kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение эвристического метода в подготовке к сдаче огэ и егэ по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная деятельность обучающихся осуществляется через проектную деятельность, подразумевая исследовательскую (эвристическую, поисковую) деятельность. Одной из основополагающих характеристик современного человека, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает преобразование реальности. Перед обучающимся предстает цель, задача и планирование ее решения, а также, несомненно, подведение итогов и логичное завершение запланированного действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение эвристического метода в подготовке к сдаче огэ и егэ по английскому языку»

Применение эвристического (поискового) метода в подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

по английскому языку

Изучение иностранных языков ведет к росту личности в целом, и росту новых знаний у обучающихся, формирует ориентировку в пространстве и восприятие картины мира, в частности.

В соответствии с ФГОС содержание обучения иностранному языку ориентировано на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, получения опыта в учебной и творческой деятельности. Познавательная деятельность обучающихся осуществляется через проектную деятельность, подразумевая исследовательскую (эвристическую, поисковую) деятельность. Одной из основополагающих характеристик современного человека, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает преобразование реальности. Перед обучающимся предстает цель, задача и планирование ее решения, а также, несомненно, подведение итогов и логичное завершение запланированного действия.

Эвристические технологии обучения (от греч. heureka - я нашел) предполагают освоение знания "через открытие". 

Эвристический метод позволяет педагогу предоставить обучающемуся больше самостоятельности и возможность творческого поиска. Творчество - это активность учащихся в процессе овладения иностранным языком. Эвристический метод предполагает максимум творчества и сотворчества. Этот метод преподавания иностранного языка относится к активным технологиям обучения, поскольку учащиеся привыкают решать нестандартные задачи, используя иностранный язык как средство, а не как цель занятия. Это предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои способности, не учитывая имеет ли он высокий уровень владения иностранным языком или низкий. Учащиеся более подготовленные могут, например, сделать перевод, написать сочинение, сочинить песню или стихотворение, составить ребусы или кроссворд. Ученики менее подготовленные с удовольствием художественно и эстетически оформят проект: подберут дизайн, сделают фотографии, найдут интересный дополнительный материал, аппликации, подберут форму оформления и пути презентации проекта.

Основными результатами применения эвристического метода на уроках иностранного языка являются:

• возможность проявить себя, усвоить знания самостоятельно, в комфортной атмосфере обучения;

• использование новых знаний и умений, перенос новой проблемы в стандартные условия, формирование креативности, одним словом, развитие творческого мышления;

• усиление практической значимости предмета;

• усвоение модели взрослой поведения через решение нестандартных задач, что способствует успешной самореализации обучающихся.

Придерживаясь требований ФГОС современный учитель иностранного языка непосредственно должен использовать при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ специально подобранные вопросы и задания, которые подведут обучающихся к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, к необходимым выводам. Важным  этапом  такой подготовки работу по подбору заданий и приёмов к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений и приёмов для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на уроке; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию.

Принимая во внимание требования ФГОС основного общего образования, мы предлагаем использование в учебном процессе следующих технологий:

Технология исключения лишнего.

Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Пример: Look at the given pictures (road, sky, water; plane, car, bus; run, climb, jump; etc.). You are to choose the wrong one. Explain your choice.

Метод запрещенных слов.

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (plane ticket) without using the following words: a plane, a ticket, transport, holidays, fly, air, a stewardess, a pilot.

Метод визуализации.

Данный метод призван оказать содействие учащимся в осознании сущности проблемы или учебного вопроса. Учащимся предлагают закрыть глаза, расслабиться и вспомнить какой-то момент из своего жизненного опыта. Учитель при этом задает вопросы, помогающие навести учащегося на решение проблемы с учетом его личного опыта  и рефлексии. Затем учащимся предлагают рассмотреть проблему с учетом размышлений, имеющих место во время рефлексии. Метод визуализации помогает учащимся применить имеющиеся у них знания и опыт для решения насущной проблемы.

Пример: Close your eyes. Imagine yourselves going to the holiday of your dream. You have been working hard all the year round and now it is the time for you to relax. You are in your room packing. You have a large suitcase and are putting in it everything you will need. What have you taken with you? Now you are on your way to the destination. What means of transport have you chosen, why? Is the travelling comfortable? What are the people around you doing? What do you see through the window? Now you have come to the point of your destination. What is it like? Are you happy? What are you going to do first? Now open your eyes and tell the others about your imaginary trip and the feelings that you had while travelling.

Исследовательский кейс-метод. (Case study method).

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности.

Задание подгруппам:

1. Провести социальный опрос на заданную тему.

2. Составить сравнительную таблицу полученных данных.

3. Продумать вид презентации проделанной работы.

Говоря, непосредственно, о подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, хочется отметить УМК "Spotlight" и материалы Федерального института педагогических измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий учащимся необходимо уметь:

– понимать тему в полном объёме; работать с информацией, указанной в задании, понимать логичность и связанность частей текста, догадываться о значении некоторых слов, изменять скорость и интонацию чтения.

