингемский дворец, были на приеме у королевы Елизаветы 2 и узнали о королевской семье. Королева была удивлена тем, как много вы уже знаете. В следующий раз мы постараемся удивить ее еще больше нашими знаниями.
Домашнее задание: подготовиться к буквенному диктанту.
Учитель:
Stand up!
Raise your head,
Jump up high,
Wave your hand
And say: “Good-bye!”
You may be free.
The lesson is over.
Презентация.
Использованная литература:
Л.А.Володина «Контроль на уроках английского языка в младших классах» - ИЯШ №1, 2004.
http://www.royal.gov.uk
М.З.Биболетова, Н.В.Добрынина «Enjoy English 1» - учебник английского языка для начальной школы. – Обнинск: «Титул», 2002.
DVD “Английский вместе с Хрюшей и …”
«Пой и играй» сборник песен для начальной школы к учебнику«Enjoy English-1», авт.М.З.Биболетова.
«Настольная книга преподавателя иностранного языка», автор Е.А.Маслыко и другие, Минск: «Вышэйшая школа», 1997.
Учимся рисовать
Cats
Проектом Федерального образовательного стандарта, в котором показаны перспективы школьного образования на ближайшие 10 лет, предусмотрено обязательное изучение иностранного языка во 2-4 классах общеобразовательной школы. Между тем уже сегодня огромное количество школ России включили иностранный язык в учебные планы начальной школы, в том числе школы, участвующие в широкомасштабном эксперименте, который проводится Министерством образования РФ. Это является признанием выраженного интереса общества к повышению уровня образованности выпускников школы, а также потребности общества в людях, владеющих иностранными языками.
Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал предмета, его межпредметный характер, позволяющий легко устанавливать и реализовывать связи с другими предметами: родным языком, предметами эстетического цикла, предметом «окружающий мир» и другими.
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических. При этом, как показали специальные исследования, успешность формирования в начальной школе, например, лексических навыков может существенно различаться в зависимости от используемых технологий обучения. Так, использование компьютерных программ специально разработанных для учащихся младшего школьного возраста, способно увеличить эффективность процесса овладения лексикой почти вдвое. Остановимся на этом подробнее.
Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов: 1) ознакомление, включающее введение и объяснение, 2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление) и 3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность (1). Естественно, что наибольшей эффективности можно добиться в том случае, если использовать возможности компьютера на всех перечисленных этапах обучения лексике.
Ознакомление с лексическими единицами включает раскрытие формы, значения и употребления слова. Использование компьютерной программы позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. Так, на этапе показа новой лексики на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с показом слов младшие школьники имеют возможность их прослушать (при этом происходит формирование звукового образа этих слов). Письменная фиксация лексики , в свою очередь, способствует укреплению связей слов – речемоторных, слуховых, зрительных, - и содействует тем самым их лучшему запоминанию.
В тех случаях, когда изучается ряд слов, обозначающих конкретные предметы ( например, pencil, postcard, stamp, clock, box, cassette, jeans) и поддающиеся наглядному изображению, показ картинки – самым распространенным способом семантизации является показ предмета или картинки. Этот прием активно используется даже в печатных средствах обучения. Целесообразность наглядного предъявления слов обусловлена психологическими особенностями младших школьников, мышление которых еще в значительной степени сохраняет наглядный характер. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усваивать лексический материал. Чаще всего подобное введение и семантизация лексики осуществляются во время фронтальной работы со всем классом без выраженного учета особенностей памяти каждого ребенка.
Использование компьютерной программы позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: те младшие школьники, у которых больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а учащиеся с преобладающей зрительной памятью больше концентрируются на графическом образе слова.
Учитель также выигрывает от работы с помощью компьютерной программы, существенно экономя его усилия и время урока. Обычно учитель носит с собой или хранит в кабинете иностранного языка те предметы, с названиями которых ему предстоит ознакомить детей. Да и процесс манипуляции с этими предметами занимает рабочее время урока
Ознакомление с лексикой, осуществляемое с помощью компьютерной программы, позволяет включить в данный этап и выполнение операций с новыми лексическими единицами. В результате многократных, целенаправленных упражнений, сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык.
Известно, что лексические навыки различаются в зависимости от того, используются ли они при порождении высказывания или при восприятии высказывания, т.е. навыки подразделяются на 2 группы:продуктивные лексические навыки и рецептивные лексические навыки. Аналогично и создание образа слова должно идти по-разному, в зависимости от того, учатся ли младшие школьники употреблять данное слово или узнавать его в тексте.
В разработанной нами программе для обучения лексике «Winnie the Pooh» (авторы М.З. Биболетова, Л.А. Цветкова, М.Н. Фатиев) компьютерное ознакомление позволяет выполнять следующие операции с лексическими единицами.
