kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка в условиях реализации ФГОС: от традиционной методики к инновациям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается статья "Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка в условиях реализации ФГОС. Утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка в условиях реализации ФГОС: от традиционной методики к инновациям »


Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка в условиях реализации ФГОС: от традиционной методики к инновациям

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности. Основной целью обучения иностранному языку  в современной школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение учащихся практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели требует новых подходов к отбору содержания и организации материала, а также необходимость новых подходов при организации учебного процесса.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к  водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим, насколько разным может быть отношение учащихся к изучению иностранных языков. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и,  откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но я, столкнувшись с данной ситуацией, восприняла ее абсолютно по-другому, для меня — это знак для решения вопроса «Являются ли, применяемые мною, методы и подходы эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Я считаю, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

Это и определило тему моей педагогической проблемы, над которой я работаю уже в течение нескольких лет.  Я наметила для себя основную цель: повысить уровень положительной мотивации школьников к изучению английского языка для повышения качества знаний.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами с некоторыми методами и формами работы, помогающими мне в достижении этой цели.

В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования различных методов как средства повышения мотивации достижения успехов у младших школьников на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались А.С. Макаренко, Выготский Л.С., Матюхина М.В., Якобсон П.М., М.Н. Скаткин и др. Изучив теорию по волнующему меня вопросу, я пришла к выводу о том, что формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.

В своей работе я уделяю особое внимание стартовой ступеньке школьного образования, т.е. моменту появления в жизни младшего школьника учебного предмета «Английский язык». Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Еще английский методист Г. Пальмер, который придавал большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Позаботься о первых двух ступенях обучения и остальные позаботятся о себе сами».

Общеизвестно, что особенностью психологического развития младших школьников является преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, поэтому в качестве основной педагогической технологии для повышения уровня мотивации к изучению английского языка я выбрала для себя следующие методы урочной работы: метод игры в развитии устной и письменной речи; методику использования песен, стихотворений и рифм для усвоения языкового материала; метод использования компьютерных технологий и сети Интернет;  использование арт-технологий.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Я стараюсь, чтобы все, что происходит на моем уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание и желание изучать английский язык. Каждый урок начинаю с песни-приветствия (Hello!) и заканчиваю песней-прощанием (Bye-bye!). Это хорошо организует детей, придает им настроение и подготавливает их к началу или окончанию урока.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке я стараюсь учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Я подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. На моих уроках преобладает индивидуальная, парная и групповая форма работы. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу использую при создании разного рода проектов.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение.  Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Для этого подбираю и использую на своих уроках всевозможные игровые формы работы.

Я использую очень много игр для развития устной и письменной речи практически на каждом уроке. Сюда входят как лексические и фонетические, так и подвижные игры. Каждое новое английское слово стараюсь сопровождать соответствующим движением, карточкой или предметом. При изучении новой лексики подбираю игры с использованием карточек. Это помогает детям легко запомнить новые лексические единицы и легко научиться читать. Для введения диалогов и разыгрывания ситуаций использую игрушки. Дети очень любят общаться с ними. Более того, они любят сами изготавливать игрушки и разыгрывать небольшие диалоги в парах и группах.

Очень широко использую методику использования песен, стихотворений и рифм для усвоения языкового материала. Это позволяет создать благоприятный психологический климат, снизить психологическую нагрузку, активизировать языковую деятельность, повысить эмоциональный тонус и поддерживать интерес к изучению английского языка.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования компьютерных технологий или глобальной сети Интернет с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. У меня есть небольшая личная библиотека различных обучающих компьютерных программ, а также аудио и видео дисков, которые я систематически применяю на своих уроках.

«Арт-технология» - это обучение учащихся творчеству. Здесь очень широко использую проектный метод работы: изготовление 3D букв, открыток, плакатов, книжек и т.д. Дети получают возможность научиться не только выполнять проектную работу, но и защищать ее. Такая деятельность им очень нравится. Дети пишут, рисуют, раскрашивают, вырезают, клеят. Также дети получают возможность работать в сотрудничестве не только со своими сверстниками, но и с родителями и другими членами семьи.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания использую и другие методики. Так, мои ученики используют листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. 

Очень часто для активизации учебного процесса на уроках использую так называемые игральные «фишки». За каждый правильный ответ – фишка. В конце урока подводится итог. Хорошую оценку получает тот, кто набрал наибольшее количество фишек. Стараюсь стимулировать детей небольшими подарками: наклейками, сладостями, открытками.

Все ученики начальных классов стараются общаться со мной на английском даже вне урока. Каждое утро я слышу приветствия: “Hello, teacher! How are you?” (Здравствуйте, учитель! Как Ваши дела?), а после уроков:“Good-bye, teacher!” (До свидания, учитель!) или “See you!” (До встречи!) В столовой “Enjoy your meal!” (Приятного аппетита!) и т.д. Это чрезмерно радует меня.

Я горжусь тем, что мои ученики успешно выступают в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку. Отдельные ученики уже смогли применить знание языка, путешествуя за рубежом.


Таким образом, подводя итог моей проделанной работе, хочется сказать, что использование современных активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и применение ТСО, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению уровня мотивации учащихся к изучению английского языка,  организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью, высоким уровнем познавательной активности и повышению качества знаний учащегося.



В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: "Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью".



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евдокимова Юлия Юрьевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства