kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие интонации и просодии. Их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие интонации и просодии.Их соотношение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие интонации и просодии. Их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления»

Понятие интонации и просодии. Их соотношение как лингвистического и акустико-физиологического явления

В настоящее время понятие «просодия» получило широкое распространение и различное толкование. Не вдаваясь в историю возникновения и развития этого термина, а также нюансы его понимания, отметим, что существуют 2 чётко выраженные и диаметрально противоположные точки зрения в понимании явления, которое называют просодией.  Одна из них разграничивает понятия просодии и интонации и относит их к разным речевым сегментам: под просодией понимают «такое наблюдаемое в устной речи явление языка, которое служит для различения слогов и определения их сочетания в фонетическом слове». Под интонацией же понимается такое наблюдаемое в устной речи явление языка, посредством которого смысловое содержание предложения, выраженные в нём предикативные отношения, коммуникативное значение и модальнось, а также лексический состав и синтаксический строй получают своё конкретное выражение, определяясь характером реальной или воображаемой ситуации общения посредством языка или контекстом. Интонация служит также  одним из средств различения стилистических особенностей речи и отличает орфоэпически правильную речь на данном языке» Что касается компонентов интонации, то в этой области ведутся споры, что следует включать в понятие «интонация». Широкое (многокомпонентное) понимание интонации характерно для русской лингвистической школы в отличие от западной (особенно американской и британской), для которой типично отождествление понятия интонации с мелодикой. Из сказанного следует, что изложенная выше точка зрения на интонацию и просодию предполагает четкое разграничение этих понятий и отнесение их к разным речевым сегментам: просодии – к слогу, интонации – к фразе.   Вторая точка зрения на просодию во многом смыкается с пониманием интонации как многокомпонентного единства. В понятие просодии включаются такие компоненты, как мелодия, ударение, тон (словесный), ритм, пауза, темп, тембр, долготные характеристики – практически все те, которые рассматриваются в системе интонации. Сторонники широкого толкования понятия «просодия» чётко противопоставляют сегментный и супрасегментный (просодический) уровни. Т.о., под просодией понимается система супрасегментных средств, в которой можно выделить ряд единиц. Обычно эти единицы называют компонентами просодии. Каждый компонент, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, единицы которого взаимодействуют не только в рамках своей системы, но и с единицами других просодических систем. Во избежание терминологической омонимии начиная с 70 гг. в обиход ввели ТЕ «просодика» для разграничения областей применения: просодика относится только к слогу, а просодия соотносится со всеми сегментными единицами (слог, фраза, синтагма, фраза, фоноабзац, текст). Помимо этих 2 точек зрения на интонацию и просодию как понятия синонимичные и понятия с отличающейся по масштабу сферой применения, существует еще и третья точка зрения, которая различает эти понятия с фонологической точки зрения. В этом смысле просодия противопоставляется интонации, поскольку объединяет супрасегментные характеристики речи на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность) и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время), а интонация употребляется для обозначения функциональных категорий. Наука, изучающая единицы просодии называется просодемика, а сами единицы – просодемами (по аналогии с фонемами). В рамках просодемики можно выделить такие направления как акцентологию, тонологию и др. Соответственно, в понятие просодемы объединили интонему, тонему, стронему, хронему (хотя в употреблении остались только первые 2 термина). Сложность выделения просодем состоит в том, что материально они часто эквивалентны одному признаку ( а фонема – всегда комплекс признаков). Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза. Интонация – это языковая универсалия. В мире не существует языков, которые были ли бы монотонны, т.е. без изменения просодических параметров. Однако в разных языках интонация функционирует по-разному. Какую же роль интонация играет в языке? Чем дальше мы уходим от простой способности порождать и понимать грамматические предложения в сторону коммуникативной компетентности, тем более отчётливо мы начинаем осознавать тот вклад, который интонация вносит в  коммуникативную полноценность речевого акта. Мы начинаем понимать, что отработка интонации  - это не просто «косметическое» или «декоративное» упражнение, сравнительно неважное, а весьма важный вид учебной деятельности, который ведёт к осознанию некоторых фундаментальных аспектов коммуникативного процесса. Обычно выработке правильных интонационных навыков уделяется меньше внимания, чем артикуляционных, хотя овладеть интонационными навыками гораздо сложнее. Это происходит по 2 причинам.

Первая состоит в том, что интонация употребляется носителями языка ещё более бессознательно, чем звуки, и, помимо этого, практически никак не отражается на письме (за редким исключением таких ориентиров, как курсив или пунктуационные значки). В то же время, даже в языке с такой сложной орфографией как в английском, читателю постоянно подсказывают, какие звуки он должен произнести. Вторая причина состоит в том, что английские звуки изучены намного глубже, чем интонация: так уж получилось, что фонетисты больше занимались сегментными единицами - фонемами, чем интонацией. Начнём с описания интонации на перцептивном и акустическом уровнях.

