ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС
Говорят, что дети – это отражение времени, в котором они растут. Правоту этого утверждения особенно остро ощущает школьный учитель, годами наблюдая за сменяющимися поколениями детей.
В последнее время изменения в нашей жизни набирают огромную скорость. Конечно, это не могло не отразиться на детях. Теперь каждый новый набор первоклассников - это «другие» дети, дети нового времени.
Школьная система образования стала давать сбои. Старые, проверенные, годами используемые методы не подходят для современных детей. И модель выпускника должна быть совершенно иной. Но какой? Куда ведут все эти изменения? Трудно сделать даже неотдаленный прогноз! Каким должен быть человек 21 века?
Перед школой встала задача – подготовить выпускника, способного успешно жить и работать в стремительно меняющемся мире. ФГОС – ответ на вызовы времени. Цель ФГОС НОО – дать выпускнику начальной школы компетенции 21 века – это инновационное поведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС »
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС\
Говорят, что дети – это отражение времени, в котором они растут. Правоту этого утверждения особенно остро ощущает школьный учитель, годами наблюдая за сменяющимися поколениями детей.
В последнее время изменения в нашей жизни набирают огромную скорость. Конечно, это не могло не отразиться на детях. Теперь каждый новый набор первоклассников - это «другие» дети, дети нового времени.
Школьная система образования стала давать сбои. Старые, проверенные, годами используемые методы не подходят для современных детей. И модель выпускника должна быть совершенно иной. Но какой? Куда ведут все эти изменения? Трудно сделать даже неотдаленный прогноз! Каким должен быть человек 21 века?
Перед школой встала задача – подготовить выпускника, способного успешно жить и работать в стремительно меняющемся мире. ФГОС – ответ на вызовы времени. Цель ФГОС НОО – дать выпускнику начальной школы компетенции 21 века – это инновационное поведение:
установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности;
готовность и способность к технологическим, организационным и социальным инновациям;
высокая социальная активность;
требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность;
способность быстро адаптироваться к новым вызовам;
компетентность в осуществлении социальных взаимодействий.
Для достижения поставленной цели в современной системе обучения наряду со знаниевым компонентом в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, способствующие развитию у учащихся конкретных универсальных учебных действий, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.
В свете всех этих изменений значение учебного предмета иностранный язык в системе школьного образования многократно увеличилось. Из рядового предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования.
Английский язык как учебный предмет характеризуется:
многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания);
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний)
многоуровневостью (необходимо овладение, с одной стороны, различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах деятельности ).
Деятельностный характер предмета английский язык соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет использовать на уроках английского языка разные виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную и т. п.), дает возможность осуществлять связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
Учебный предмет «Английский язык» позволяет использовать разнообразные современные технологии, методы и формы работы:
технологию интерактивного обучения (обучение во взаимодействии в парах, группах);
рефлексивного обучения/ овладения иностранным языком (умение самому учить себя).
Предмет иностранный язык - один из немногих позволяет на своем содержании развивать все виды УУД.
Личностные УУД.
осознавать роль языка как основного средства общения между людьми;
иметь представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
демонстрировать доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим странам и народам.
Уже с первых уроков и на всех последующих начинается работа над формированием доброжелательного, уважительного, толерантного отношения к другим странам и народам. А так же формирование представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.
Прослушивая аудиозапись кусочка английской речи на первом уроке английского, детей переполняют эмоции, возникает много вопросов:
- Почему они так пищат?!
-Да, мы русские в речи больше используем нижние регистры нашего голоса, а англичане -верхние.
- Почему их речь звучит так странно?
- Интонации в английском языке очень отличаются от русских.
Вместе с этими наблюдениями о различиях в языках, ученики замечают, что они могут догадываться о чем идет речь по эмоциям в голосе, по нескольким международным словам, по мимике (если используется видеозапись).
Позже дети перестают испытывать культурный шок, культурный шок .Они пытаются подражать иностранным звукам и интонациям и относятся к различиям в языках спокойнее. Но постоянно появляется новая "пища" для развития чувства толерантности. Ведь изучая иностранный язык, мы знакомимся с другой культурой и менталитетом.
Как-то раз на уроке в диалоге двух английских мальчиков встретилась фраза "I'm afraid I don't agree with you!", дословно это значит: "Боюсь, я не согласен с тобой."
- Неужели они правда так говорят? Что, все люди в Англии такие вежливые? Мы никогда не разговариваем так с друзьями!- выразил общее изумление один из учащихся.
Каждое занятие по предмету английский язык обогащает опыт общения учащихся с другой культурой. Старшеклассники уже сами дают объяснение , замечая различия в языках, культуре и менталитете разных народов.
Коммуникативные УУД.
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
работать в паре и группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета.
Другая важная миссия предмета английский язык - формирование коммуникативных УУД. Развивать коммуникативные УУД наиболее интенсивно позволяет работа с диалогом. Оформлять мысли в устной форме на элементарном уровне дети учатся на диалоге - модели. Следующий этап - составление собственного диалога. Диалог - модель, с которым знакомятся учащиеся, состоит из уже знакомых фраз. Казалось бы, что же здесь развивающего? Но заученные фразы остаются бесполезными, пока их не " включили в коммуникацию" . Как только начинается диалог, появляется много нюансов. Оказывается, чтобы употребить знакомую фразу, надо прежде услышать и понять, что говорит собеседник и , в нужный момент, отреагировать. Кроме того многие очень простые вещи, оказывается, требуют тренировки: обратиться к собеседнику не просто с фразой, а обратиться по имени; смотреть на собеседника во время коммуникации; терпеливо дослушать собеседника, даже если ему потребуется больше времени; поблагодарить собеседника за ответ и т. д.
Регулятивные УУД.
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем , одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия , операции, действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Учебный проект – отличная находка для развития регулятивных УУД. На уроках английского языка в начальной школе учебный проект – это, чаще всего, создание рисунка , аппликации, плаката, а так же презентации и видеоролика с устным (и письменным) рассказом по изученной теме. Дети с большим удовольствием принимают участие в учебном проекте. Обычно, это заключительные уроки в теме. В ходе работы над проектом учащийся может самостоятельно обнаружить пробелы в изученной теме и, чувствуя практическую необходимость, ликвидирует их.
Познавательные УУД.
ориентироваться в учебнике;
выделять необходимую информацию;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать, при поддержке учителя, учебно-организационными, учебно- информационными и учебно – коммуникативными умениями.
Осознавать познавательную задачу.
Разнообразные задания позволяют развивать познавательные УУД:
«Выбери и прочитай в тексте предложения, относящиеся к картинкам»- действия по поиску и выделению необходимой информации;
«Прочитай текст и расскажи, что ты узнал про девочку Лили»-действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания
Задания к тексту : «Правда или ложь», «Расставь предложения в правильном порядке», «Ответь на вопросы к тексту» и др. – действия смыслового чтения, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
«Запиши транскрипцию к слову» или «Составь схему-правило построения предложений в настоящем длительном времени.»-знаково-символические действия.
«Дополни диалог/текст/предложения недостающими словами.»-действия по выбору языковых средств.
В начале урока учащиеся принимают участие в формулировке его целей, а в заключении подводят итоги урока: «Какое задание для тебя было самым легким?», «Чему мы сегодня учились?», «Насколько хорошо ты теперь знаешь изученный материал?» и т. д.- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Задания на развитие логических УУД:
«Рассмотри картинки и скажи, что дети любят делать в парке.», «Посмотри, все ли подписи к картинкам сделаны правильно. Согласись или не согласись.»- овладение логическими действиями(сравнения, анализа, синтеза.)
«Найди в каждой строчке «лишнее» слово», «Подбери общее слово для каждой группы слов.»- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации.
«Выпиши слова , обозначающие профессии/ действия / цвета.»-упорядочивание объектов по выделенному основанию.
«Распредели слова по двум группам: действия и профессии.»- отнесение к известным понятиям.
«Прочитай рассказ и скажи, зачем Том отправился в деревню.», «Подбери ответы к вопросам»- установление причинно-следственных связей.
«Расставь картинки в правильном порядке и расскажи историю с опорой на них.»-выдвижение гипотез и построение логической цепи рассуждения.