Перейдём непосредственно к рекомендациям по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа:

"Чтение":

  Задания на подбор заголовков:

1.      Обсудить с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.

2.     Разделить класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.

3.     Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и соблюдение установленных временных рамок.

  Задания на соответствие утверждениям:

1.     Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время.

2.     При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах.

3.     Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.

  Задания на полное понимание прочитанного:

1.     Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, соблюдая временные рамки выполнения задания.

2.     Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.

3.     Давайте задания на формирование умения «читать между строк» — делать выводы и интерпретировать прочитанное.

"Аудирование":

Являясь одним из самых сложных видов речевой деятельности, восприятие на слух требует формирования определенных умений и навыков. Необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления. Опираясь на опыт  подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех  зависит от ее эффективности.

Используемые нами в практике упражнения и задания позволяют постепенно и целенаправленно формировать навыки аудирования, формировать определенные общеучебные и специальные умения. 

1. Упражнения на развитие речевого слуха.

При развитии речевого слуха можно использовать  упражнения со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Хорошим источником подобного аудирования являются учебные фильмы, где картинка полностью отражает содержание текста.   Широко используется и направленное аудирование - на узнавание  конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Это задание может сопровождаться   заполнением пропусков (слов, артиклей, предлогов).

2.Упражнения на тренировку памяти:

1) Согласиться  с утверждениями или опровергнуть  их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.

2) Запомнить информацию в тексте и повторить ее в той же последовательности.

3) Прослушать слова и сгруппировать по признаку.

4) Расширение предложений или метод наращивания.

Kate  is  a teacher/My sister Kate is a teacher/ My older sister  Kate is a teacher/ My older sister Kate  is a teacher in London/My older sister Kate is a high school math teacher in London/ My older sister Kate has been a high school math teacher in London  for  5 years.

Table - on table - on the table...

Ряд приёмов при подготовке учащихся к разделу «Аудирование»:

1. Методический прием «Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний. Учитель произносит фразу или слово Учащимся предлагается записать все  слова или фразы  по данной теме.

2. Создание кластеров является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить, какие идеи прозвучали в тексте.

3. Стратегия «Ассоциации». Учитель называет слово по теме. Учащиеся говорят о  чем оно у них ассоциируется.

4.Одними из эффективных способов являются  использование тематических иллюстраций  для обсуждения  темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения  направлены на  активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления (определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

5. Прием «Дерево предсказаний» направлен на  прогнозирование событий. Этот прием помогает строить предположения  по поводу развития сюжетной линии рассказа. Выполняя это задание, учащиеся учатся уметь отличать факты от предположений и личного мнения.

"Чтение":

1. Основам письма начинают обучать уже в начальной школе. Учащиеся выполняют упражнения типа – “Напиши своему другу, который живет в Англии, письмо и расскажи о….”. Или “Напиши письмо Деду Морозу” и т.д. Данный вид тренинга, несомненно, имеет много плюсов. Что касается меня, я считаю этот вид работы рациональным. Потому что у него практическая направленность. Мои ученики, например, ждут, какому виртуальному другу они в очередной раз пишут письмо?!

2. Учащиеся 5-6 классов после прочтения очередного текста получают задание написать письмо от имени одного из героев.

3. Короткий рассказ или статья в журнал (7-9 классы) не только учат грамотно излагать свои мысли, но и развивают творческое воображение учащихся. И снова на помощь приходит идеально составленная стратегия, к которой дополнительные комментарии просто излишни.

4. Проект (мини-проект) (2-11 классы) – это еще одно письменное задание. Его ценность в том, чтобы учащиеся смогли изложить найденную информацию в постере (2-8 классы) или компьютерной презентации (9-11 классы) как можно короче, изложив при этом самую её суть.

5. Сочинение – описание события или картины заставляет учащихся не только назвать предметы или перечислить события и факты, но и сделать это ярко и выразительно. Здесь не обойтись без разнообразных описательных прилагательных, красивых и, разумеется, правильных грамматических структур. Рекомендуется использовать опорные выражения и связующие слова.


Таким образом, использование эвристического (поискового) метода на уроках иностранного языка позволяет сформировать и закрепить компетенции, предъявляемые к результатам образования в Федеральном государственном образовательном стандарте.








Использованная литература:

1. Скворцова С. В. Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам. http://tea4er.ru/home/volume3/3151-2013-03-03-14-11-39

2. Алексеева А.В. Методы и приёмы с целью подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. https://solncesvet.ru/ 3. Официальные материалы Федерального Института Педагогических Измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации www.fipi.ru.

4. Портал поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение эвристического метода в подготовке к сдаче огэ и егэ по английскому языку

Автор: Сидорова Елена Викторовна

Дата: 12.05.2019

Номер свидетельства: 509785


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства