Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния при изучении английского языка в условиях обновленного содержания
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния при изучении английского языка в условиях обновленного содержания
В моей педагогической практике используются приемы рефлексии направленные на определение эмоционального состояния и настроения у учащихся в конце занятия. Благодаря этим приемам ученики могут оценить и выразить свое отношение к уроку.
Для их проведения использовались заранее подготовленные разноцветные карточки и изображения, отражающие спектр эмоций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния при изучении английского языка в условиях обновленного содержания»
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния при изучении английского языка в условиях обновленного содержания
Коннова Данира Ержановна
учитель английского языка
КГУ «Средняя школа № 26»
акимата города Усть - Каменогорска
Проблема развития рефлексии является одной из первых в психологии. Она довольно интенсивно и широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Исследование структуры рефлексии, динамики ее развития представляет высокий интерес, поскольку позволяет подойти к пониманию механизмов формирования и развития личности. Мир рефлексии многообразен, богат и оригинален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку создавать образ и смысл жизни, действий.
Формирование и развитие рефлексии в школьном возрасте особенно важно. В связи с переходом от детства к юности появляются изменения, которые связаны с существенными преобразованиями в сфере осознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает существенное воздействие на психофизиологические качества подростка. Для того чтобы он смог понять и оценить себя, свое внутреннее состояние, сознание, переживания, контролировать свои действия и регулировать их, развивать свой внутренний мир, общение, которое имеет огромное значение в жизни подростка, ему следует развивать рефлексию.
В моей педагогической практике используются приемы рефлексии направленные на определение эмоционального состояния и настроения у учащихся в конце занятия. Благодаря этим приемам ученики могут оценить и выразить свое отношение к уроку.
Для их проведения использовались заранее подготовленные разноцветные карточки и изображения, отражающие спектр эмоций.
«Солнышко и тучка»
Данный прием использовался нами в конце урока английского языка по теме «Speaking about Future» с целью установления эмоционального контакта с ребятами, а также для того, чтобы дети сами проанализировали свои результаты на уроке. Это было особенно важно, так как данный урок являлся первым в нашей работе с учениками 4 «б» класса. На перемене перед началом занятия каждому ученику было предоставлено на парту по солнышку и тучке, вырезанные из цветной бумаги, обозначающие:
«солнышко» - мне все удалось;
«солнышко и тучка» - мне не все удалось;
«тучка» - у меня ничего не получилось.
Ребята сразу же проявили интерес к ним, некоторые интересовались, для какой цели они нам пригодятся сегодня на нашем уроке. Это уже говорит о том, что детей, особенно младшего звена, быстро привлекают яркие игровые предметы. Они способны разнообразить обычный школьный процесс и помогают учителю легко и непринужденно расположить к себе школьников. Это является особенно важным на уроке иностранного языка, т.к. здесь главную роль в обучении играет постоянная коммуникация с учителем и одноклассниками.
На уроке присутствовало 10 человек. На этапе рефлексии было зафиксировано, что:
8 ребят успешно справились со всеми предложенными нами заданиями на уроке;
1 ученице не все удалось выполнить сегодня на занятии;
1 ученик поднял карточку с изображением «тучки», что означало, что у него ничего не получилось сделать на уроке.
Благодаря данному приему ребята смогли зафиксировать свои результаты и, возможно, проанализировать их самостоятельно.
«Светофор»
Данный прием рефлексии был проведен в конце занятия по теме «Animals and Weather» для того, чтобы учащиеся выразили свое отношение к пройденному уроку. На перемене мы заранее разложили каждому на парту кружки из цветной бумаги: красный, желтый и зеленый, означающие:
зеленый – побольше бы таких уроков, поучительно;
желтый – понравилось, но не все, было интересно;
красный – урок не понравился.
В конце занятия школьникам предлагалось выбрать один из кружков. В данном приеме участие принимало 11 ребят, из которых:
- 5 учеников выбрали зеленую карточку,
- 6 учеников – желтую.
Следует также отметить, что данный урок представлял собой изучение нового лексического материала по теме «Animals» и сопровождался презентацией и несколькими заданиями для семантизации новой лексики (выбрать картинку, соответствующую слову; отгадать какое животное издает тот или иной звук; назвать животного, которое изображено на картинке).
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что урок в целом был интересен для учащихся, так как такой способ передачи нового материала (презентация и упражнения в игровой форме) является достаточно наглядным, новым, интересным и может мотивировать учащихся к изучению новой темы, однако были и некоторые моменты, которые оказались для детей не совсем увлекательными, возможно, они что-то и не поняли, или же возникали трудности при выполнении предложенных заданий.
3. Следующий прием был проведен нами на внеклассном мероприятии по теме «Seasons and Animals». Цель данного мероприятия было обобщение пройденного материала и проводилось в виде конкурса.
Данный прием проводился с целью установления эмоционального контакта с учащимися, а также для того, чтобы ребята выразили свое отношение к пройденному занятию.
Для этого заранее были приготовлены три таблички из цветного картона со следующими словами:
табличка красного цвета «cool» - сегодня было очень интересно и весело;
зеленая табличка «normal» - было интересно, но не все конкурсы понравились;
табличка голубого цвета «bore» - было скучно и неинтересно.
На внеклассном мероприятии принимало участие 23 ученика, так как оно проводилось со всем классом. По окончании мероприятия ребятам предлагалось его оценить:
12 учеников выбрали красную табличку;
7 учеников выбрали зеленую;
2 ученика – голубую.
Подводя итог, можно сказать, что внеклассный час большинству ребят понравился, однако не всем, некоторых ребят он не заинтересовал.
Данный рефлексивный прием помог нам узнать, понравилось ли учащимся участвовать в данном мероприятии или нет, какие эмоции у них оно вызвало.
Приемы данного вида рефлексивной деятельности дали нам возможность оценить активность каждого ученика на уроке и понять, как они усвоили тот или иной учебный материал. Благодаря им ребята также смогли проанализировать свою деятельность на занятии.
Однако следует отметить, что прием «Анкета» в отличие от «Лесенки успеха» содержит несколько различных вопросов, благодаря которым мы могли более точно проанализировать состояние, активность и деятельность ребят после пройденного урока.
1. «Лестница успеха»
Данный прием мы применили в конце занятия, чтобы предложить ребятам самостоятельно оценить свои результаты и активность на уроке английского языка по теме «Speaking about the Future». «Лесенка успеха» также помогла нам узнать, насколько объективно дети оценивают свою работу.
Для того, чтобы не занимать много времени на уроке, мы заранее приготовили карточки с изображением лестницы и трех человечков:
нижняя ступенька, у человечка опущены руки – «У меня ничего не получилось»;
средняя ступенька, у человечка руки разведены в стороны – «Я испытал некоторые трудности»;
верхняя ступенька, у человечка руки подняты вверх – «Мне все удалось».
Карточки раздавались в конце занятия.
В нашем исследовании принимало участие 8 школьников. С помощью данного приема было зафиксировано, что:
«нижняя ступенька, у человечка опущены руки» - не отметил ни один из учеников;
«средняя ступенька, у человечка руки разведены в стороны» - отметили 3 ученика;
«верхняя ступенька, у человечка руки подняты вверх» - отметили 5 учеников.
Учитывая все вышеизложенное, можно прийти к заключению, что ребята довольно успешно усвоили пройденный материал по теме урока. В свою очередь мы хотели бы также отметить, что крайне важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно его оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно педагогу, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня он сам доволен своей работой).
2. Анкета
Следующий прием был применен нами в конце урока на тему «The country and the city» с целью предоставить учащимся самостоятельно проанализировать свою активность и деятельность на уроке. После занятия ребятам предлагалось заполнить следующую анкету:
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/хуже
Материал урока мне был: понятен/не понятен
Домашнее задание мне кажется: легким/трудным
Участие принимало 10 учеников. В процессе проведения этого приема было установлено, что:
На уроке работало активно 6 учеников, пассивно – 4 ученика;
Своей работой на уроке довольны 6 учеников, не довольны – 4 ученика;
Урок показался коротким для 9 учеников, длинным – для 1 ученика;
За урок не устали 8 учеников, устало – 2 ученика;
5. Настроение стало лучше у 6 учеников, хуже – у 4 учащихся;
6. Материал урока был понятен 8 ученикам, непонятен – 2 ученикам;
Проанализировав результаты анкеты, можно сделать вывод, что занятие прошло на хорошем методическом уровне. Большинство учеников поняли материал урока и работали с интересом, однако среди класса оказались ребята, которым не удалось усвоить новый материал с первого раза, поэтому в самом начале следующего урока мы постарались повторить и объяснить еще раз более четко непонятные моменты прошлого урока и закрепить новые знания учеников тренировкой (упражнения на доске и тетради).
Данная анкета позволила учащимся осуществить самоанализ и дать качественную оценку уроку, которая всегда важна для преподавателя, так как это позволяет учитывать все сложные моменты при планировании следующего материала для дальнейшего занятия.
К младшему школьному возрасту относятся дети с 6-7 до 9-10 лет. Учебная деятельность в этот период становится ведущей. Новая социальная среда и начало освоения учебной деятельности требуют от школьника качественно нового уровня развития и концентрации всех необходимых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления), а также более высокой способности контролировать свое поведение.
Те изменения, которые происходят в психологическом образе ученика младшего возраста, указывают на большие возможности развития ребенка как активного субъекта, познающего мир и самого себя.
Рефлексия формируется у младших школьников в процессе обучения. Однако, как механизм она развивается гораздо позже, чем идентификация. Немаловажным также является формирование и развитие рефлексии учащихся средствами учебной деятельности.
Анализ проведенных нами занятий показал, что использование рефлексии на уроках английского языка помогает улучшить процесс обучения, повысить его эффективность и объективность. Учащиеся приобретают необходимые и доступные навыки самоанализа и рефлексии, которые нужны для развития таких очень важных качеств современной личности как самостоятельность, находчивость и конкурентоспособность.
Вместе с тем, опираясь на анализ опыта применения рефлексии необходимо заметить, что в педагогической практике рефлексии уделяется не так много внимания. Хотя именно рефлексия помогает посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», принять во внимание их индивидуальные особенности, проанализировать свою деятельность и ее результаты.
Главным условием успешного обучения является осознание приемов и средств, благодаря которым осуществляется данная учебная деятельность, умение правильно давать оценку своим достижениям и возможностям, делать важные выводы относительно своего самосовершенствования.
Рефлексия является одним из механизмов, который способствует достижению этих целей. Она дает возможность человеку формировать смысл жизни и своих действий. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше возможностей для развития и саморазвития приобретает личность.