Просмотр содержимого документа
«Практическая часть отчета "Аудирование - необходимый компонент формирования комплексной иноязычной компетенции учащихся"»
Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом.
Для решения этих задач я разработала ряд соответствующих комплексов упражнений и провела диагностику формирования навыков и умений аудирования текста обучающимися 7 Б класса.
Диагностика проводилась по методу естественно -опытного обучения без нарушения обычного хода учебного процесса с подгруппой учащихся (10 человек) 7 класса на основе УМК «English 4» И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой.
Цель – выявить уровень сформированности умений аудирования иноязычного текста, провести стартовую диагностику учащихся 7 класса. Входная диагностика проводилась с подгруппой учащихся с разным уровнем знаний в области английского языка. Учащимся было предложено прослушать текст “The Discovery of America”( Приложение 1,таблица 1) и выполнить следующие задания по тексту:
-выбор правильного ответа из нескольких предложенных;
- подтвердить или опровергнуть высказывание;
-ответить на вопросы.
Результаты: По ходу проведения аудирования иноязычного текста с учащимися я выявила пробелы в знаниях учащихся. Многие учащиеся понимали текст лишь на фрагментарном уровне. Также были трудности, связанные с содержанием аудиотекста. В тексте были даты, географические названия и имена собственные. Я предложила учащимся достаточно много опор для снятия этих трудностей. Практически все учащиеся справились с первым заданием на отлично, со вторым заданием им было сложнее. В третьем задании учащимся надо было ответить на вопросы, так как их иноязычная речь недостаточно развита, то при выполнении этого задания только трое получили отлично. Таким образом, я выделила три уровня сформированности у учащихся умения аудирования текста.
Высокий уровень – учащиеся смогли правильно выбрать верный вариант, опровергнуть или подтвердить высказывание; но не могли четко ответить на вопросы.
Средний уровень – учащиеся смогли правильно выбрать вариант, подтвердили не все верные высказывания, плохо отвечали на вопросы.
Низкий уровень – учащиеся не смогли выбрать верный вариант из 3 предложенных, не смогли опровергнуть или подтвердить высказывание, не ответили не вопросы.
Результаты диагностики (Приложение №2, таблица №1, диаграмма№1).
Таким образом, в результате проведенной диагностики, можно увидеть, что высокий уровень сформированности умений аудирования иноязычного текста у троих учащихся. Они справились со всеми предложенными заданиями и не допускали ошибок в ходе работы. Средний уровень сформированности умений аудирования иноязычного текста выявлен у четверых учащихся. Эти учащиеся также хорошо справлялись со всеми предложенными заданиями, путались в географических названиях. Низкий уровень сформированности умений аудирования иноязычного текста показали трое учащихся. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень владения умениями аудирования у учащихся 7Б класса – средний. Полученные в ходе эксперимента данные, позволили скорректировать дальнейшую работу с учащимися. В результате диагностики и с целью улучшения данной ситуации мною были разработаны и проведены подготовительные/тренировочные упражнения по обучению аудированию, а также составлены системы упражнений по формированию умений и навыков аудирования.
Работа проводилась с теми же ребятами с целью:
1. Развитие у учащихся способностей понимать иноязычную речь на слух, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики.
2. Развитие у учащихся способностей воспринимать иноязычную речь на разных уровнях понимания.
3. Научить учащихся справляться с трудностями аудирования.
4. Развивать у учащихся механизмы аудирования, используя различные виды упражнений.
Текст№2 “Native Americans”.
Цели: 1.Образовательные: - Формирование умений и навыков аудирования иноязычного текста.
2. Развивающие: - Развитие учебно-информационных умений и навыков,
- расширение словарного запаса, развитие памяти, мышления, внимания.
3.Воспитательные: поддержание интереса к изучению иностранного языка.
В ходе подготовки к основному этапу ребятам было предложено ответить на вопросы по картинкам, упражнения на дифференциацию долгих и кратких звуков, повторить за учителем слова и выражения, имена собственные из текста, подобрать синонимы, образовать из существительных прилагательные.
После прослушивания текста было предложено озаглавить текст, разделить его на главы, ответить на вопросы, заполнить пропуски, подтвердить или опровергнуть предложения.
Подобная работа была проведена и с текстами «Wild West», «Symbols of America», «Everyday Life in America». После аудирования текста следовало выбрать один из предложенных заголовков, в логической последовательности распределить план рассказа, ответить на вопросы, пересказать текст.
Таким образом, в процессе работы были подобраны упражнения, которые соответствовали возрастным особенностям учащихся. На данном этапе использовались подстановочные и ответно - вопросные упражнения, упражнения репродуктивного и продуктивного характера, которые способствовали решению поставленных целей. Данные упражнения были направлены на формирование умений и навыков аудирования текста у учащихся 7 класса. Также предложенные тексты были страноведческого содержания, что способствовало расширению кругозора учащихся и реализации воспитательных целей. Почти все учащиеся с успехом справлялись с предложенным материалом, в результате чего были выявлены очень хорошие показатели в уровне сформированности умений и навыков аудирования иноязычного текста (см. Приложение № 3, таблица№ 2, диаграмма №2).
Таким образом, в результате проведенной диагностики, можно увидеть, что многие учащиеся улучшили свои показатели. Высокий уровень сформированности умений и навыков аудирования показали шесть учащихся, они практически не допускали ошибок в ходе работы. Средний уровень сформированности умений и навыков аудирования выявлен у остальных учащихся. Эти ребята также хорошо справились со всеми предложенными заданиями, допуская лишь незначительные недочеты. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень сформированности умений и навыков аудирования у учащихся данного класса повысился после проведенной работы. Чтобы формировать у учащихся умения аудирования текста необходимо осуществлять постоянный контроль, продумывать каждый урок, подбирая упражнения для обучения аудирования различного характера.
Вывод: процесс обучения аудированию должен носить системный характер. Навыки аудирования формируются поэтапно под пристальным контролем учителя. Сначала я тренирую у учащихся механизмы аудирования, только на последнем этапе можно выявить уровень сформированности умений аудирования текста. Работа по формированию умений аудирования иноязычного текста предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В ходе проведения исследования была достигнута одна их основных моих задач - разработка серии упражнений по обучению аудирования, эффективность которой отражена в результатах контроля уровня сформированности навыков аудирования, а именно в повышении качества знаний испытуемых.
Анализируя результаты своей работы в разных классах, я установила, что наиболее легкими оказались умения: понимать тему сообщения – 72% обучающихся понимают, устанавливать логические связи между элементами текста – 71%, выделять главную мысль – 77% ребят. Наиболее трудно формируемыми оказались умения: определять факты, события -50%, принимать сообщение до конца без пробелов -51%.