Рецептивный аспект.
1) Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» английское слово, а учащиеся должны найти его в предлагаемом списке слов. 2) Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» слово, учащиеся должны найти картинку (или слово родного языка), соответствующую произнесенному английскому слову. 3) Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает английское слово, школьники должны найти картинку (или слово родного языка), соответствующую английскому слову. 4) Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку (или слово родного языка), младший школьник должен найти слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка). 5) Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, ученики должны подобрать к каждой картинке нужное слово из имеющейся группы слов и переместить выбранное слово к соответствующей ему картинке.
Рецептивно-продуктивный аспект.
Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер «произносит» слово, а школьник должен его написать.
Продуктивный аспект.
Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик должен написать слово, соответствующее картинке.
Все названные операции с лексическими единицами выполняются в строгой последовательности. Компьютер «не пропускает» учащегося к следующей операции, пока не будет полностью правильно выполнена предыдущая операция со всеми лексическими единицами. Многократное выполнение этих операций способствует более прочному закреплению каждой лексической единицы. Кроме того, благодаря быстродействию компьютера такие упражнения не отнимают много времени.
Следует отметить, что при компьютерном ознакомлении с лексикой соблюдается принцип индивидуализации обучения. Одни учащиеся хуже воспринимают графический образ слова, другие – звуковой. Компьютер дает возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными учащимися. Это ведет к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц каждым учеником.
Этап ознакомления обычно заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление включает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает охватить все названные аспекты. Это можно увидеть на примерах следующих компьютерных упражнений.
Упражнения на отработку формы слова.
Звуковая форма. Экран дисплея разделен на 3 столбика, в которых написаны звуки /i:/,/a:/,/i/; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: rich, field, classroom, green, finish, dark, tree, dinner, eagle, heart. Учащимся предлагается распределить эти слова по столбикам.
Графическая форма. На экране даны буквы i, l, k,e. Учащимся предлагается составить из данных букв английское слово.
Грамматическая форма. Перед учащимися группа слов английского языка. Перемещая слова из рамки в соответствующий столбик, учащиеся должны сгруппировать эти слова в три столбика по их принадлежности к разным частям речи: существительные – letter, bird, blackboard; прилагательные – blue, hungry, big, beautiful; глаголы – give, take, know
Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам в зависимости от их значения (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple; animals: fox, dog, elephant, tiger, cat, mouse).
Тренировку в употреблении слов с помощью компьютера можно легко осуществить, например, предложив учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my – There is a big window in my bedroom.
Подобные упражнения дети часто выполняют и в рабочих тетрадях, однако специфика перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением слов на экране дисплея). В этом случае наряду с деятельностью зрительного канала восприятия, включается моторный. Возможность перемещать слова способствует их запоминанию, формированию произвольного внимания учащихся, повышению устойчивости их внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, по утверждению психологов, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам (2).
Безусловно, ученики могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при таком виде работы учителю трудно проследить за правильностью действий каждого учащегося. Вместе с тем, компьютерная программа способна обеспечить контроль за ходом выполнения задания каждым из учеников. При этом обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса (3). Учитель легко сможет узнать, кто из учащихся испытывает затруднение и сразу же оказать ему помощь.
Как отмечалось, основная задача овладения лексикой – развитие лексических навыков, а развитие навыка состоит в закреплении операций в речевой деятельности. В связи с тем, что операционный состав лексических навыков, обеспечивающих продуктивные и рецептивные виды деятельности, различен (В.А.Бухбиндер), различны и компьютерные упражнения, предназначенные для их формирования.
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из их употребления. С целью формирования продуктивных лексических навыков компьютер создает возможности для тренировки операции сочетания лексических единиц. Примером упражнения для отработки этой операции может служить следующее: скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Ученик должен правильно составить словосочетания из предложенных ему прилагательных ( thick, thin, big, small, new, old) и названных существительных, перемещая слова из соответствующих столбиков на строчки снизу. При этом количество незаполненных строчек «подсказывает» ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, который составил больше словосочетаний, получает большее число баллов. Поскольку все ученики работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает» имя победителя и «заносит» результаты каждого ученика в журнал успеваемости.
С целью формирования продуктивного лексического навыка отрабатывается и операция по замещению свободного места в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы с той, с которой она сочетается. Например, вставить подходящие лексические единицы в пропуски в диалоге. Так, учащимся дается задание: выбрать подходящую фразу для ответа на вопрос:
· Would you like some cabbage?
a) - You are welcome.
b) - Yes, please.
c) - Help yourself.
Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность для увеличения объема изучаемой лексики за счет сэкономленного времени.
Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения учащимися разных, но равносложных заданий. В качестве примера приведем упражнение на употребление лексических единиц в речевой деятельности в результате составления целостного диалога из разрозненных реплик.
1. - Yes, yes, take it, please.
- Would you like potatoes and cheese?
- Help yourself!
- Yes, please. May I have five potatoes, please?
- Thank you! I like apples. May I have an apple?
2. - It’s a pity. Bye-bye.
· Good morning, Winnie!
· Would you like some tea and sweets?
· Here you are. Help yourself.
· You are welcome.
· Good morning, Rabbit!
· I would like some cabbage and a big red carrot, please.
· Thank you, Winnie.
· I must go home. Goodbye.
После индивидуальной работы по составлению диалогов учащиеся, объединяются в пары, прочитывают и разыгрывают диалоги по ролям перед всем классом. При этом у учеников, которые слушают диалоги формируются рецептивные лексические навыки.
При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером. В этом случае компьютер не только обеспечивает вариативность заданий, но и способствует формированию у учащихся умения работать индивидуально и в паре.
Обратимся к рассмотрению операций, входящих в рецептивный лексический навык. Первой операцией является восприятие лексической единицы на основе ее звуковой или графической стороны, а также выделение формальных признаков, отличающих данную лексическую единицу от других. Показателем успешности выполнения этой операции является умение вычленять разного рода признаки (4). Упражнения, направленные на отработку этой операции, носят, в основном, аналитический характер, например, выбери из приведенных английских слов слова с суффиксом -man: worker, postman, letter-box, seaman, snowman.
Следующая операция состоит в идентификации и дифференциации лексических единиц. Показателем успешности выполнения этой операции может служить, главным образом, способность дифференцировать в чем-либо сходные слова (4). Например, переведи следующие предложения: - После школы Джейн обычно идет домой. – Она приходит домой в 2 часа.
Третья операция связана с соотнесением формы слова с его значением. Показателем успешности ее выполнения служит понимание (4). При формировании рецептивных (так же как и продуктивных) лексических навыков компьютерная программа дает возможность создавать равносложные задания. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть предложения, в которых говорится о том, как правильно писать письма, а каждому ученику второй группы - расставить по порядку предложения в памятке о том, как правильно писать письма. После выполнения задания каждая группа отвечает по своему заданию (например, читает по цепочке), при этом другая группа слушает. Тем самым компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учеников в работу.
Работа с компьютером также способствует формированию навыков самостоятельной работы у учащихся начальных классов. Несмотря на то, что у школьников 2 – 3 классов еще только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои индивидуальные трудности в процессе овладения лексикой. Школьник учится самостоятельно преодолевать их путем выполнения предназначенной только для него серии упражнений.
Компьютер фиксирует количество ошибок каждого ученика при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу же видит, динамику формирования лексического навыка у того или иного ученика. Вид и количество ошибок, зафиксированных в журнале успеваемости, позволяют учителю дать ученику конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допускает ошибки.
При обучении лексике компьютерная программа позволяет создавать комбинированные упражнения, представляющие из себя серию упражнений, сменяющих друг друга на экране компьютера. Учитель может создать комбинированное упражнение индивидуально для каждого ученика, проанализировав его продвижение в изучении лексики.
Очевидно, что компьютерная программа способна осуществлять постоянный контроль за процессом овладения лексикой на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера учащиеся выполняют упражнения одновременно, причем каждому ученику сразу же сообщается результат. Если контроль осуществляет учитель, то ему трудно одновременно следить за работой всех учащихся. В связи с этим, он предполагает, что если школьник умеет выполнять какую-то одну операцию с лексическим материалом при выполнении одного конкретного упражнения, то он, вероятно, умеет выполнять эту же операцию (или аналогичную) в других упражнениях, которые у этого учащегося не проверялись. Таким образом, учителю приходится делать выводы об уровне сформированности лексического навыка на основе отдельных ответов не только у отдельных учащихся, но и у всего класса.
Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений учащимися, при этом он вызывает отдельных учеников в целях установления качества выполнения упражнения – правильно или неправильно оно выполнено, либо в отсроченной проверке в устной и письменной форме. А промедление в сообщении результатов ученику (при отсроченном контроле) обратно пропорционально эффективности тренировки (5). При обучении с использованием компьютерной программы контроль происходит на всех этапах обучения лексике за счет того, что существует обратная связь.
Таким образом, компьютерная программа создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равносложных упражнений всеми учащимися одновременно. Это позволяет увеличить объем индивидуальной тренировки и своевременной индивидуальной коррекции процесса формирования навыка, что в конечном итоге ведет к улучшению качества лексических навыков у каждого учащегося.