Большинство школьников относят английский язык к трудным предметам. Норман Уитни, известный британский методист, подчеркивает, что "мотивация-это ключ к успешному обучению".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Поддержание мотивации в обучении иностранного языка при переходе от начального этапа к среднему звену в свете новых ФГОС
Специалисты сходятся в одном: « Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». Какие бы современные методики обучения они не применяли, какую бы разнообразнейшую наглядность ни использовали на уроках, как бы ни стремились создавать атмосферу общения в учебном процессе- результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком.
Большинство школьников относят иностранный язык к трудным предметам. Норман Уитни, известный британский методист, подчеркивая, что «мотивация-это ключ к успешному обучению», выделяет три важнейших условия ее повышения:
-возможность для школьников в процессе изучения иностранного языка общаться и выражать себя;
-многообразие тем, действительно представляющих интерес для данной возрастной группы;
-постоянное ощущение школьниками своих достижений и прогресса в овладении языком.
Это последнее условие Норман Уитни считает самым важным.
В.П.Кузовлев и другие авторы УМК «Английский язык» также отмечают, что формирование положительного отношения и мотивации к изучению иностранного языка достигается тремя путями:
за счет отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация);
благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанностям, а по чисто человеческой заинтересованности в общении с учителем или свертниками( (коммуникативная мотивация);
благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя (мотивация успеха).
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам любовь к предмету очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые тоже создает учитель на уроке. И каждый день приходиться взвешивать все «за» и «против», чтобы успешнее ввести детей в мир английского языка, научить их учиться. Ведь по своим психологическим особенностям младшие школьники резко отличаются от учеников среднего и старшего возраста. Очень пытливые, любознательные, они требуют особого внимания, тщательного изучения возрастных особенностей и, конечно, особых подходов к их обучению. Думаю, что умение учителя сопереживать: делить вместе с детьми их радости и горести- одно из важных условий успешного общения и обучения. Где есть взаимопонимание-там есть сотворчество, сотрудничество, есть положительный результат.
Исследователи утверждают, что лучше всего начинать изучение иностранного языка в 5 -8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно
Приступая к работе с младшими школьниками, учитель должен четко представлять, что отличительной чертой таких детей является активная познавательная деятельность. В начале учебной деятельности у малышей преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная работа даже в течение непродолжительного времени приводит к утомляемости детей. Это особенность определяет необходимость частой смены видов деятельности ребенка и включения игры в учебный процесс.
Особенностью детей младшего школьного возраста является и безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Важно знать, как развивается мотивация достижения успехов в изучении английского языка у малышей. Если на уроке учитель, обладающий достаточно большим авторитетом для детей, мало хвалит за успехи и больше наказывает за неудачи, то в итоге у ребенка формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, наоборот, внимание со стороны учителя и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Чтобы сделать ребенка счастливым- надо помочь ему учиться! А для малышей нет ничего лучше, как поиграть. Вот мы и стараемся почаще играть на уроках английского языка в младших классах. Это замечательное средство для развития навыков устной речи и чтения. Играя, дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Важно помнить, что в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. Еще в работах Я.А. Коменского отмечалось, что с помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам.
Очень важно, чтобы приемы, которые применяет учитель, ставили учащегося перед необходимостью решения мыслительных задач, а не только требующих простого запоминания. И также необходимо, чтобы учащийся не только воспроизводил речевую единицу, но и создавал сам "речевое произведение", т.е. мог, используя единицы языка, построить высказывание в связи со стоящей перед ним коммуникативной задачей. Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста основывается на их возрастных и психологических особенностях, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания и т.д. Принимая во внимание возрастные особенности младших школьников, я использую разнообразные материалы и эффективные формы работы с детьми, что позволяет формировать устойчивый интерес учащихся к изучению английского языка. Постоянный поиск новых средств обучения, делают урок интереснее и, играя с детьми с одной стороны, вести обучение с другой.
В течение всего начального периода обучения знакомлю детей в занимательной форме с фонетикой английского языка и работаю над формированием у них навыков правильного произношения.
