Полиязычие – действенный инструмент подготовки молодого поколения
Полиязычие – действенный инструмент подготовки молодого поколения
Статья отражает необходимость полиязычного образования в эпоху технологизации и глобализации мирового сообщества. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Представлены современные подходы к обучению иностранного языка и роль английского языка в формировании полиязычной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Полиязычие – действенный инструмент подготовки молодого поколения»
Полиязычие – действенный инструмент подготовки молодого поколения.
Ткачева Н.Н.
Заместитель директора по учебной работе КГУ «Средняя школа №13», учитель английского языка
Бұл мақалада көптілділік мәселесі қарастырылады. Бұл мәселе өте көкейтесті, себебі жаһандандыру және технологияландыру дәуірінде көп тілдерді білу заман талабы. Қоршаған әлемде болып жатқан үдемелі өзгерістерде біліктігі жоғары дамыған, бәсекеге қабілетті жастардың қалыптасуында негізгі, әрекетті құралдың бірі – көптілділік. Мақалада шетел тілді тиімді оқытудағы жаңашыл әдіс – тәсілдері ұсынылып, көптілді тұлғаны алыптастыру барысындағы ағылшын тілінің алатын орны көрсетілген.
Статья отражает необходимость полиязычного образования в эпоху технологизации и глобализации мирового сообщества. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. Представлены современные подходы к обучению иностранного языка и роль английского языка в формировании полиязычной личности.
The article reflects the necessity of polylinguistic education in the epoch of technologization and globalization of world association. Polylinguistic education is considered to be an effective implement for young generation training in the conditions of intercommunicative and interdependent world. The modern approach of foreign language teaching and the role of English language in the formation of polylinguistic person are represented.
Сегодня, в век технологизации и глобализации, необходимое условие развития экономики страны – наличие общества, способного к диалогу с другими культурами, умеющего общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и мирового сообщества. В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как никогда актуальна проблема полиязычного образования.
В своих выступлениях и обращениях Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества на пути вхождения в мировое экономическое пространство. В 2004 г. Президент впервые озвучил идею триединства языков в Казахстане и неоднократно к ней возвращался впоследствии. В октябре 2006 г. на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства вновь отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. И уже в 2007 г. в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Н. Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Проект предполагает, что для прорыва в экономике каждый гражданин Казахстана должен проникнуться идеей овладения тремя языками, а система образования должна создать для этого все необходимые условия. Именно с этого момента и начинается отсчёт новой языковой политики независимого Казахстана.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику». Для казахстанцев идея триединства языков особенно важна, поскольку она сформулирована как ответ на вызов времени, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобальный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками.
Цель образования на современном этапе – это не просто знания, но и формирование ключевых компетенций, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в обществе. Совет Европы выделил пять базовых компетенций, которые сегодня необходимы каждому специалисту, чтобы быть успешным. Среди них - умение устно и письменно общаться, что, естественно, предполагает владение несколькими языками
Следует отметить, что практически во всех документах в области языковой политики стержневой идеей является необходимость овладения несколькими языками. Из Концепции развития системы образования РК до 2015 года: «Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира».
Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы определяет полиязычие как стратегически важную задачу образования. К 2020 году 100% населения Казахстана должны владеть казахским языком, 95% —русским и 25% — английским.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечена необходимость полиязычного обучения, активного внедрения иностранных языков в казахстанскую действительность. “Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни”.
Почему же, определяя приоритеты национального образования, из всего многообразия иностранных языков Президент Казахстана делает акцент именно на английском языке?
В наше время английский язык играет чрезвычайно важную роль в таких сферах человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, банковское дело, торговля, спорт, туризм.
Английский язык – это родной язык более чем для 400 млн. человек, живущих в 12 развитых странах мира, таких как: США, Канада, Англия, Австралия и др. Более чем в 30 странах мира (Индия, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Бирма и др.) он широко используется в качестве государственного наравне с национальными языками. Английский язык занимает 1 место в мире среди иностранных языков, изучаемых в средней и высшей школе, а также на различных курсах системы образования взрослых. Владение английским языком является нормой для научно-технической интеллигенции большинства развитых стран, т.к. абсолютное большинство международных научных, технических, политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров проводятся на английском языке. Этот язык стал международным языком в авиации и судоходстве. Он является основным средством общения при контактах иностранных туристов с обслуживающим персоналом на всех континентах. Известно, что в настоящее время около 1 млрд. людей, то есть 1/5 населения нашей планеты, в той или иной степени владеют английским языком. Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах, чтобы они свободно владели иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков.
В этой связи с особой остротой перед учителем иностранного языка стоит вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся.
Успешность в решении этой проблемы во многом зависит от формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка, осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Формирование мотивации обеспечивают: интерес к предмету, осознание значимости изучения языка, его практическое применение.
Развитию интереса к изучению английского языка способствует использование современных технологий, нетрадиционных форм урока: познавательных и деловых игр, учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций. Большим подспорьем для учителя в решении этой проблемы сегодня являются современные мультимедийные программы, которые представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Используя информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:
формировать навыки чтения, используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать умения аудирования на основе звуковых текстов речи носителей языка
совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений.
пополнять словарный запас лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального, экономического и политического устройства общества;
знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения в различных ситуациях, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
формировать информационные навыки
Мультимедийные программы наилучшим образом соответствуют структуре учебного процесса. Они максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям. В этих программах используются методические приемы, позволяющие производить ознакомление, тренировку и контроль.
Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Мультимедийные обучающие программы имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащихся.
Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам, несомненно, несет в себе огромный педагогический потенциал, превращает обучение иностранному языку в творческий процесс, позволяет погрузиться в яркий красочный мир живого английского языка
Для ученика, особенно пятиклассника, поступление в зарубежный университет, изучение или поездка за границу слишком далекая перспектива. Практическое применение английского языка учащимися сегодня, а не в отдаленной перспективе, дает осознание значимости изучения этого предмета.
Уже сегодня учащиеся используют английский язык:
участвуя в предметных олимпиадах, конкурсах проектов, международных играх-конкурсах «British Bulldog», «Кенгуру-лингвист»;
просматривая сайты Интернета, зарубежные мультфильмы и фильмы для тинейджеров;
устанавливая и осваивая новые компьютерные программы, которые удовлетворяют их интересы;
являясь активными участниками международных компьютерных игр, не имеющих русифицированных версий;
с легкостью используя американизмы, которые прочно входят в нашу повседневную жизнь.
Владение несколькими языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной компетентности человека. Общество испытывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих языками и получающих в связи с этим реальные шансы стать успешными в социальном и в профессиональном плане. Я уверена, что разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.