Просмотр содержимого документа
«Применение элементов деловой игры на уроках английского языка в старших классах.»
Применение элементов деловой игры на уроках английского языка в старших классах.
Борисова Ольга Александровна, учитель английского языка, МБУ «Школа № 70», Тольятти, Самарской области
Иноязычная коммуникативная компетентность представляет собой качественную характеристику личности специалиста, включающую совокупность научно-теоретических знаний и практических умений и навыков в сфере осуществления иноязычной профессиональной коммуникации, опыт осуществления профессионального взаимодействия, устойчивую мотивацию профессионального общения на иностранном языке. Она определяет способность и готовность субъекта профессиональной деятельности осуществлять профессиональное общение на иностранном языке. Иноязычная коммуникативная компетентность включает три основных компонента: мотивационный (стремление к актуальному и последующему изучению иностранного языка, к профессиональному общению на иностранном языке), функциональный (навыки говорения, аудирования, чтения, письма на иностранном языке), рефлексивный (способность проанализировать собственный коммуникативный акт). Критериями ее сформированности в соответствии с выделенными структурными компонентами являются: – интерес к изучению иностранного языка, стремление поддерживать высокий уровень собственной иноязычной коммуникативной компетентности; – свободное владение иноязычной речью, восприятие иноязычной речи на слух, понимание и верный перевод текста; – умение выявить собственные ошибки и исправить их 1.
Одним из эффективных путей формирования коммуникативной компетентности посредством активизации обучения является метод деловых игр, позволяющий непосредственно включить процесс обучения иностранному языку в модель будущей трудовой деятельности студентов. Основные интересы обучаемых неязыкового профиля лежат именно в сфере их специальности, и они чаще всего рассматривают иностранный язык как средство расширения своих деловых контактов, профессиональных умений в профессионально-трудовой сфере.
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее разные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Она создает условие для комплексного использования имеющихся у учащихся знаний предмета профессиональной деятельности, а также способствует более полному овладению иностранным языком. Как отмечает Н.И. Торунова, «введение деловой игры в вузовский педагогический процесс способствует формированию профессионального становления личности специалиста» 5
Деловая игра предполагает совместную деятельность, поэтому в ней снимается противоречие между коллективным характером будущей профессиональной деятельности и индивидуальным характером усвоения знаний.
Метод деловых игр, направленный на обучение профессиональному общению, имеет ряд особенностей.
1. Деловая игра должна базироваться на реальном речевом материале, отражающем конкретную ситуацию общения в профессионально-трудовой сфере.
2. В деловой игре преобладает момент самообучения над обучением. Это происходит потому, что преподаватель иностранного языка некомпетентен в вопросах специальности обучаемых и не может без их помощи грамотно составить деловую игру и оценить ее коммуникативные (а не языковые) результаты. Поэтому обучаемые привлекаются как к составлению деловой игры, так и к оценке ее по параметру: достигнута коммуникативная цель или нет. Преподаватель может дать оценку лишь корректности речи с точки зрения норм языка. Участие обучаемых в организации и проведении деловой игры активизирует их мыслительную деятельность, повышает творческую активность, так как позволяет им на деле применить свои знания иностранного языка. Достижение успеха в ролевой игре зависит в большей мере от знания иностранного языка, что стимулирует интерес к иностранному языку как учебному предмету, способствует возникновению желания расширить свои возможности в его использовании.
3. Существенный момент в деловой игре – ее проблемность.Конечно, и в профессионально-трудовой сфере есть ряд типичных ситуаций, однако здесь чаще, чем в какой-либо другой, возникают проблемные ситуации, требующие оперативного решения. Большую методическую ценность представляют деловые игры, стимулирующие возникновение все новых и новых ситуаций общения. Такие деловые игры позволят привлечь как можно большее число обучаемых к участию в ней.
4. В деловой игре одними из ведущих являются принципы совместнойдеятельности и диалогического общения участников,последовательная реализация которых обеспечивает активное развертывание содержания этой игры. В деловой игре участники самоутверждаются не только как личности, но и, прежде всего, как специалисты в своей области трудовой деятельности.