Практически невозможно описать интонацию одним или двумя словами. Иногда подъёмы и спады высоты тона и громкости сравнивают с волнами в океане. Д.Болингер писал в своей книге «Интонация»: «…Поверхность океана отвечает силам, которые воздействуют на её поверхность, с помощью движений, напоминающих взлёты и падения человеческого голоса…». Советские лингвисты единодушны во мнении, что на перцептивном уровне интонация представляет собой комплекс, единое целое, образуемое значительными взаимосвязанными друг с другом изменениями высоты тона, громкости и темпа. Некоторые учёные добавляют в список четвёртый компонент – тембр. Тембр служит для выражения эмоционального аспекта интонации. Акустическим коррелятом тембра является спектральная характеристика звука. В понятие тембра включают и «звонкость» или «звучность» голоса, под которой понимают чистоту, яркость его звучания. Однако до настоящего времени тембр практически  глубоко не изучался. Ни его материальные составляющие, ни лингвистические функции до сих пор подробно не описаны. Поэтому, хотя бесспорно тембр и передаёт определённые эмоциональные или психологические оттенки значения, но включать его в список компонентов интонации вместе с высотой, громкостью и темпом не стоит. Необходимо отметить, что многие зарубежные лингвисты ограничивают понятие интонации, включая в него только движение тона, хотя иногда допускают и включение в список громкости. Такая точка зрения представляется неверной, хотя с её авторами можно согласиться в том, что высота тона является основным компонентом интонации. На акустическом уровне высота тона соответствует основной частоте колебаний голосовых связок; громкость соответствует амплитуде колебаний; темп – это время звучания единицы речи. Чтобы описать интонацию с точки зрения перцепции, понаблюдаем, как 3 компонента интонации (высота, громкость и темп) реализуются в речи. Каждый слог в речевой цепочке имеет свою собственную высоту тона.  На некоторых слогах тон заметно поднимается или опускается. Каждый слог несет на себе определённую громкость. Вместе с темпом речи они образуют интонационную модель, которая является основной единицей интонации. Интонационная модель содержит одно ядро и может содержать прочие ударные и безударные слоги, ядру предшествующие или за ним следующие. Границы интонационной модели могут быть отмечены временными паузами. Посредством интонационных моделей синтагмы реализуются в устной речи. В фонетике реализованные синтагмы называются интонационными группами (тоногруппами, смысловыми группами). Каждая интонационная группа может состоять из 1 или более потенциальных синтагм, например, предложение «I think he is coming soon» включает в себя 2 потенциальные синтагмы: I think и he is coming soon, однако в устной речи обычно реализуется как одна интонационная группа. Интонационная группа – это фрагмент устной речи, который может по длине равняться целой фразе (т.е. предложению, реализованному в устной речи). Количество интонационных групп зависит от долготы фразы и степени семантической важности или эмфазы отдельных её частей. This \bed was ‘not ‘slept ,in ,This bed was \not ‘slept ,in. Дополнительный терминальный тон на ,This bed выражает эмфазу «эта кровать» по сравнению с другими. Ещё пример: Last summer we went to stay with my sister in the Crimea.  Last summer we went to stay with my sister in the Crimea.

Эту фразу можно произносить как с одной, так и с двумя интонационными группами, которые совершенно чётко влияют на значение. Рассмотрим подробно каждый из просодических составляющих интонации и понаблюдаем, как они реализуются в таких языковых единицах как синтагмы, предложения, синтаксические единства. Среди параметров высоты тона выделим 3: чёткие изменения   направления тона,  уровня тона  и диапазона тона.   Хотя изменение высоты тона и считается лингвистически самым значимым компонентом интонации, его можно рассмотреть с изменениями громкости, второго компонента интонации, поскольку разделить эти 2 явления, создающих эффект ударности просто невозможно.

Не все ударные слоги обладают одинаковой значимостью. Один из слогов обладает большей выделенностью и образует ядро, или центральную точку интонационной модели. Фактически, определение для ядра можно сформулировать таким образом: это слог с сильным ударением, обычно последний из подобных слогов в интонационной модели, который отмечает место значительного изменения направления высоты тона (т.е. место, где она отчётливо поднимается либо падает).

1.2 Просодия слога, слова и предложения.

Просодия слога: кроме особых законов расположения сегментов, слог может обладать и собственными просодическими признаками, которые характеризуют его как цельную супрасегментную единицу.