Особое внимание я уделяю такому этапу урока как фонетическая зарядка. Сначала рассказываю детям об артикуляции каждого звука, а они имитируют мои движения и повторяют как отдельный звук, так и буквосочетания, слова, а затем мы отрабатываем в едином речевом потоке. Я всегда провожу её в игровой форме. Дети, увлекаясь игрой, механически запоминают правильное произношение звуков.
Игра “Teacher – Pupil”.
Учащиеся работают в парах. Один из них является “учителем”, другой – “учеником”. “Учитель” называет звук, а “ученик” называет слово или составляет целое предложение или словосочетание с этим словом.
Например:
Учитель произносит звук, а затем называет слова. Если в слове присутствует заданный звук-дети хлопают в ладоши, если они его не слышат-нет. Для усложнения задания называются слова на заданный звук, в которых звук находиться либо в начале, либо в середине, либо в конце слова.
Например: «Т»
«Tiger»-дети хлопают в ладоши.
«Antelope»- дети топают ногами.
«Cat»-дети щелкают язычком.
Игра «Findthehouse»
На доске размещают карточки(5-6) со словами на 2-3 звука, а также карточки с соответствующими звуками (домики ). Дети, беря карточку со словом, называют его и кладут в соответствующий «домик»,т.е. с тем звуком,на который это слово начинается.
«Word road»
На полу раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребенок идет по «дорожке», называя все слова. Аналогичное задание можно проделывать с буквами и звуками.
Для учащихся 4-5 классов.
Например:
Qq [kju:] Quickly hare, quiet
My Dad is a quiet man. This question is difficult.
Цель следующих фонетических игр – правильное произношение звуков, с постепенным увеличением скорости скороговорки.
Yellow butter, Purple jelly, Red jam, Brown bread, Spread it thick, Say it quick.
How many cookies could a good cook cook, If a good cook could cook cookies?
I would if I could. If I couldn’t how could I? I couldn’t if I couldn’t could I? Could you if you couldn’t, could you? I miss my Swiss Miss. My Swiss Miss misses me.
Merry Mary marries Marty Monday.
Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую помощь оказывают стихотворения. Можно попросить детей принести игрушки, коврик, на что они с удовольствием откликаются (реализуется принцип наглядности).
Целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии.В ходе проведения таких физкульминуток ученики не только снимают усталость, но и запоминают новые слова, словосочетания и рифмовки. Таким образом, мы достигаем двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов. Очевидно, что введение нового лексического и грамматического материала, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании стихов и рифмовок, но ребятам это быстро может надоесть, если это будет просто механическое запоминание текста. Поэтому, приходится придумывать различные игры, чтобы ребятам было интересно.
Игра: Wakeup!
Тема: “Colours”.
Игра: Rainbow.
Развивающие игры.
1. «Закончи предложение»
Игра может быть использована при тренировке лексики, грамматических структур по любой изучаемой теме.
Учитель кидает каждому мяч и говорит первую часть предложения.
Ученик должен поймать мяч и закончить предложение.
Если ученик неверно заканчивает предложение, то это предложение нужно разобрать и подобрать верное слово.
T: I like to play… P: …hopscotch.
T: I ve got a… P: …a father.
T: I can play… P: …football.
T: I want to be a… P: …doctor.
2. «Распредели предметы на группы»
Перед учащимися разложены картинки с изображением предметов по разным темам. Ребята должны сгруппировать предметы на группы по темам, назвать каждый предмет и дать название общей темы.
Например: a dog, a cat, a fox,…-animals(или: zoo); mother, father, sister,…-family.
3. «Определи игрушку»
Игрушки, принесенные детьми, расставлены на столах, стульях. Водящий на 2-3 минуты выходит из комнаты. В его отсутствие один из детей выбирается, чтобы загадывать водящему загадку.
Этот ребенок должен мимикой и жестами показать, какую игрушку он задумал. Водящий должен отгадать игрушку, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно!»(Right!), или «Неправильно!»(Wrong!)
Затем водящий и загадывающий меняются.
Грамматические игры
1) Игра “Puzzle”.
Предлагается для закрепления грамматического материала. Учащимся предлагается собрать 2 разрезанных картинки, на 1 из них изображения по разным темам (например горилла на машине, горилла под машиной). Учащийся собирает 1 картинку, а затем по ней составляет необходимое предложение (здесь идет закрепление глагола to be и предлогов места).
2) Игра “Лото”.
Цель: учить безошибочно употреблять глагол to be (am, is, are) в предложениях с личными местоимениями.
Каждый ученик получает большую карту, в которой выборочно внесены личные местоимения, существительные или имена собственные их заменяющие. Учащиеся “заполняют лото”, кладут маленькие карточки на свободные клетки большой карты (в правильном порядке).
3) What is this?.
Мальчик или девочка пьёт молоко, играет, рисует. В отверстии видна только голова. Показав открытку, учитель спрашивает: “What is he (she) doing?” “Is he (she) eating, sleeping, reading, playing)?
Лексические игры
Цели:
Тренировать в употреблении лексики;
Активизировать речемыслительную деятельность;
Развивать речевую реакцию учащихся.
1) “Memory Game”.
Match the words and write the pair
Cool
People
Boring
Lesson
Generous
Girl
Comfortable
Sofa
Clever
Weather
2) “Opposites”.
Write 10 opposites beginning with “f”
F – slim; F – boring; F – so so!; F – fragile; F – unforgettableю
3) Домино.
Ученикам раздаётся по 4-6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.
Орфографические игры
1) “Scramble the words. How many words can you form?”.
На доске пишется любое слово на английском языке. Учащиеся поочередно подходят к доске и пишут. Учащимся предлагается составить больше слов из одного слова.
Например: Advertisement.
Ten, man, name, rat.
2) “Unscramble the Words”.
Match the words in the column on the left with the words in the column on the right.
A
B
Fat
Oht
Fast
Ylils
Hot
Ysh
Silly
Mrats
Happy
Atf
Shy
Tasf
Smart
Ypaph
3) Find out the rhyming twins and write them down.
Blouses, wrong, big, there, thought, night, skirt, pet, farm, my
Wear, caught, light, pig, shirt, arm, eye, wet, trousers, long
4) Write down your name or surname then the words beginning with the letters of your name.
Например:
Ice Garden Octopus Rhyme
5) Write the words that begin with these letters.
S
E
T
N
6)How many words can you find? Who is the winner.
Workeyesausagearockitexcitextrainoseyend
7) Change a letter, Make a New Word.
Пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача – превратить одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву.
CAT—RAT—FAT COW—NOW—HOW
Выигрывает тот, кто написал первый последнее слово.
В конце полугодия, когда учащиеся уже приобрели определенный запас знаний, можно провести нетрадиционный урок, например, урок-конкурс с различными загадками, ребусами, соревнованиями с выставлением баллов и вручением утешительных призов. Это позволяет вовлечь в подготовку урока максимальное количество учащихся, создать положительный фон и стимулировать интерес к английскому языку, внести дух соревнования в учебный процесс.
Особым видом работы по формированию у младших школьников адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует лишь в том случае, когда ученик воспринимает задание как достаточно трудное и поощрение учителя он рассматривает как высокую оценку своих возможностей и способностей. Очень важно также, чтобы учитель сравнивал успехи ученика не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами. Содержательная оценка предполагает четыре момента: доброжелательное отношение к ученику как к личности; положительное отношение к усилиям ученика, направленное на решение задачи; конкретный анализ трудностей; конкретный совет, как можно улучшить собственный результат. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страх сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. По мнению многих педагогов, наличие ошибок не свидетельствует о неуспеваемости. Они доказывают, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нем активное участие. В центре обучения ребенок,который является главным субъектом учебного процесса.Задача учителя создать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ребенка, что является залогом успешного обучения иностранному языку при переходе от начального звена к среднему.
Все приемы и методы работы по организации игр с детьми способствуют повышению мотивации в изучении языка, активизируют познавательную деятельность, развивают умственную активность и любознательность, формируют целенаправленное внимание, произвольную память и воображение, осознанное управление своим поведением, а, следовательно, влекут за собой повышение уровня обученности детей. Конечно, невозможно охватить все в одной работе, бесспорно, есть много других методов, которые также достойны внимания педагогов, приступающих к обучению детей английскому языку на начальном этапе.