5. Деловая игра предполагает взаимодействие ее участников. Исходя из классификации форм человеческого взаимодействия, можно выделить следующие типы деловых игр– игра-сотрудничество (например, достижение договоренности между российской и зарубежной фирмами о совместном строительстве завода), игра-соревнование (например, подготовка и обсуждение проектов производства и сбыта какого-либо вида продукции соперничающими фирмами), игра-конфликт (например, беседа руководства российского предприятия с представителями зарубежной фирмы по поводу срыва поставок нового оборудования). Каждый тип игры отличается спецификацией целей, на достижение которых направлены усилия ее участников [5].
Предложенные типы деловых игр охватывают весь диапазон ситуаций, возникающих в процессе профессионального общения. В основе таких игр лежат деловые, профессиональные предметы обсуждения, способствующие совершенствованию не только иноязычной речи учащихся, но и более полному овладению английским языком как средством общения. При организации и проведении деловых игр, направленных на обучение профессиональному общению в пределах указанного курса, необходимо, чтобы эти игры предполагали взаимодействие всех участников, а также базировались на реальном речевом материале проблемного характера с использованием жестов, мимики и пр. Приведем примеры таких игр, которые мы используем на занятиях английского языка у студентов отделения педагогики и психологии.
Пример 1
Цель: формулировать позиции в процессе совместной профессиональной деятельности. Описание: каждый участник игры получает карточку с названием проблемы, к примеру:
“Writing Problems”, “Drugs & alcohol”, “ Parents' divorce & death”, “Reading Problems ”, “Thinking about suicide ”, “ Doubting their aptitudes and abilities”, и преподаватель просит высказать в течение трех минут точку зрения на их решение. Жюри оценивает каждую точку зрения по пятибалльной системе и трем самым лучшим вариантам решения указанной проблемы присуждаются призовые места.
Пример 2
Цель игры заключается в практике дискуссии.
Описание: играющим предлагается объяснить свое отношение к профессии психолога, исходя из собственных представлений о ее социальной престижности, и аргументировать свой выбор.
Примерный образец одного из текстов (здесь дается отрывок), предложенного преподавателем студентам для самостоятельного чтения до проведения игры
A School Psychologist
School psychologists help children and youth succeed academically, socially, and emotionally. They collaborate with teachers and parents to create the best learning environments for pupils and to strengthen connections between home and school.
School psychologists are highly trained in both psychology and education. They deal with problems of mental health, child development, behavior, motivation. It is also necessary for them to be prepared in school organization, learning styles and effective teaching.
School psychologists find the best solution for each pupil and situation. School psychologists work with children individually and in groups. They also develop programs to train teachers and parents regarding effective teaching and upbringing. Their tasks are to work with pupils with disabilities or with special talents, abuse of drugs and other substances, as well as to prevent and manage crises 7.
Анализируя принципы разработки и применения деловых игр в учебно-воспитательном процессе, можно сделать вывод о том, что в них не только сохраняются, но и значительно дополняются и совершенствуются следующие характеристики ролевых игр: ситуативность; тематичность; моделирование естественного речевого общения; осуществление учебной деятельности посредством игровой; коллективная деятельность; реализация принципа воспитывающего обучения.
Из вышеизложенного следует, что деловая игра опирается, прежде всего, на взаимодействие преподавателя и группы слушателей. А для создания атмосферы, необходимой для успешного обучения именно профессиональному общению на иностранном языке, преподаватель должен не только хорошо знать свой предмет, но и не бояться показать свою некомпетентность в вопросах специальности обучаемых, прислушиваться к их мнению, стараться при помощи собранных сведений усовершенствовать процесс обучения профессиональному общению на иностранном языке. Это поможет избежать такого положения, когда речь обучаемых корректна с точки зрения норм изучаемого языка, но абсолютно неприемлема с точки зрения социальных норм общения.
Таковы основные особенности метода деловых игр, обеспечивающие успешность его внедрения..
В процессе обучения языку методом деловой игры обеспечивается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Кроме знания иностранного языка, ограниченного рамками специальности, обучаемый получает возможность развивать свою личность, формировать необходимые не только для профессиональной работы, но и для повседневной жизни навыки общения с другими людьми.
В связи с этим все более широкое использование в учебно-воспитательном процессе находят активные методы обучения, которые предполагают реализацию конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, создающие условия для творчества, к обучению творчеством.