Слоговые тоны. Наиболее распространенным просодическим признаком слога является тон. Языки, которые используют различие слоговых тонов для передачи смысловых противопоставлений, никоим образом не являются редкостью: на них говорит почти половина населения земного шара. Детальная классификация тональных систем была предложена в конце 1940-х годов американским лингвистом К.Пайком.

Имеются два базовых типа слоговых тональных систем: уровневые и контурные. В основе систем первого типа лежит противопоставление ровных тонов разных уровней (высокий, низкий, средний, возможны промежуточные уровни). Так устроены тоны во многих языках Африки и американских индейцев. В основе систем второго типа лежит противопоставление скользящих тонов (восходящий, нисходящий или их комбинации). Системы этого типа представлены слогоморфемными языками Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский и др.).

В системах уровневого типа тональная конфигурация слова задается как цепочка тонов составляющих его слогов. Переходы между разными уровнями происходят на слогоразделах. Примеры минимальных контрастов из двух африканских языков (буквами H, L, M обозначены, соответственно, высокий, низкий и средний тональные уровни): havi (LH 'поросенок') – havi (HH 'друг'; язык эве); akpa (HH 'река') – akpa (LH 'первый') – akpa (HM 'он умирает'; язык эфик).

В языке может быть противопоставлено до пяти уровней тона. Согласно Пайку, с уменьшением числа уровней расстояние между ними увеличивается, поскольку тональный диапазон во всех языках является примерно одним и тем же, а противопоставленные тоны стремятся ко взаимному удалению.

В уровневых тональных системах наряду с ровными тонами могут присутствовать скользящие.

Тоны используются не только как средство лексического противопоставления, но также в грамматических функциях.

Кроме скользящих тонов, контурная система обычно содержит хотя бы один ровный тон – он задает исходный уровень, от которого отсчитывается тональное изменение. Например, в пекинском диалекте китайского языка имеется один ровный (высокий) тон и три скользящих тона: восходящий, нисходяще-восходящий и нисходящий; в примерах ниже они обозначены надстрочными индексами. В так называемых моносиллабических языках (см. СЛОГ) тон часто является единственным различителем смысла. Как и в уровневых системах, тон характеризует слог как целое и реализуется на всем его протяжении, что хорошо видно на интонограммах.

Слоговые тембры. В качестве интегральных свойств слога могут выступать и тембровые признаки. Именно так функционировали мягкость и твердость в древнерусском языке. На весь слог могут «расплываться» и другие тембровые признаки. Например, в американском варианте английского языка сужение глотки, сопровождающее артикуляцию звука [r], может распространяться на предшествующие звуки.

Просодия слова: цепочки слогов, составляющих слово, в большинстве языков объединяются в некоторую цельную структуру. Полнозначные слова в современных европейских языках имеют ясную ритмическую организацию: один из слогов фонетически выделен (является ударным), а другие уступают ему по силе (являются безударными). Таким образом, звуковой поток членится на некоторые ритмические кванты, объединенные вокруг ударных слогов. Имеются и другие средства фонетической интеграции слова, а тем самым – и отделения его от соседей. Чаще всего это тембровые просодии, охватывающие слово как целое, однако наиболее типичным просодическим средством словесного уровня является все же ударение.

Просодие предложения: слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono 'громко произношу'. Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Предложение может распадаться на более мелкие компоненты – фонетические синтагмы, которые соответствуют синтаксическим или смысловым его частям. Фонетические синтагмы используют для своего оформления те же просодические характеристики, что и предложение.

Каждое из основных просодических средств может использоваться двумя способами: локально – в составе фразовых акцентов, которые реализуются обычно на ударных слогах, и интегрально – как общая характеристика интонационной группы.

1.3 Просодические средства

  Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

  Просодическими  средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

  Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом. Так же довольно высоким голосом более широкого диапазона тональности, силы и высоты звуков передаются гнев и страх. Однако взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена.

  Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, то есть отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

  Скорость речи также отражает чувства: быстрая, речь - взволнованность, обеспокоенность чем-либо или личные проблемы. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Спокойная, медленная манера говорить указывают на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника.

  Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком уравновешенности, возбудимости человека.

  Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит.

  Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

  Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Умение слушать - это один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона. «Не слушать, - писал Бальзак, - это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения... Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания...». Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств. Умение слушать - профессиональная черта руководителя.

  Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и, наблюдая за жестами в ходе речи, может определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

  Богатство языка предоставляет человеку различные возможности для описания себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям его личности, тем более позволяет этот язык понять изменить себя, тем больше различий между собой и другими людьми он может заметить. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Руководитель должен знать последствия употребления им слов и выбирать те, что работают на созидание, а не на разрушение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дурнайкина Мария Николаевна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства